Земляные работы при строительстве магистральных трубопроводов.
Размеры и профили траншей устанавливаются проектом в зависимости от назначения и диаметра трубопроводов, характеристики грунтов, гидрогеологических и других условии.
Ширина траншей по дну должна быть не менее D+300 мм для трубопроводов диаметром до 700 мм (где D — условный диаметр трубопровода) и 1,5 D — для трубопроводов диаметром 700 мм и более с учетом следующих дополнительных требований:
для трубопроводов диаметром 1200 и 1400 мм при рытье траншей с откосами не круче 1 : 0,5 ширину траншеи по дну допускается уменьшать до величины D+ 500 мм;
при разработке грунта землеройными машинами ширина траншей должна приниматься равной ширине режущей кромки рабочего органа машины, принятой проектом организации строительства, но не менее указанной выше;
ширина траншей по дну на кривых участках из отводов принудительного гнутья должна быть равна двукратной величине по отношению к ширине на прямолинейных участках;
ширина траншей по дну при балластировке трубопровода утяжеляющими грузами или закрепления анкерными устройствами должна быть равна не менее 2,2D, а для трубопроводов с тепловой изоляцией устанавливается проектом.
При прокладке магистральных трубопроводов диаметром 1020—1420 мм дно траншеи нивелируют по всей длине трассы— на прямолинейных участках через 50 м; на вертикальных кривых упругого изгиба и принудительного гнутья соответственно через 10 и 2 м; при прокладке трубопроводов диаметром менее 1020 мм — на участках трассы, на которые в проекте имеются выноски к рабочим чертежам.
Основной объем работ по рытью траншеи для магистральных трубопроводов выполняют роторными экскаваторами, которые используют:
на практически прямолинейных участках трассы со спокойным рельефом в талых грунтах до V категории включительно;
на криволинейных участках трассы с радиусом, равным или большим радиуса естественного изгиба трубопровода;
в мерзлых нескальных грунтах при глубине промерзания до 1—1,2 м (роторным экскаватором ЭТР-254 можно разрабатывать траншею полного профиля);
при послойной разработке траншеи глубиной около 3 м (например, для прокладки магистральных водоводов) в талых грунтах, когда верхний слой (1—1,5 м) роют одноковшовыми экскаваторами или бульдозерами;
Одноковшовые экскаваторы (с обратной лопатой) применяют при подземной прокладке трубопроводов (рис. 17) во всех случаях, кроме случая, когда траншею под трубопровод разрабатывают взрывом на полный профиль (в условиях болот — с «запасом» профиля на стабилизацию откосов траншеи в период от взрыва до укладки трубопровода):
на прямо- и криволинейных участках трасс с водонасыщен-ыыми (переувлажненными) грунтами — участки болот I, II и III типов и обводненные участки;
на всех участках врезки кривых вставок трубопровода;
в местах установки линейной арматуры;
при незначительном промерзании (25—40 см) минеральных грунтов без их предварительного рыхления;
при любом промерзании минеральных грунтов при их предварительном рыхлении (тракторным рыхлителем, взрывом и др.):
в условиях барханных песков в летнее и зимнее время; и др
В средней полосе при рытье траншей для магистральных трубопроводов используют роторные экскаваторы ЭТР-224, ЭТР-204, ЭТР-231; одноковшовые экскаваторы ЭО-4121, ЭО-4123; бульдозеры ДЭ-27С; тракторные рыхлители Д-652АС; буровые машины БМ-276; передвижные пункты взрывчатых материалов ПВМ-2,
Крутизна откосов траншей должна приниматься в соответствии с главой СНиП по производству и приемке земляных сооружений. В илистых и плывунных грунтах, не обеспечивающих сохранение откосов, траншеи разрабатываются с креплением и водоотливом. Виды крепления и мероприятия по водоотливу для конкретных условий должны устанавливаться проектом.
Разработку траншей на болотах следует выполнять одноковшовыми экскаваторами с обратной лопатой на уширенных или обычных гусеницах со сланей, драглайнами или специальными машинами.
