Как крепить солнечные панели на крыше
Перейти к содержимому

Как крепить солнечные панели на крыше

  • автор:

Солнечные батареи на крыше автодома — Автономная энергетика

Во время длительных путешествий и стоянок лагерем вопрос с электрической энергией стоит достаточно остро. Кто-то ездит вообще без холодильника и пользуется только освещением салона. У нас же основным потребителем энергии является мой ноутбук, так как в поездках я занимаюсь обработкой и монтажом видео, а Макбук Про при высокой нагрузке кушает как не в себя. Именно поэтому в дополнение к штатному стартёрному аккумулятору я установил ещё три AGM-батареи в салоне общей ёмкостью 285А*ч.

За вечер и ночь во время стоянки мы обычно расходуем 30-40% ёмкости батарей, для них это как раз наиболее щадящий режим работы. Но такими темпами "в ноль" они разрядятся за полтора дня, так что их приходится подзаряжать. Заводить дизельный двигатель на полтора-два часа лишний раз совершенно не хочется, да и длительная работа на холостых оборотах не идёт на пользу любому мотору.

Так что на помощь приходят солнечные батареи. Пожалуй, одна из самых необходимых вещей для автономных путешествий на кемпере.

1. Общая длина фургона — 7 метров, а плоскость крыши имеет размеры 430х150 сантиметров. Было бы странно не использовать такое огромное пространство, так что с завода мы оснастили машину полозьями для установки рейлингов, которые будут использоваться для крепления маркизы (бокового навеса) и солнечных панелей. Кстати, обратите внимание на круглую пластиковую пробку позади камеры заднего вида — к счастью, инженеры Мерседес-Бенц предусмотрели, что кому-то может быть жалко сверлить крышу для того, чтобы протянуть электропроводку.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

Как я выбирал солнечные панели?

Основным критерием был размер (а там всего лишь несколько возможных вариантов), они должны были занять максимально возможное пространство на крыше, и при этом сбоку должно было остаться место для размещения маркизы.

Пришёл к выводу, что для меня будет идеальным установка двух батарей размерами 200х100см друг за другом. А дальше по соотношению "цена/мощность" остановился на отечественном производителе Sunways. Из "плюсов" — всё есть в наличии в Москве, покупал весь комплект в одном месте (сделали скидку) и гарантия производителя на отсутствие заводского брака.

2. А вот и сами "батарейки". Вживую оказались больше и тяжелее, чем я представлял. К моменту покупки уже был готов каркас кровати и установлены задние сиденья, так что в салон они поместились только по диагонали.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

3. Далее идёт "мозг" всей системы — контроллер заряда EPSolar Tracer, выполненный по технологии MPPT.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

Солнечные панели (они бывают на 12 и 24 вольта) нельзя подсоединять напрямую к клеммам аккумуляторов. Причина довольно простая: панель "не знает" уровень его заряда, и в солнечную погоду будет пытаться закачивать энергию в уже полностью заряженный аккумулятор, что ведёт к его стремительному старению. Так что обязательно использование контроллера.

Контроллеры бывают двух типов. Первый — PWM, или ШИМ-контроллер (в нём используется технология широтно-импульсной модуляции). Они проще и дешевле в производстве. Вкратце — 12-вольтовая панель в солнечную погоду выдаёт рабочее напряжение 14-15 вольт, контроллер частично использует его для заряда АКБ, а частично рассеивает "лишнюю" энергию в тепло. Когда-то на Дефендере использовал ШИМ-контроллер Steca, он ощутимо нагревался, когда батарея была почти заряжена.

Помимо вышеперечисленного, у данной технологии есть существенный недостаток. В пасмурную погоду панель может не выдавать рабочее напряжение в 14-15 вольт, что ведёт к прекращению зарядки аккумуляторов, так как "простые" ШИМ-контроллеры не умеют повышать напряжение, полученное от панелей (только понижать, частично рассеивая в тепло).

4. MPPT-контроллер сложнее, дороже, но эффективнее (у него более высокий КПД). Но самое главное: он позволяет соединять панели последовательно, поднимая таким образом их рабочее напряжение с 12 до 24/36/48 вольт, что приводит к более эффективной зарядке аккумуляторов в пасмурную погоду, так как подаваемое на его вход напряжение от панелей днём всегда будет выше 12 вольт. И, если не ошибаюсь, повышать низкое напряжение при достаточной силе тока он тоже умеет.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

Как выбрать нужную по производительности модель контроллера?

У меня установлено две панели номинальной мощностью по 400 ватт каждая, итого 800 ватт в сумме. Напряжение заряда для 12-вольтовых аккумуляторов — 14,8 вольт. Делим 800 ватт на 14,8 вольт, получаем максимальную силу тока в 54 ампер (ток, который должен "переварить" контроллер, когда в солнечный день панели работают на полную мощность). Так что в данном случае нужна модель контроллера на 60 ампер (с небольшим запасом, хотя в реальности таких цифр я, скорее всего, никогда не увижу, чуть позже расскажу, почему).

Итак, модель EPSolar Tracer 6420AN. Способен заряжать батареи током до 60 ампер, автоматически определяет напряжение бортовой сети машины (12/24в), имеет "тропическое" исполнение (плата залита лаком и не боится влажности). Максимальная мощность подключаемых солнечных батарей видна на этикетке.

5. У контроллера есть небольшой экранчик для отображения и настройки параметров. Слева внизу расположен плавкий предохранитель. Клеммы рассчитаны на провода сечением до 35кв.мм, как раз такие я проложил от аккумулятора под пассажирским сиденьем в заднюю часть салона. Справа внизу расположен датчик температуры воздуха, над ним — два порта RJ45 для подключения дополнительных аксессуаров, и ещё несколько выводов, один из которых управляется при помощи реле по заданным условиям. Например, на улице стемнело, панели перестали давать напряжение, можно автоматически включить свет в салоне. Или наоборот, взошло солнце — можно включить электроподогрев воды в баке.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

6. Так как этот блок будет установлен без возможности доступа к нему, то дополнительно приобрёл к нему внешний экран (на фото внизу справа, чёрного цвета), который отображает больше статистики и позволяет настраивать все параметры.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

Настройка довольно простая: выбираем тип установленных в машине аккумуляторов (для "обычных" кислотных — Flooded, для AGM — Sealed, для гелевых — Gel) и вводим общую ёмкость (у меня три батареи по 95А*ч, в сумме 285А*ч), чтобы контроллер правильно их заряжал. На этом всё.