При прокладке трубопроводов через болота методом сплава разработку траншей н плавающей торфяной корки целесообразно выполнять взрывным способом, применяя удлиненные шнуровые, сосредоточенные или скважинные заряды.
Рыхление скальных грунтов взрывным способом должно производится до вывоза труб на трассу, а рыхление мерзлых грунтов допускается производить после раскладки труб на трассе.
При разработке траншей с предварительным рыхлением скального грунта буровзрывным способом переборы грунта должны быть ликвидированы за счет подсыпки мягкого грунта и его уплотнения.
Основания под трубопроводы в скальных и мерзлых грунтах следует выравнивать слоем мягкого грунта толщиной не менее 10 см над выступающими частями основания.
При засыпке трубопровода грунтом, содержащим мерзлые комья, щебень, гравий и другие включения размером более 50 мм в поперечнике, изоляционное покрытие следует предохранять от повреждений присыпкой мягким грунтом на толщину 20 см над верхней образующей трубы или устройством защитных покрытий, предусмотренных проектом.
Мягкую подсыпку дна траншеи и засыпку мягким грунтом трубопровода, уложенного в скальных, каменистых, щебенистых, сухих комковатых и мерзлых грунтах, допускается по согласованию с проектной организацией и заказчиком заменять сплошной надежной защитой, выполненной из негниющих, экологически чистых и негороючих материалов.
После засыпки на нерекультивируемых землях над трубопроводом устраивают валик грунта в виде правильной призмы в соответствии со СНиП по магистральным трубопроводам.
На рекультивируемых землях в теплое время года после засыпки трубопровода минеральным грунтом производят его уплотнение пневмокатками или гусеничными тракторами. Уплотнение минерального грунта должно выполняться до заполнения трубопровода транспортируемым продуктом.
Предоставляемые во временное пользование земельные участки после окончания строительства трубопровода должны быть восстановлены в соответствии с проектом.
Возвращение плодородного слоя почвы следует выполнять бульдозерами, перемещающими его из отвала хранения, распределяющими и выполняющими окончательную планировку продольными проходами.
Снятие плодородного слоя почвы должно выполняться роторным экскаватором. Допускается выполнять операции по снятию плодородного слоя почвы в немерзлом состоянии продольными проходами бульдозеров на ширину ножней, но не менее 3,5 м для трубопроводов диаметром до 820 мм и с последующим расширением этой полосы до 8 м для трубопроводов диаметром 1020-1420 мм.
Плодородный слой почвы мощностью менее 20 см в немерзлом состоянии должен сниматься продольными проходами бульдозеров. При этом ширину полосы рекультивации следует принимать на 1 м больше, чем при использовании роторного экскаватора. Для снятия плодородного слоя почвы в мерзлом состоянии следует использовать роторные экскаваторы.
Плодородный слой почвы должен быть снят и перемещен в отвал хранения на одну или обе стороны зоны земляных работ на расстояние, обеспечивающее размещение и возвращение минерального грунта на нарушаемую площадь, не допуская при этом перемешивания его с плодородным слоем почвы.
20.3 Разработка траншеи и подготовка дна под укладку трубопровода
"СП 284.1325800.2016. Свод правил. Трубопроводы промысловые для нефти и газа. Правила проектирования и производства работ" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 978/пр) (ред. от 23.12.2020)
20.3 Разработка траншеи и подготовка дна под укладку трубопровода
20.3.1 Размеры и профили траншеи при строительстве трубопроводов устанавливаются СП 45.13330 :
— под трубопроводы, с откосами 1:0,5 и круче — по таблице 26;
— под трубопроводы, с откосами 1:0,5 — не менее наружного диаметра трубы с добавлением 0,5 м при укладке отдельными трубами и 0,3 м при укладке плетями;
— под трубопроводы на участках кривых вставок — не менее двукратной ширины траншеи на прямолинейных участках;
— при устройстве искусственных оснований под трубопроводы, кроме грунтовых подсыпок, коллекторы и подземные каналы — не менее ширины основания с добавлением 0,2 м с каждой стороны;
— в местах технологических разрывов для сварки стыков должны разрабатываться приямки размерами, не менее: длина 1,0 м, ширина (de + 1,2) м, где de — наружный диаметр трубопровода с учетом толщины покрытия, глубина 0,7 м.
Способ укладки трубопроводов
Ширина траншей, м
1 Плетями или отдельными секциями при наружном диаметре труб de, м:
de + 0,3, но не менее 0,7
2 То же, на участках, разрабатываемых траншейными экскаваторами под трубопроводы диаметром до 219 мм, укладываемые без спуска людей в траншеи (узкотраншейный метод)
3 То же, на участках трубопровода, пригружаемого железобетонными пригрузами или анкерными устройствами
4 То же, на участках трубопровода, пригружаемого с помощью нетканых синтетических материалов
1 При параллельной укладке нескольких трубопроводов в одной траншее расстояния от крайних труб до стенок траншей определяются требованиями настоящей таблицы, а расстояния между трубами устанавливаются проектной документацией.
2 Ширину траншей по дну при балластировке иными утяжеляющими грузами назначают из условия обеспечения расстояния между балластирующим устройством и стенкой траншеи не менее 0,2 м.
20.3.2 Перед разработкой траншеи следует воспроизвести разбивку ее оси, а на вертикальных кривых — разбивку глубины через каждые 2 м геодезическим инструментом.
20.3.3 Способ разработки траншеи выбирается в проекте и уточняется в ППР в зависимости от категории и структуры грунта, степени его промерзания. Траншеи следует разрабатывать одноковшовым экскаватором:
— на участках с выраженной холмистой местностью (или сильно пересеченной), прерывающейся естественными преградами;
— в мягких грунтах с включением валунов;
— на участках повышенной влажности;
— в обводненных грунтах;
— при широких траншеях под многониточные газопроводы.
Траншеи следует разрабатывать экскаваторами непрерывного действия на участках со спокойным рельефом местности, на отлогих возвышенностях, на участках с плотными, нескальными и мерзлыми грунтами.
20.3.4 Для предотвращения деформации профиля вырытой траншеи, а также смерзания отвала грунта в зимнее время сменные темпы изоляционно-укладочных и земляных работ должны быть одинаковыми. Разработка траншей в задел (за исключением скальных в летнее время) запрещается. Технологический разрыв между разработкой траншеи и укладкой должен быть указан в проекте производства работ. Приямки под технологические захлесты и сооружения на трубопроводах разрабатывают одновременно с рытьем траншеи, если позволяет устойчивость грунтов.
20.3.5 Грунт, вынутый из траншеи, должен укладываться в отвал с одной стороны траншеи на расстоянии не ближе 0,5 м от ее бровки. Другая сторона должна оставаться свободной для передвижения транспорта и производства монтажно-укладочных работ (рабочая полоса). В стесненных условиях допускается укладывать отвал на рабочую полосу, с последующей его планировкой для проезда техники при работе. Система разработки грунта должна обеспечивать селективную выемку, складирование и хранение плодородного слоя в объемах, предусмотренных проектной документацией для использования его при восстановлении нарушенных земель.
20.3.6 Рыхление скальных и мерзлых грунтов взрывным способом должно производиться до вывоза и раскладки труб на трассе и опережать границу этих работ на безопасное расстояние от ближайшей зоны взрывных работ.
20.3.7 В скальных, гравийно-галечниковых и мерзлых грунтах должна быть выполнена подсыпка дна траншеи слоем не менее 10 см над выступающими частями дна траншеи и присыпка трубопровода над верхней образующей толщиной не менее 20 см мягким грунтом (сыпучим минеральным грунтом с размером твердых фракций в поперечнике до 50 мм). В талых песчаных и глинистых грунтах (супесь, суглинок, глина), где подсыпка дна траншеи мягким грунтом не предусматривается, размеры остающихся на дне включений не должны превышать 30 мм в поперечнике.