7. Убедившись, что всё работает как надо, прикручиваю его на стенку технического отсека рядом с баком для воды. Поместился туда буквально по сантиметрам, оставив небольшие зазоры сверху и снизу для вентиляции.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

8. И от него уже вывел два силовых провода в технический отсек. К данным колодкам подключены все потребители в задней части салона, подробнее про это рассказывал в записях про электрику автодома.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

9. Теперь настала очередь солнечных панелей, которые почти четыре месяца ожидали своего часа в гараже.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

Рассмотрим их варианты.

10. Поликристаллические и монокристаллические. У поликристаллических ниже КПД (обычно около 15%) и ниже генерируемая мощность с одного квадратного метра площади. И, разумеется, они дешевле. Отличить визуально очень просто — ячейки поликристаллических сделаны из множества кристаллов, на фото хорошо видны вкрапления разного цвета. У монокристаллических ячейки однотонные, цвет как правило тёмно-синий, ближе к чёрному, а КПД равен 19-20%.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

С технологией разобрались, теперь давайте поговорим про мощность. Моя модель панелей — FSM 400М ТР. Буква "M" означает "монокристаллическая", а 400 — это номинальная мощность в ваттах. Почему это слово так важно? Просто все производители указывают мощность панелей в "идеальных условиях".

Идеальные условия простые: на панель должна попадать солнечная энергия в количестве 1000 ватт на квадратный метр и температура панели и окружающего воздуха должна быть не более 25 градусов.

Что это значит на практике?

Допустим, у вас есть солнечная панель размерами 100х100 сантиметров. Её площадь составляет 1 квадратный метр. Ясная погода, летнее солнце в зените, а на поверхность панели попадает 1000 ватт (один киловатт) солнечной энергии.

1000 ватт х 20% (КПД солнечной панели) = 200 ватт энергии максимально может выдавать солнечная панель в идеальных условиях. В моём случае с 4 квадратных метров панелей на крыше я могу получить максимально 800 ватт. На практике это значение будет ниже.

Дело в том, что солнечные панели подвержены деградации. Как правило, за первые три года они теряют по 3% номинальной мощности в год. А к концу срока их службы (обычно производитель заявляет 20 или 25 лет) мощность должна быть не менее 80% от изначальной. То есть:

1-й год службы — 100% мощности
3-й год службы — 90% мощности
25-й год службы — >80% мощности

Но это ещё не всё. Солнце, понятное дело, отнюдь не всегда светит под прямым углом к поверхности. Ну и не забываем про "идеальную" температуру не более 25 градусов. Ячейки солнечных панелей тёмного цвета, так что при работе они будут нагреваться. А при нагреве также падает их КПД. Поэтому панели нельзя монтировать прямо на плоскость крыши, обязательно оставлять зазор в несколько сантиметров для вентиляции и их охлаждения.

11. И последний момент. Почему не гибкие солнечные батареи, ведь они легче и проще монтаж?

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

Ответ достаточно простой: они очень хрупкие. По сути это кварцевые ячейки, наклеенные на пластиковую основу и покрытые сверху ламинированной плёнкой. Ячейку можно повредить сильным нажатием пальца по неосторожности (проверял, если что). То есть на крыше машины они проживут до первого летнего града.

Эти одиночные ячейки подключены последовательно и таким образом объединены в цепочки. Выходит из строя одна ячейка — и все остальные в её цепочке тоже перестают работать. А солнечная панель при этом теряет до 50% своей мощности, в зависимости от количества цепочек.

Вес одной моей панели — 23 килограмма. Из него львиную долю составляет вес закалённого стекла толщиной 5мм. Это стекло выдерживает падение стального шарика весом 800 грамм с метровой высоты (точно не помню, но показатели примерно такие). Стекло легко чистить и сложно поцарапать, в отличие от ламинированной плёнки, которая, к тому же, со временем желтеет под солнцем, что ухудшает светопропускаемость.

Ну, собственно, с теорией закончили, можно приступать к установке.

12. В предыдущей части я рассказывал про изготовление и монтаж креплений для бокового навеса. Вот как вся конструкция выглядела на крыше. Теперь на эти алюминиевые балки нужно положить и закрепить солнечные батареи. В одиночку поднимать не решился, пришлось звать друзей на помощь.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

13. "Хорошая мысля приходит опосля". Благо что в тот вечер только лишь подняли батареи, а крепить их не стал. Их оставшегося куска алюминиевого профиля делаю вот такую деталь.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

14. И присверливаю её толстыми кровельными саморезами к третьей по счёту поперечине на крыше. Солнечная панель внутри "пустая", так что задняя часть её рамы ляжет позади прикрученного профиля, и таким образом при резком торможении машины он будет дополнительно удерживать переднюю панель на месте. Ну а задняя панель упирается в переднюю, так что нагрузка от неё тоже будет передаваться на алюминиевый профиль.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

15. От панелей до крыши примерно 7-8 сантиметров. Этого зазора вполне достаточно для вентиляции. К тому же, панель отбрасывает свою тень, а это значит, что крыша фургона тоже будет меньше нагреваться (на некоторых версиях Дефендера, если не ошибаюсь, так называемая двойная "африканская крыша" шла с завода. На фото я засверлился и вывел электропроводку через пластиковую пробку, о которой упоминал в начале рассказа.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

16. Для соединения панелей с проводкой используются герметичные разъёмы MC4. Обжимаешь провод, вставляешь, закручиваешь крышку — всё просто. Главное, не перепутать "плюс" и "минус".