Подсыпку дна траншеи и присыпку мягким грунтом трубопровода в скальных, каменистых, щебенистых, сухих комковатых и мерзлых грунтах допускается заменять средствами защиты изоляционного покрытия, предусмотренными проектами и обеспечивающими механическую безопасность в соответствии с требованиями [2].
20.3.8 Для обеспечения проектного положения, полного прилегания трубопровода ко дну траншеи по всей длине и сохранности изоляционного покрытия до начала укладочных работ следует проверять соответствие продольного и поперечного профиля траншеи проектным отметкам:
— на ровных участках трассы через каждые 50 м;
— на участках вертикальных кривых упругого изгиба через каждые 10 м;
— на участках вертикальных кривых с холодногнутыми отводами через каждые 2 м;
— на участках вертикальных кривых с крутоизогнутыми отводами через 1 м;
— на продольных уклонах трассы более 10° через каждые 20 м;
— на переходах через овраги, ручьи, реки, балки и другие преграды, с упругим изгибом трубопровода через каждые 10 м и с кривыми отводами через 2 м;
— на переходах через железные и автомобильные дороги согласно технологическим картам.
20.3.9 Земляные работы при сооружении трубопроводов должны выполняться с соблюдением допусков, приведенных в таблице 27.
СНиП III-42-80 : Земляные работы
3.1. Размеры и профили траншей устанавливаются проектом в зависимости от назначения и диаметра трубопроводов, характеристики грунтов, гидрогеологических и других условии.
3.2. Ширина траншей по дну должна быть не менее D+300 мм для трубопроводов диаметром до 700 мм (где D — условный диаметр трубопровода) и 1,5 D — для трубопроводов диаметром 700 мм и более с учетом следующих дополнительных требований:
для трубопроводов диаметром 1200 и 1400 мм при рытье траншей с откосами не круче 1:0,5 ширину траншеи по дну допускается уменьшать до величины D+ 500 мм;
при разработке грунта землеройными машинами ширина траншей должна приниматься равной ширине режущей кромки рабочего органа машины, принятой проектом организации строительства, но не менее указанной выше;
ширина траншей по дну на кривых участках из отводов принудительного гнутья должна быть равна двукратной величине по отношению к ширине на прямолинейных участках;
ширина траншей по дну при балластировке трубопровода утяжеляющими грузами или закрепления анкерными устройствами должна быть равна не менее 2,2D, а для трубопроводов с тепловой изоляцией устанавливается проектом.
3.3. Крутизна откосов траншей должна приниматься в соответствии со СНиП 3.02.01-87, а разрабатываемых на болотах — согласно табл. 1.
Крутизна откосовтраншей, разрабатываемых на болотах типа
III (сильно обводненные)
В илистых и плывунных грунтах, не обеспечивающих сохранение откосов, траншеи разрабатываются с креплением и водоотливом. Виды крепления и мероприятия по водоотливу для конкретных условий должны устанавливаться проектом.
3.4. При рытье траншей роторными экскаваторами для получения более ровной поверхности дна траншей на проектной отметке и обеспечения плотного прилегания уложенного трубопровода к основанию на всем протяжении вдоль оси трубопровода на ширине не менее 3 м должна проводиться в соответствии с проектом предварительная планировкамикрорельефа полосы.
3.5. Разработку траншей на болотах следует выполнять одноковшовыми экскаваторами с обратной лопатой на уширенных или обычных гусеницах со сланей, драглайнами или специальными машинами.
При прокладке трубопроводов через болота методом сплава разработку траншей н плавающей торфяной корки целесообразно выполнять взрывным способом, применяя удлиненные шнуровые, сосредоточенные или скважинные заряды.
Пункты 3.6 и 3.7 исключить.
3.8. В целях предотвращения деформации профиля вырытой траншеи, а также смерзания отвала грунта сменные темпы изоляционно-укладочных и земляных работ должны быть одинаковыми.
Технологически необходимый разрыв между землеройной и изоляционно-укладочной колонной должен быть указан в проекте производства работ.