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

17. После подключения окончательно прикручиваю панели толстыми кровельными саморезами, по 12 штук на каждую батарею. Для крепления к профилю использовал уголки из 2-миллиметровой стали.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

Если бы я всё же решился просверлить крышу в районе душевой кабины, то от разъёмов солнечных панелей до входа в MPPT-контроллер было бы чуть больше двух метров. Но так как лишний раз сверлить крышу вообще не хочется, то проводка сделала немалую петлю (вначале от пола к потолку, потом вдоль потолка к пробке над задними дверями, потом вышла через пробку на крышу и далее по крыше до стыка двух солнечных панелей). Итого общая длина составила около 8 метров.

Первые 5 метров (от контроллера до задних дверей) идёт кабель сечением 16 квадратных миллиметров. Почему так много? Да просто он был у меня в гараже на момент монтажа контроллера. 🙂 А дальше использовал три метра провода для солнечных батарей сечением 6 квадратных миллиметров.

У меня установлены 24-вольтовые солнечные панели. Чтобы компенсировать возможные потери на длинной проводке, а также повысить эффективность их работы в пасмурную погоду, я подключил их последовательно, подняв таким образом рабочее напряжение до 48 вольт.

18. Почему напряжение "рабочее"? Потому что у солнечных панелей есть такое понятие, как "напряжение холостого хода", когда к их выводам не подключена нагрузка. И оно обычно примерно в два раза выше "рабочего". Так что мультиметр показывает 87 вольт. Несмотря на то, что ток постоянный, если взяться пальцами за провода — будет чувствоваться. 🙂

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

19. Подходящими клеммами подключаю провода друг к другу. Решение временное, так как впоследствии здесь будет находиться детская кровать, над ней будут вентиляторы вытяжки, а вся проводка уберётся в кабель-канал.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

20. Ещё один момент, о котором следует упомянуть. Если присмотреться, видно, что панели установлены с небольшим боковым уклоном. На полтора метра алюминиевого профиля перепад высоты составил 4 сантиметра. Это сделано для того, чтобы во время дождя стекло самостоятельно очищалось от пыли, которая тоже оказывает влияние на эффективность. Вместе с водой она стекает вбок, на крышу автомобиля. После хорошего летнего ливня панели блестят как новенькие!

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

21. Ночью разрядил бортовые аккумуляторы до 11,9 вольт, дождался солнечной погоды…

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

22. Волнительный момент первого включения системы. Контроллер "просыпается", некоторое время ищет режим оптимальной работы солнечных батарей, и вот результат. Идёт заряд током в 43 ампер.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

23. Мощность, генерируемая солнечными панелями — 545 ватт. От номинальных 800 ватт это отличается почти в полтора раза, но тем не менее — результат отличный.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

24. Вот что показывает кулометр (счётчик электроэнергии, установленный над передними сиденьями). Ёмкость бортовых аккумуляторов пополняется на глазах.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

25. Такса, как известно, может украсить любую фотографию! В конце рассказа надо бы подвести итоги, тем более, панели уже почти год как в эксплуатации.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

Если вкратце — вещь очень крутая.

Для лета их мощность даже избыточна. Когда жили в Крыму, уже к 9-10 часам утра аккумуляторы были заряжены на все 100 процентов. Включаешь днём ноутбук и мультиварку — а они работают не от батарей, а только от энергии солнца, счётчик показывает, что разряд аккумуляторов не происходит.

Когда кемпер стоит возле дома, контроллер батарей тоже всегда держит аккумуляторы полностью заряженными, не надо подключаться к внешней сети 220в.

Я установил выключатель, который позволяет вручную подключить стартёрный аккумулятор к трём кемпинговым. То есть ты можешь долго слушать музыку на полной громкости или оставлять фары включёнными во время съёмки машины, не переживая, что не сможешь потом завести двигатель.

Теперь что касается зимы с её коротким световым днём.

В пасмурную погоду, когда солнца на небе вообще не видно, чистые (это ключевое слово) панели заряжают аккумуляторы током в 7-10 ампер. В данном случае их большая площадь всё-таки решает.

Если погода ясная, то они уже вполне могут выдавать ток 15-20 ампер, в зависимости от высоты солнца. Недавно вернулся из Мурманской области, по которой пару недель катался на кемпере, периодически стоя лагерем на одном месте 2-3 дня. Так вот, мне ни разу не пришлось заводить мотор, чтобы компенсировать ночной разряд аккумуляторов. Либо к обеду, либо к вечеру они уже были полностью заряжены, в зависимости от погоды.

Но как только выпадает снег — всё, халява заканчивается. Ток заряда падает до 0,5-1 ампера, и на этом всё. Приходится либо их чистить, либо ждать, пока снег растает на солнце (панели чёрные, так что тонкий слой снега тает достаточно быстро, а толстый снежный покров замечательно улетает на капот при резком торможении). Но вот чистить вручную их проблематично, так как находятся они на высоте почти три метра. По-хорошему надо бы купить телескопическую лестницу и возить её с собой в зимнее время.

И ещё один постоянный вопрос.

— А почему не бензиновый генератор?

Его надо где-то хранить в машине, вытаскивать на стоянках, подключать, заправлять отдельным топливом (бензином), обслуживать, слушать его тарахтение, убирать в салон на ночь в людных местах… Ну, такое, в общем. Сильно на любителя. Наверное, я для этого слишком ленив.

26. То ли дело панели. Поставил и забыл, дальше контроллер всё делает автоматически, оставляя тебе больше свободного времени на свои дела.

Фото в бортжурнале Mercedes-Benz Sprinter (3G)

Бюджет данного этапа и ссылки на оборудование (цены на март 2020г):

Внешний дисплей для контроллера заряда MT-50 с кабелем 2м — 2200р
s-ways.ru/products/komple…-mt-50-s-kabelem-2-m.html

Удлинитель кабеля для дисплея (длины штатного не хватило) — 470р
aliexpress.ru/item/32658462894.html

Коннекторы MC4 для подключения кабеля к панелям — 100р за пару
s-ways.ru/products/kabel-…ktory/mc4-konnektory.html

Кабель для солнечных панелей сечением 6кв.мм. 3 метра х 110р = 330р
s-ways.ru/products/kabel-…nways-2kh6mm-krasnyy.html

Провода сечением 16мм.кв. длиной 6 метров — 1200р

Уголок стальной для крепления панелей к профилю на крыше — 300р

Солнечный модуль FSM 400М ТР 2шт х 23кг = 46кг
Контроллер заряда EPSolar Tracer MPPT 6420АN — 5кг
Провода, крепёж — 4кг

Итого: +55кг к весу машины.

Традиционное видео с подробным рассказом про установку.

На текстовый блог, к сожалению, остаётся всё меньше времени и желания. Так что новости и рассказы о путешествиях в первую очередь появляются на Ютубе. Подписывайтесь, чтобы не пропустить! 🙂

Установка солнечных панелей на крышу частного дома

Установка солнечных панелей на крышу

Использование альтернативных источников для выработки электричества – одно из наиболее перспективных направлений в развитии энергетики. Если раньше стоимость солнечных батарей существенно ограничивала возможности для их установки, то сегодня элементы стали более доступны. Именно поэтому сейчас установка солнечных батарей на крыше становится всё более популярным и экономически оправданным решением.

Варианты крепления солнечных батарей на крыше

В большинстве случаев монтаж панелей выполняется на крыше частного дома. Ключевым параметром при выборе способа крепления становится конструкция кровли. При этом важно учитывать её способность выдерживать суммарные нагрузки.

  • Крыши со скатами.
    • Если угол наклона не превышает 30⁰, можно монтировать батареи без использования кронштейнов.
    • При скате до 40⁰ обязательно использование специальных несущих конструкций.
    • Плоские крыши. Рекомендуется использование металлического каркаса (панели при этом располагаются под углом).

    В любом случае крепления должны быть неподвижными и достаточно надёжными, чтобы они выдерживали ветровые нагрузки, воздействие погодных факторов (высокой влажности, экстремальных температур).

    Основные этапы установки

    Весь процесс состоит из 2-х этапов:

    1. Изготовление и крепление каркаса на крышу.
    2. Установка панелей на каркас.

    Где установить солнечные панели

    Монтаж профильного каркаса

    Установка солнечных батарей на крыше начинается со сборки каркаса или рамы из металлического профиля.

    Каркас из профилей на крыше для солнечных панелей

    Все необходимые отверстия в профилях просверливаются заранее, чтобы упростить сборочные работы на высоте.

    Рекомендуемый размер профиля под стандартные панели — 25×25 мм. Болты для соединения элементов конструкции 6-8 мм.

    Зафиксировать направляющие на кровле можно с помощью металлических уголков 50×50 мм или шпилек диаметром 12 мм. В любом случае между крышей и панелями должен быть зазор 50-100 мм, чтобы снизить вероятность перегрева элементов.

    Итоговая конструкция зависит от необходимого угла уклона.

    Солнечные батареи без регулировки угла

    Солнечные батареи на крыше под небольшим углом

    Солнечные панели на крыше под углом

    Важно учитывать!

    Недопустимы перекосы конструкции. В этом случае возникает поверхностное напряжение, из-за которого на фотоэлементах со временем появляются микротрещины.

    Крепление панелей

    На готовый каркас болтами 6-8 мм устанавливаются солнечные панели.

    Крепление солнечной панели

    Позаботитесь о предварительном выводе и надёжной изоляции проводов от батарей.

    Вывод проводов на солнечных батареях

    Убедитесь, что итоговая конструкция устойчива и не издаёт скрипов при воздействии ветра.

    Что важно учитывать при монтаже солнечных панелей

    Грамотная установка солнечных панелей на крыше – обязательное условие для их эффективной работы. Только в этом случае можно гарантировать корректную работу, а также соответствие параметров генерируемой электроэнергии заявленным производителем параметрам. В частности на производительность батарей влияют расположение элементов: они должны быть направлены строго в южном направлении (предельно допустимое отклонение составляет 20⁰).

    Ставим солнечные батареи на крышу дома: тонкости выбора и монтажа

    О солнечной энергетике и выгодах, которые она несет, слышал, наверное, каждый. Возобновляемые источники электроэнергии активно обсуждают как минимум последние 10 лет, а после принятия в декабре 2019 года закона о зеленом тарифе эта тема в России и вовсе стала трендовой. И доходной. Во всяком случае, для компаний, которые ставят солнечные батареи на крышу дома. А вот с пользой для владельца домашней солнечной электростанции (СЭС) все не так очевидно.

    Обычно компании, продающие солнечные батареи, завлекают клиентов автономностью, экологичностью, экономией на электроэнергии и даже заработком на ее продаже государству. Нельзя сказать, что при этом они обманывают. Но и всей правды, как принято в рекламе, не говорят.

    Солнечные панели на черепичной крыше

    Есть случаи, когда установка солнечных батарей на крыше — действительно отличная инвестиция в будущее. Во всех смыслах: от сохранения природы до заработка. Но и ситуации, когда в монтаже домашней солнечной электростанции нет ни малейшего смысла, тоже не редкость. Весь фокус в том, чтобы научиться отличать первую ситуацию от второй. А для этого нужно разбираться в принципах работы солнечных панелей, их видах и тех факторах, которые влияют на производительность батарей.

    Содержание

    Кратко об основах: что такое солнечные панели, и как они работают

    Солнечные батареи — это модули, которые состоят из нескольких десятков фотоэлектрических элементов, соединенных последовательно или параллельно. Как только на фотоэлектрический элемент попадает свет, он начинает вырабатывать электричество, причем чем интенсивнее освещение, тем больше электроэнергии можно получить. В средней полосе России летом качественные солнечные панели для дома могут вырабатывать около 150 Вт/м2 в пике и примерно 120 Вт/м2 в обычных условиях.