Разработка траншей в задел в грунтах (за исключением скальных в летнее время), как правило, запрещаются.
Рыхление скальных грунтов взрывным способом должно производится до вывоза труб на трассу, а рыхление мерзлых грунтов допускается производить после раскладки труб на трассе.
3.9. При разработке траншей с предварительным рыхлением скального грунта буровзрывным способом переборы грунта должны быть ликвидированы за счет подсыпки мягкого грунта и его уплотнения.
3.10. Основания под трубопроводы в скальных и мерзлых грунтах следует выравнивать слоем мягкого грунта толщиной не менее 10 см над выступающими частями основания.
3.11. При сооружении трубопроводов диаметром 1020 мм и более должна проводиться нивелировка дна траншеи по всей длине трассы: на прямых участках через 50 м; на вертикальных кривых упругого изгиба через 10 м; на вертикальных кривых принудительного гнутья через 2 м; при сооружении трубопроводов диаметром менее 1020 мм только на сложных участках трассы (вертикальных углах поворота, участках с пересеченным рельефом местности), а также на переходах через железные и автомобильные дороги, овраги, ручьи, реки, балки и другие преграды, на которые разрабатываются индивидуальные рабочие чертежи.
3.12. К моменту укладки трубопровода дно траншеи должно быть выровнено в соответствии с проектом.
Укладка трубопровода в траншею, не соответствующую проекту, запрещается.
3.13*. Засыпка траншеи производится непосредственно вслед за опуском трубопровода и установкой балластных грузов или анкерных устройств, если балластировка трубопровода предусмотрена проектом. Места установки запорной арматуры, тройников контрольно-измерительных пунктов электрохимзащиты засыпаются после их установки и приварки катодных выводов.
При засыпке трубопровода грунтом, содержащим мерзлые комья, щебень, гравий и другие включения размером более 50 мм в поперечнике, изоляционное покрытие следует предохранять от повреждений присыпкой мягким грунтом на толщину 20 см над верхней образующей трубы или устройством защитных покрытий, предусмотренных проектом.
Примечание. Проведение послеусадочного восстановления магистральных трубопроводов (укладка на проектные отметки, восстановление проектной балластировки, дозасыпка грунта в траншеи, восстановление насыпей и др.) производится в порядке, установленном Правилами о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 24.12.1969 г. № 973.
Величина допуска(отклонение), см
Половина ширины траншеи по дну по отношению к разбивочнойоси
Отклонение отметок при планировке полосы для работыроторных экскаваторов
Отклонение отметок дна траншеи от проекта:
при разработке грунтаземлеройными машинами
при разработке грунтабуровзрывным способом
Толщина слоя постели из мягкого грунта на дне траншеи
Толщина слоя присыпки из мягкого грунта над трубой (припоследующей засыпке скальным или мерзлым грунтом)
Общая толщина слоя засыпки грунта над трубопроводом
3.14*. Мягкую подсыпку дна траншеи и засыпку мягким грунтом трубопровода, уложенного в скальных, каменистых, щебенистых, сухих комковатых и мерзлых грунтах, допускается по согласованию с проектной организацией и заказчиком заменять сплошной надежной защитой, выполненной из негниющих, экологически чистых материалов.
3.15. Земляные работы при сооружении магистральных трубопроводов должны выполняться с соблюдением допусков, приведенных в табл. 2.
СНиП III-42-80 Магистральные трубопроводы
РАЗРАБОТАНЫ ВНИИСТ Миннефтегазстроя с участием институтов « Гипротрубопровод» Миннефтепрома и « Гипроспецгаз» Мингазпрома .
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением стандартизации и технических норм в строительстве Госстроя СССР ( Н.А. Шишов), ВНИИСТ (кандидаты техн. наук В.И. Прокофьев, В.П. Ментюков).
СНиП III -42-80* является переизданием СНиП III -42-80 с изменениями, утвержденными постановлениями Госстроя СССР (Минстроя России): № 272 от 05.11.1982 г., № 308 от 28.12.1982 г., № 71 от 29.12.1986 г. и № 18-79 от 10.11.1996 г.
Разделы, пункты, таблицы, формулы, приложения, в которые внесены изменения, отмечены в настоящих строительных нормах и правилах звездочкой.
При пользовании нормативным документом следует учитывать утвержденные изменения строительных норм и правил и государственных стандартов.
Государственный комитет СССР
по делам строительства
(Госстрой СССР)
Строительные нормы и правила
СНиП III -42-80*
Магистральные трубопроводы
Взамен
главы СНиП III -Д.10-72
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Правила настоящей главы должны соблюдаться при строительстве новых и реконструкции действующих магистральных трубопроводов и ответвлений от них условным диаметром до 1400 мм (включительно) с избыточным давлением среды не свыше 10 МПа (100 кгс/см 2 ) для транспортирования:
нефти, нефтепродуктов, природного и попутного, естественного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи (от головных перекачивающих насосных и компрессорных станций), производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, газораспределительных станций городов и населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и портов);
сжиженных углеводородных газов (фракций С3 и С4 и их смесей), а также нестабильного бензина и нестабильного конденсата и других сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров не выше 1,6 МПа (16 кгс/см 2 ) при температуре плюс 45 °С из районов их добычи или производства (от головных перекачивающих насосных станций) до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, промышленных предприятий, портов, газораздаточных станций и кустовых баз);
товарной продукции в пределах головных и промежуточных газокомпрессорных и нефтеперекачивающих насосных станций, станций подземного хранения газа, газораспределительных станций, замерных пунктов.
Внесены
Миннефтегазстроем СССР
Утверждены
постановлением
Госстроя СССР
по делам строительства
от 16 мая 1980 г. № 67
Срок введения
в действие
1 января 1981 г.
1.2.* Правила настоящей главы не распространяются на строительство промысловых трубопроводов, а также строительство магистральных трубопроводов в морских акваториях и районах с сейсмичностью более 8 баллов для подземных и более 6 баллов для надземных трубопроводов. В этих случаях должны соблюдаться требования соответствующих ведомственных нормативных документов (ВСН), утвержденных в установленном порядке, а при их отсутствии — специальные требования к производству и приемке работ, указанные в проектной документации.
1.3. При строительстве магистральных трубопроводов кроме требований настоящей главы должны соблюдаться требования глав СНиП по организации строительной: производства, технике безопасности в строительстве и других глав СНиП, стандартов и инструкций, регламентирующих производство и приемку отдельных видов работ в комплексе строительства магистрального трубопровода и утвержденных в установленном порядке.
1.4. Категории магистральных трубопроводов и их участков определяются проектом в соответствии с главой СНиП по проектированию магистральных трубопроводов.
1.5. Строительство магистральных трубопроводов должно вестись поточным методом передвижными механизированными колоннами или комплексами, обеспечивающими непрерывность производства всех работ в строгой технологической последовательности.
1.6. Подготовительные работы и сооружение переходов через естественные и искусственные препятствия следует выполнять специализированными строительно-монтажными подразделениями.
1.7. Ширина полосы отвода земель на время строительства магистральных трубопроводов определяется проектом в соответствии с Нормами отвода земель для магистральных трубопроводов.
1.8. При пересечении строящегося магистрально трубопровода с подземными коммуникациями производство строительно-монтажных работ допускается при наличии разрешения организации, эксплуатирующей эти коммуникации, и в присутствии ее представителей.
1.9. При обнаружении на месте производства работ подземных коммуникаций и сооружений, не значащихся в проектной документации, строительной организацией должны быть по согласованию с организацией, эксплуатирующей указанные коммуникации и сооружения, приняты меры к предохранению их от повреждений.
1.10. При вскрытии кабельных линий связи, пересекающих трассу трубопровода, должны соблюдаться Условия производства работ в пределах охранных зон и просек на трассах линий связи и радиофикации, утвержденные Министерством связи СССР.