    Принцип работы солнечных батарей

    Свет — это поток фотонов, элементарных частиц с небольшой энергией. Когда свет попадает на солнечный элемент, материал, из которого он состоит, поглощает небольшое количество фотонов. Из-за этого высвобождаются электроны, и между контактными слоями возникает электрический ток. И хотя энергия каждого фотона невелика, их много, поэтому солнечные панели на крыше частного дома способны выдавать тысячи киловатт, а мощность крупных солнечных электростанций исчисляется мегаваттами.

    Принцип работы солнечных батарей

    Солнечный элемент состоит из семи основных слоев:

    • антибликовое стекло;
    • лицевой контакт;
    • кремний n-типа;
    • разделительный слой;
    • кремний p-типа;
    • задний контакт;
    • подложка.

    Верхний антибликовый слой защищает фотоэлектрические элементы от повреждения и попадания влаги, одновременно увеличивая светопоглощающую способность панелей. Именно из-за стекла многие солнечные батареи характерного синего цвета. Два вида кремния нужны для появления разницы потенциалов при выбивании электронов фотонами. Эту разницу потенциалов снимают с двух контактов — лицевого и заднего — в виде постоянного тока напряжением около 0,5 В. Подложка — основа для монтажа солнечных элементов, которая так же, как и стекло, защищает панель от попадания внутрь нее влаги.

    Из-за такой простой конструкции у солнечных панелей большой срок службы — 35-40 лет. Причем деградация качественных батарей во многом связана не с разрушением кристаллов кремния, а с потемнением подкладочной EVA пленки, которую укладывают между фотоэлементами и стеклом.

    Виды солнечных панелей

    Подавляющее большинство солнечных панелей делают из кремния (Si), но есть перспективные батареи из теллурида кадмия (Cd-Te) и деселенида галлия-меди-индия (CIS или CIGS). Потенциально они значительно снизят стоимость домашней солнечной электростанции, но это только в перспективе. Пока некремниевые фотоэлементы производят всего несколько компаний в мире, и цена за один ватт мощности у них выше, поэтому такие солнечные батареи для дома в России почти не используют.

    Виды солнечных панелей

    Независимо от материала, солнечные панели бывают трех видов:

    1. Монокристаллические. Эти солнечные панели сделаны из одного кристалла чистого кремния. У них наибольший КПД — до 22% — при ярком солнце, а деградация структуры происходит медленнее, чем у батарей другого типа — производители дают не менее 25 лет гарантии на монокристаллические элементы.
    2. Поликристаллические. Как видно из названия, эти панели сделаны не из одного, а из множества разнонаправленных кристаллов кремния. Это сказывается и на КПД — обычно он не превышает 18%, и на сроке службы — поликристаллические панели быстрее стареют. Тем не менее в России чаще всего устанавливают именно поликристаллические солнечные батареи на крышу частного дома, поскольку они существенно дешевле монокристаллических.
    3. Тонкопленочные или аморфные. Этот вид солнечных панелей самый дешевый, поскольку для их производства нужно наименьшее количество кремния. КПД у тонкопленочных солнечных панелей последнего поколения составляет всего 8-12%, зато они лучше кристаллических элементов работают в условиях рассеянного света — в пасмурную погоду или в условиях затенения от близлежащего дерева аморфные солнечные панели выдают на 10-15% больше электроэнергии, чем монокристаллические модули.

    Кроме «чистых» панелей, работа которых основана на одном типе материала, в последние несколько лет появились гибридные гетероструктурные (HJT или HIT) солнечные батареи. В них используется одновременно и кристаллический, и аморфный кремний, что повышает КПД панелей и улучает их работу в условиях рассеянного света и повышенных температур.

    Как выбрать солнечные батареи

    Большинство людей выбирает солнечные панели на крышу дома примерно по тому же принципу, что и кофеварку или пылесос. То есть ориентируются в основном на цену, рекламу и отзывы в интернете. Вот только такой подход в корне неверен: никто не ждет от пылесоса, что он прослужит не менее 25 лет, да еще и все это время работая на улице под палящими лучами солнца. При таком большом сроке службы отзывы людей, которые поставили солнечные батареи на крышу своего дома максимум год-два назад, просто не несут никакой ценности. Не говоря уже о том, что это немассовый товар, из-за чего отзывы реальных людей буквально тонут в массе заказных.

    Поэтому, выбирая комплект солнечных батарей, советуем учитывать такие характеристики:

    1. Производитель. Это ключевой фактор. Производитель солнечной батареи должен входить в рейтинг крупнейших и, желательно, чтобы у него был полный цикл производства: от кремния до самих батарей. Да, за брендовые панели придется переплатить, но сравнительно немного — 10-15%, тогда как при покупке noname панелей есть риск потерять всю сумму. При этом не стоит бояться китайских производителей, крупные компании вроде JA Solar, Suntech или Helios House выпускают солнечные панели высокого качества. Хотя, конечно, лучше выбирать европейские или североамериканские компании: First Solar, Canadian Solar, Solarworld, Viessmann Group. Отличные характеристики и у солнечных батарей родом из Японии и Южной Кореи: Hanwha Solar One, Sharp, Kyocera, Sanyo.
    2. Толеранс. Это разница между паспортной и реальной мощностью солнечной батареи. Если реальная мощность меньше паспортной, то толеранс негативный, если больше, то позитивный. Толеранс должен быть нулевым или позитивным, поскольку при негативном толерансе вы все равно платите полную стоимость, то есть оплачиваете несуществующие ватты. У дешевых панелей допустим негативный толеранс, но только если он не больше 2-3%. Это значит, что при номинальной мощности 100 кВт/м2 панель должна выдавать не меньше 97-98 кВт/м2.
    3. Температурный коэффициент. При увеличении температуры мощность солнечной панели уменьшается. Температурный коэффициент отображает, насколько мощность упадет с ростом температуры, поэтому чем он меньше, тем лучше.
    4. ЗначениеPTC. Чтобы солнечные батареи разных производителей можно было сравнивать, они тестируются при стандартных условиях (STC). Эти условия далеки реальных, поэтому был разработан независимый стандарт PTC, который лучше отражает условия эксплуатации панелей. Чем ближе отношение PTC/STC к единице, тем лучше солнечная батарея будет работать на крыше вашего дома.
    5. КПД панелей. Здесь все просто: чем выше КПД, тем лучше панели преобразовывают солнечную энергию в электрическую. Допустимым считается КПД от 15%, но оптимальный показатель выше — 18-20%.
    6. Срок гарантии. Мы уже говорили о гарантии на панели в 25 лет. Это минимальный срок и фактический стандарт отрасли. Поэтому, если вы хотите купить солнечную панель для дома, а не переносной солнечный модуль для кемпинга, обращайте внимание на срок гарантии и всегда внимательно изучайте условия.

    Теперь о цене. Для большинства людей это главный параметр системы, но мы рекомендуем смотреть на него в последнюю очередь. На длинной дистанции в десятки лет брендовое и дорогое оборудование часто оказывается более выгодным, чем дешевое. Такие солнечные панели медленнее стареют, выдают большую мощность на единицу площади, часто имеют даже не нулевой, а позитивный толеранс. Все это суммарно компенсирует большую изначальную стоимость уже через 5-8 лет работы. Конечно, речь идет об оправдано дорогом оборудовании. Например, лучше купить солнечную батарею на крышу из монокристаллических элементов топового производителя, чем такую же панель, изготовленную мелкой компанией. Если же вы покупаете панели, которые сделаны по последней технологии или модные модули в виде черепицы и других кровельных материалов, то это сложно назвать рациональной покупкой.

    Дефекты дешевых солнечных панелей

    Кроме того, смотрите не на цену всей батареи, а на стоимость 1 Вт энергии. Это более информативный показатель, поскольку мощность солнечных панелей одного размера, но разных производителей часто отличается на десятки процентов.

    Что влияет на производительность солнечной электростанции

    Максимальная производительность домашней солнечной электростанции ограничена производительностью солнечных панелей. А вот то, сколько электричества будет вырабатывать система в реальных условиях, зависит от целого ряда не всегда очевидных для покупателя вещей.

    Качество оборудования

    Кроме самой солнечной панели, в домашнюю СЭС входит как минимум еще два устройства: контроллер и инвертор. И обычно их подбирают по остаточному принципу. Из-за этого потери на них могут достигать 20-25%. То есть вы будете получать всего 75% от вырабатываемой солнечными панелями энергии только потому, что не уделили выбору инвертора и контроллера достаточно внимания. Для сравнения, по стандарту потери не должны превышать 5%.

    Структура домашней солнечной электростанции

    Качественный инвертор — это, прежде всего, устройство с высоким КПД — от 95%. Причем это должен быть реальный КПД, а не просто числа на корпусе. Например, средние и мелкие китайские производители часто завышают показатели своих инверторов, в реальности же их КПД может быть 85% и даже 80%. Поэтому лучше выбирайте контроллеры и инверторы европейских, японских или американских производителей. Продукцию китайских заводов, за исключением очень крупных производителей, стоит покупать, только если есть возможность проверить соответствие реального КПД номинальному.

    Кроме того, со временем инвертор и контроллер нужно будет поменять. И чем качественнее он будет, тем позже понадобится такая замена. Например, топовые устройства меняют через 15-16 лет, в то время как дешевые инверторы часто выходят из строя, не отслужив и 5 лет.

    Расположение

    Эффективность преобразования солнечной энергии в электрическую зависит от угла, под которым лучи солнца падают на панель. В России этот угол максимальный, если панели направлены строго на юг. В этом случае домашняя СЭС будет выдавать наибольшую мощность. Юго-восточное и юго-западное направление чуть хуже, но это тоже хороший вариант — мощность будет ниже, но незначительно. Направлять панели на запад, восток и, тем более, север нежелательно из-за сильного снижения производительности домашней солнечной электростанции.

    Расположение солнечных панелей по сторонам света

    Если скаты дома направлены на запад или восток, то выгоднее ставить панели прямо на грунт. Такой монтаж солнечных батарей немного дороже из-за заливки фундамента и необходимости в мощном каркасе, но эти расходы окупаются большей производительностью панелей.

    Уровень инсоляции

    Далеко не все регионы России подходят для установки солнечных батарей. На севере страны, включая Санкт-Петербург, уровень инсоляции слишком мал, чтобы у солнечных панелей была приемлемая эффективность. Это, опять-таки, связано с углом падения солнечных лучей, только на этот раз не с горизонтальным, а с вертикальным. И чем ближе к югу, тем выше солнце над горизонтом и больше солнечных дней.

    Инсоляция регионов России

    Кроме того, от географических координат зависит и угол наклона солнечных панелей. На севере их нужно ставить под большим углом, а по мере движения на юг этот угол уменьшается до тех пор, пока не становится почти нулевым на экваторе.

    Независимо от уровня инсоляции, выработку солнечных панелей можно увеличить, если установить их на поворотные платформы и подключить к устройству слежения за солнцем. Устройство поворачивает солнечную батарею в течение дня так, чтобы она, как подсолнух, постоянно была направлена на солнце. Для этого панели крепят на держателе, который параллелен полярной оси. Именно такой способ монтажа описывает последняя строчка в таблице. Поворотные устройства очень эффективны, но при этом стоят они дорого, поэтому солнечные панели для дома оснащаются ими редко.

    Затенение панелей

    Вы построили дом прямо в лесу в тени высоких деревьев? Поздравляем — это красиво и экологично, но поставить солнечные батареи на крышу такого дома вряд ли получится. Точнее, установить их можно, вот только эффективность панелей в тени невелика. Тоже касается и любой другой тени, например, от близлежащего многоквартирного дома или большого коттеджа соседа. Если затенение есть, то нужно либо убрать препятствие, например, дерево, либо установить панели не на кровле, а на солнечной части приусадебного участка.