1.11. При производстве строительно-монтажных работ должен осуществляться производителями работ строительных организаций операционный контроль их качества (по всем технологическим процессам). Представители заказчика, а также представители органов государственного надзора имеют право производить выборочный контроль качества всех видов работ. Применение материалов и изделий, на которые отсутствуют сертификаты, паспорта и другие документы, подтверждающие их качество, не допускается.
1.12. При строительстве магистральных трубопроводов следует применять трубы, преимущественно изолированные в заводских или базовых условиях. Сооружение трубопроводов из изолированных труб следует выполнять по специальной технологической инструкции.
1.13.* Оформление производственной документации, включая акты освидетельствования скрытых работ, должно производиться в соответствии с ВСН 012-88 утвержденным Миннефтегазстроем.
1.14. Материалы фактического положения трубопроводов (исполнительная съемка), оформленные в установленном порядке строительно-монтажными организациями и заказчиком, должны передаваться в исполнительные комитеты районных (городских) Советов народных депутатов.
2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
2.1. Заказчик обязан создать геодезическую разбивочную основу для строительства и не менее чем за 10 дней до начала строительно-монтажных работ передать подрядчику техническую документацию на нее и на закрепленные на трассе строительства трубопровода пункты и знаки этой основы, в том числе:
знаки закрепления углов поворота трассы;
створные знаки углов поворота трассы в количестве не менее двух на каждое направление угла в пределах видимости;
створные знаки на прямолинейных участках трассы, установленные попарно в пределах видимости, но не реже чем через 1 км;
створные знаки закрепления прямолинейных участков трассы на переходах через реки, овраги, дороги и другие естественные и искусственные препятствия в количестве не менее двух с каждой стороны перехода в пределах видимости;
высотные реперы, установленные не реже чем через 5 км вдоль трассы, кроме устанавливаемых на переходах через водные преграды (на обоих берегах);
пояснительную записку, абрисы расположения знаков и их чертежи;
каталоги координат и отметок пунктов геодезической основы.
Допустимые средние квадратические погрешности при построении геодезической разбивочной основы:
угловые измерения ±2;
линейные измерения 1/1000;
определение отметок ± 50 мм.
2.2. Перед началом строительства генподрядная строительно-монтажная организация должна выполнить на трассе следующие работы:
произвести контроль геодезической разбивочной основы с точностью линейных измерений не менее 1/500, угловых 2 и нивелирования между реперами с точностью 50 мм на 1 км трассы. Трасса принимается от заказчика по акту, если измеренные длины линий отличаются от проектных не более чем на 1/300 длины, углы не более чем на 3 и отметки знаков, определенные из нивелирования между реперами, — не более 50 мм;
установить дополнительные знаки (вехи, столбы и пр.) по оси трассы и по границам строительной полосы;
вынести в натуру горизонтальные кривые естественного (упругого) изгиба через 10 м, а искусственного изгиба — через 2 м;
разбить пикетаж по всей трассе и в ее характерных точках (в начале, середине и конце кривых, в местах пересечения трасс с подземными коммуникациями). Створы разбиваемых точек должны закрепляться знаками, как правило, вне зоны строительно-монтажных работ. Установить дополнительные репера через 2 км по трассе.
2.3. До начала основных строительно-монтажных работ генподрядчик должен, при необходимости, дополнительно к требованиям главы СНиП по организации строительного производства выполнить с учетом конкретных условий строительства следующие подготовительные работы на трассе:
расчистить полосу отвода трубопровода от леса, кустарника, пней и валунов;
удалить отдельные деревья и нависшие части скал и камни, находящиеся вне полосы отвода, но угрожающие по своему состоянию падением в зону полосы отвода;
срезать крутые продольные склоны;
осуществить защитные противообвальные и противооползневые мероприятия;
осуществить мероприятия, обеспечивающие минимальное промерзание грунта в полосе траншеи под трубопровод;
построить временные дороги, водопропускные, водоотводные, а также осушительные сооружения на подъездах к трассе и вдоль нее, а также мосты и переправы через реки, ручьи и овраги; защитить подъездные дороги от снежных заносов;
устроить временные приобъектные и пристанционные базы или склады для хранения материалов и оборудования;
устроить временные пристани и причалы;
подготовить временные производственные базы и площадки для производства сварочных, битумоплавильных и других работ;
построить временные поселки, обеспечивающие необходимые жилищные, санитарные и культурно-бытовые условия работающим;
подготовить вертолетные площадки;
создать систему диспетчерской связи;
подготовить строительные площадки для производства строительно-монтажных работ по сооружению переходов трубопроводов через естественные и искусственные препятствия и при прокладке трубопроводов в тоннелях с необходимыми временными бытовыми и технологическими помещениями, сооружениями, дорогами;
создать водомерные посты вне зоны производства работ по устройству переходов трубопроводов через водные преграды с привязкой водомерного поста нивелировкой к высотной съемке трассы трубопровода и государственной геодезической сети;
снять плодородный слой земли и переместить его в отвал для временного хранения в соответствии с п. 13.8 настоящей главы.
2.4. Расчистка трассы на период строительства должна производиться в границах полосы отвода и в других местах, установленных проектом.
В зимний период расчистку следует производить в два этапа: в зоне проезда транспорта и работы строительных машин — заблаговременно до начала основных работ, а в зоне рытья траншеи — непосредственно перед работой землеройных машин на длину, обеспечивающую их работу в течение смены.
2.5. Корчевка пней на сухих участках трассы должна производиться по всей ширине полосы отвода, а на болотистых участках — только на полосе будущей траншеи трубопровода и кабеля. На остальной части полосы отвода деревья необходимо спиливать на уровне земли.
2.6. Объем работ по планировке, необходимой для транспортных целей и передвижения строительных машин, должен быть указан в проекте организации строительства и уточнен в проекте производства работ.
2.7. Временные дороги для проезда строительных и транспортных машин следует устраивать однополосными с уширением в местах разворотов, поворотов и разъездов (со стороны трубопровода, противоположной трассе кабельной линии связи). Разъезды устраиваются на расстоянии прямой видимости, но не более чем через 600 м.
При строительстве зимних дорог следует преимущественно ограничиваться уплотнением снежного покрова с промораживанием ледяной корки, промораживанием поверхности грунта и поддержанием проезжей полосы в исправном состоянии.
При строительстве и эксплуатации ледовых дорог, проложенных по рекам, ручьям и озерам, должна определяться несущая способность льда и проводиться работа по поддержанию ледового покрова в рабочем состоянии.
Тип, конструкция, ширина дорог и радиусы поворотов определяются проектом организации строительства и уточняются в проекте производства работ.
3. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ
3.1. Размеры и профили траншей устанавливаются проектом в зависимости от назначения и диаметра трубопроводов, характеристики грунтов, гидрогеологических и других условий.
3.2. Ширина траншей по дну должна быть не менее D + 300 мм для трубопроводов диаметром до 700 мм (где D — условный диаметр трубопровода) и 1,5 D — для трубопроводов диаметром 700 мм и более с учетом следующих дополнительных требований:
для трубопроводов диаметром 1200 и 1400 мм при рытье траншей с откосами не круче 1 : 0,5 ширину траншеи по дну допускается уменьшать до величины D + 500 мм;
при разработке грунта землеройными машинами ширина траншей должна приниматься равной ширине режущей кромки рабочего органа машины, принятой проектом организации строительства, но не менее указанной выше;
ширина траншей по дну на кривых участках из отводов принудительного гнутья должна быть равна двукратной величине по отношению к ширине на прямолинейных участках;
ширина траншей по дну при балластировке трубопровода утяжеляющими грузами или закрепления анкерными устройствами должна быть равна не менее 2,2 D , а для трубопроводов с тепловой изоляцией устанавливается проектом.
3.3. Крутизна откосов траншей должна приниматься в соответствии с главой СНиП по производству и приемке земляных сооружений, а разрабатываемых на болотах — согласно табл. 1.