    Направление и затенение солнечных панелей

    5 реальных причин поставить солнечные панели на крыше дома

    Солнечные батареи — горячая тема. Сторонники этой технологии приписывают ей множество достоинств, часто несуществующих. Противники, наоборот, отрицают даже очевидные преимущества. Истина, как всегда, посередине. Установка солнечных батарей крыше дома в ряде случаев более чем оправдана из-за пяти причин:

    1. Автономность. Для домов вдали от цивилизации солнечные батареи — настоящая находка. В отличие от генераторов, топливо для которых может закончиться, солнце будет светить всегда. Во всяком случае, в ближайшие пять миллиардов лет. Поэтому на базе солнечных панелей можно построить действительно автономное электроснабжение дома.
    2. Экологичность. «Зеленые» активно спорят с экологичностью солнечных батарей, справедливо указывая, что на производство некоторых из них тратится больше энергии, чем можно получить за все время их эксплуатации. Вот только изготавливают панели в тысячах километров от вашего дома, а бензиновый генератор отравляет воздух на крыльце. Поэтому солнечные панели однозначно экологичнее.
    3. Защита от перебоев электроэнергии. Для охранной и пожарной сигнализации, котла отопления и даже холодильника длительное отключение электроэнергии приводит к проблемам. Солнечные батареи даже небольшой мощности обеспечивают бесперебойное питание критическим потребителям в любых условиях.
    4. Экономия электроэнергии. Монтаж солнечных батарей на крыше дома сильно снижает расходы на оплату электричества. Причем срок окупаемости панелей — всего 7-10 лет в зависимости от тарифов и ежемесячного потребления. Дальше они начинают приносить чистую прибыль.
    5. Увеличение срока службы кровли. Хотя это побочный эффект установки солнечных батарей, от этого он не становится менее значимым. При грамотном монтаже солнечные панели защищают значительную часть кровельного материала от осадков и к тому же уменьшают количество наледи на скатах, поскольку во время работы они выделяют тепло.

    Конечно, эти преимущества нужно сопоставлять с эффективностью солнечных панелей в конкретных условиях, а также со стоимостью системы.

    Сколько стоит установка домашней солнечной электростанции

    Цена установки солнечных батарей на крыше в основном зависит от двух факторов: вида системы и ее мощности. И если с мощностью все понятно — чем она больше, тем дороже домашняя солнечная электростанция, то о ее видах расскажем подробнее.

    Системы электроснабжения с солнечными панелями на крыше дома бывают трех видов:

    1. Автономные — дорого, но без забот. В этом случае дом получает электроэнергию только от солнечных батарей и, возможно, бензинового или дизельного генератора. Для работы системы необходимы аккумуляторы и немало: их емкости должно быть достаточно, чтобы обеспечить бесперебойное электроснабжение в темное время суток.
    2. Соединенные с сетью — бюджетно и просто. В такой системе недостаток энергии компенсируется от общей электросети, в нее же отдаются излишки в пиковое время выработки. В этом случае не нужны аккумуляторы, а на отданной энергии можно даже заработать. Но при перебоях в электроснабжении солнечные батареи работать также не будут.
    3. Гибридные — оптимум для больших домов. Эти системы оснащают аккумуляторами, но после их полной зарядки в пиковое время не отключают панели, а передают электроэнергию с них в сеть. Также от сети можно компенсировать недостаток электроэнергии, в том числе и зарядить аккумуляторы.

    Аккумуляторные батареи стоят дорого, к тому же их нужно менять раз в 3-8 лет в зависимости от типа аккумулятора и режима использования. Поэтому их наличие сильно удорожает систему. Если брать средние числа, то:

    1. Автономная система на 1 кВт*ч/сутки будет стоить 120-140 тысяч рублей, а при мощности в 5 кВт*ч/сутки ее цена увеличится в два раза — до 280 тысяч рублей. На этом примере видно, что для оценки порядка цен неважно, сколько стоит солнечная батарея на крышу конкретного производителя. Нужна только информация о стандартной цене 1 Вт энергии, которая примерно равна 60-65 рублей. Тип солнечных батарей, их производитель, марка инвертора и контроллера, конечно, влияют на цену, но дают ее изменение на десятки процентов, а не в разы или на порядок.
    2. Соединенная с сетью система на 1 кВт*ч/сутки будет стоить 30-35 тысяч рублей, а при мощности в 5 кВт*ч/сутки ее цена увеличится до 70-80 тысяч рублей.
    3. Гибридная система стоит на 10-15% дороже автономной аналогичной мощности за счет большей сложности монтажа.

    При расчете стоимости установки солнечных батарей смотрите цену 1 кВт полностью готовой системы с установкой и без нее. Так вы сможете быстро сравнить предложения разных компаний между собой и выбрать самое выгодное.

    Установка солнечных батарей в частном доме

    Установка солнечных панелей на крыше — это сложная задача, поскольку нужно не просто закрепить батареи на крыше, но и правильно соединить их и собрать в одну систему. Поэтому монтажом должны заниматься специалисты. При этом подготовительный этап работ — ответственность владельца дома.

    Установка солнечных панелей на крышу

    На подготовительном этапе вы должны оценить состояние кровли. Установка солнечных батарей на дом делает капитальный ремонт крыши очень дорогим, поэтому вы должны быть уверены, что кровля прослужит еще не менее 25 лет. Если у вас есть в этом сомнения, то лучше перестелите кровельное покрытие.

    Убедитесь, что стропильная система выдержит дополнительную нагрузку. В среднем сами панели весят 15-18 кг/м2, что обычно не критично. Но если крыша пологая, то батареи наклоняют с помощью подпорных конструкций. В этом случае снег будет скапливаться как на самом скате, так и на панелях, и тогда нагрузка может стать существенной. Если у вас такой случай, укрепите стропильную систему подпорками и дополнительными упорами.

    Наконец, всегда проверяйте, какие монтажные комплекты будут использовать строители. Избегайте самоделок — брендовые монтажные комплекты тщательно рассчитываются производителями и, главное, испытываются. Поэтому они без проблем выдерживают штормовые ветра и большой вес снегового покрова, чего нельзя сказать о самодельных кронштейнах и рейках.

    В остальном придется довериться монтажной бригаде. При этом старайтесь контролировать качество работ на каждом этапе. В этом вам поможет видео, в котором показаны особенности установки солнечных панелей на крыши из разных материалов:

    Подведем итоги

    Солнечные панели — прогрессивная «зеленая» технология, которая позволяет сделать дом автономным и независящим от местного поставщика электроэнергии. Кроме того, с ее помощью можно сэкономить на оплате счетов за электричество и увеличить срок службы крыши.

    При выборе солнечных панелей нужно учитывать их производителя, толеранс, температурный коэффициент, КПД, PTC и сроки гарантии. Но даже лучшие солнечные батареи будут работать плохо, если направить их не на юг, а на север, установить в месте, на которое падает тень, и сэкономить на других элементах системы: контроллере и инверторе.

    Монтажом солнечных панелей должны заниматься профессионалы. Но контроль за качеством работ, а также подготовительный этап обычно берет на себя владелец дома. Нужно проверить состояние кровли, убедиться, что она выдержит дополнительную нагрузку и проследить, чтобы батареи ставились на фирменные монтажные комплекты.

    Гибкие солнечные панели

    Maxim Zalevski

    Гибкие тонкопленочные солнечные панели могут стать отличным кровельным материалом на вашей крыше. Для этого тонкую фотопленку просто накладывают на традиционную крышу из черепицы, шифера или металла.
    Давайте посмотрим несколько примеров, как это происходит и как это выглядит.

    Южная сторона этой крыши покрыта солнечной пленкой, которая дает до 4 кВт электричества.

    В Вермонте, США, есть небольшое сообщество Hinesburg, где все 6 домов покрыты такой фотоэлектрической пленкой. Они обеспечивают себя энергией круглый год. Экологические особенности этих домов включают геотермальное отопление, теплые полы и трехслойные стеклопакеты. Окна ориентированы на южную сторону и это помогает прогревать здания зимой.

    Три типа солнечных панелей на крыше. Слева направо, коллекторы для подогрева воды, солнечные батареи и солнечная пленка интегрированная в кришу

    Солнечная пленка не искажает фасад даже старого здания 1930 года постройки. При этом она может окупить себя примерно за 10 лет при ее текущей стоимости. Но из года в год цена на солнечные элементы снижается и становится все доступней.

    Эта солнечная крыша на одном из зданий технического университета в штате Миссури. Она простая в установке и в уходе, также на ней легко заметить неисправности и починить.

    Солнечная пленка может легка интегрировать в любой дизайн и практически незаметна.

    Установка солнечных панелей на металлическую кровлю.

    Все соединения прячутся под конёк

    Крыша может также стать системой отопления для дома, подогрева воды и пола. Для этого сначала на крышу монтируются вакуумные трубки, которые подсоединены к системе отопления дома, а сверху на них ложатся солнечные панели, которые будут собирать солнечное тепло.

    Тонкопленочные гибкие солнечные фотоэлектрические панели.

    Если у вас металлическая крыша, то все что вам остается, это почистить ее и наклеить панели. Говорят компания Unisolar, которая делала такие гибкие панели закрылась, а жаль, идея очень интересная.

    Монтаж солнечных панелей вместе с металлочерепицей

    Намного эффективней, когда солнечные панели интегрированы в кровле еще на заводе. Как это сделано в компании www.ustile.com, тогда и качество сборки лучше и эффективность панелей и надежность всей конструкции.

    Солнечная система Panotron.
    Малые фотоэлектрические панели вставляются в глиняную черепицу. Монтаж солнечной плитки производится одновременно с кладкой черепицы. Солнечные панели состоят из отдельных монокристаллических элементов, соединенных последовательно. 4 отдельные панели с номинальной мощностью 6,25 Wp вместе образуют фотоэлектрический модуль. Мощность такого модуля 25 Wp; 1 м2 поверхности имеет выходную мощность 75 WP. www.panotron.com

    Установлена на одном уровне с битумной черепицей. Для крепления достоточно просверлить только одно отверствие.

    Солнечная черепица накладывается одна на другую и провода идут по низу через просверленные отверствия, связывая кажду из них. Дальше они поступают на мансарду, где соединены с общей системой.

    Солнечная черепица не обязательно должна идти сверху вниз. Вот вариант, когда она выложена в виде чешуи.

    Немецкие разработчики создали здание которое полностью покрыто солнечными панелями. 40 монокристаллических кремниевых панелей на крыше и около 250 тонких пленок меди индия галлия диселенида (CIGS) панелей по бокам вырабатывают до 200% электричества, необходимого для дома. Однажды во время теста дом сгенерировал 19 кВт енергии. solardecathlon.gov

    Интегрированные солнечные панели могут выдерживать даже сильные ветры.

    Солнечная плитка бескаркасная и может быть установлена на любой кровле, а также может быть вкраплена между плиткой такого же размера, но с различной функциональностью: тепловыми коллекторами и мансардными окнами, а также стандартной черепицей.
    pvsystems.meyerburger.com

    Фрайбург — солнечный город, проблеск будущего.
    Солнечная деревня Sonnenschiff, Фрайбург, Германия, была построена архитектором Рольфом Дишем. Все 58 домов производят больше энергии, чем они потребляют. В общем они генерируют 420000 кВтч солнечной энергии от общей, около 445 кВт в год. Здесь нет частных автомобилей, но зато хорошо организована система Car-Sharing. www.rolfdisch.de

    В мире есть достаточно много компаний, которые создают разные типы встроенных солнечных панелей и солнечной пленки. И с каждым днем их ассортимент становится все разнообразней, и продуктивность их все выше, а цена доступней.

    И хотя многие из производителей гибких пленочных солнечных панелей не имеют представительства в нашей стране, вы можете найти и заказать их на Ebay.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *