10 полезных функций современной бензопилы, которые облегчат вашу жизнь
Кроме мощности и моторесурса, при выборе пилы очень полезно учесть и другие характеристики. Они не всегда будут решающими, но сделают работу комфортнее, проще и безопаснее.
Выбирайте бензопилу не только по мощности, но и по функциональности. Фото от Husqvarna
Неспешная работа бензопилой в удовольствие при комфортной температуре и с податливыми материалами — редко достижимый набор удачных факторов. В основном брать в руки этот инструмент приходится или на жаре, или в холод, сделать все нужно быстро, а древесина, как назло, попадается «крученая». Словом, целый набор раздражителей… Поэтому в быту, где работа бензопилой носит эпизодический характер, а значит, для нее практически ничего не приспособлено, очень важно иметь хороший инструмент. Мы не будем говорить здесь о мощности, ведь это не самый главный фактор удобства эксплуатации. Мы расскажем о функциональности, которая даже работу в экстремальных условиях поможет сделать комфортнее.
1. Тормоз цепи: контактный и инерционный
Тормоз цепи есть у всех бензопил. Это необходимость, продиктованная правилами техники безопасности. Но он может быть разным. Все пилы оснащены контактным тормозом цепи, который срабатывает, если в работе рычаг тормоза касается руки оператора. Обычно это происходит, когда на большой скорости движения цепи передняя часть пильной шины касается древесины, и пилу отбрасывает вверх или вбок, то есть возникает так называемый обратный удар.
Рычаг контактного тормоза цепи расположен перед верхней рукояткой бензопилы
Назвать эту защиту идеальной нельзя. Порой человек не заботится о безопасности и неправильно держит инструмент, не всегда система быстро срабатывает. И главное, для касания требуется время. Как правило, это доли секунды, но в экстренном случае ценны и они. И тем не менее эта система безопасности доказала свою работоспособность — без нее не обходится ни одна бензопила.
Чтобы сделать инструмент еще безопаснее, производитель оснащает бензопилу тормозом с инерционным действием. Если она резко и неконтролируемо отбрасывается вбок или на оператора, рычаг тормоза, имеющий в конструкции специальные грузики, мгновенно блокирует движение цепи. Инерционный тормоз срабатывает практически моментально, автоматически и без касания рукой рычага. Им оснащена, например, бензопила Husqvarna H450e II. Это отличный бытовой инструмент, который по набору функций является полупрофессиональным оборудованием.
Husqvarna H450e II оснащена инерционным тормозом цепи. Фото от Husqvarna
2. Антивибрационная система
Люди, которым приходится работать бензопилами без защиты от вибрации, замечают, что быстро устают. Но это лишь поверхностный симптом. При длительной работе такая нагрузка скажется на вашем здоровье: могут заболеть суставы и нарушиться — система кровообращения.
Самый простой способ сделать работу бензопилой комфортнее — предусмотреть резиновые прокладки между корпусом и рукояткой инструмента. К сожалению, так можно погасить лишь малую часть вибраций. Помимо этого, резиновые амортизаторы недолговечны. Они разрушаются и теряют свои свойства с течением времени, под воздействием окружающей температуры, ультрафиолета и проливающегося на них топлива.
Совсем другие результаты дают современные и долговечные амортизаторы в виде стальных пружин, а также конструкция бензопилы с принципом «двух масс», когда блок двигателя отделен от рукояток с топливным баком, что значительно уменьшает вибрацию.
Система антивибрации по принципу «двух масс» позволяет меньше уставать даже при длительной работе
3. Система очистки воздуха
Даже если вы работаете недолго, избежать попадания пыли и мелкой стружки внутрь инструмента не получится. Чтобы двигатель бензопилы не вышел из строя, система фильтрации должна работать безотказно, справляясь с мусором и крупной, и мелкой фракций.
Для повышения эффективности работы фильтров некоторые модели бензопил оснащены центробежной системой очистки воздуха. В этом случае поступающий в инструмент воздух входит внутрь конструкции через крышку стартера, а крыльчатка охлаждения разгоняет пыль по периферии. Крупные частицы мусора выбрасываются за счет центробежных сил в сторону глушителя, и уже к воздушному фильтру и карбюратору подается предварительно очищенный воздух. Соответственно, к фильтру поступает меньше пыли, значит, очищать его можно реже. Это особенно актуально при длительной эксплуатации бензопилы.
Чтобы бензопила служила долго, необходима качественная система фильтрации, которая защитит механизмы от пыли
Внимание! Даже при наличии системы центробежной очистки воздуха необходимо периодически очищать от осевшей пыли ребра цилиндра двигателя, воздухозаборник стартера, лопасти вентилятора, поверхности воздушного фильтра и других деталей, которые находятся в контакте с ее потоком.
4. Простота обслуживания воздушного фильтра
И топливный, и воздушные фильтры необходимо периодически обслуживать и менять. И если первый требует замены примерно раз в 1-2 года (в зависимости от качества топлива), то второй приходится очищать систематически в процессе работы. Вот почему стоит обращать внимание на способы фиксации крышки корпуса бензопилы. Понятно, что для откручивания и закручивания болтов потребуется время. Если работать приходится, например, в холода, процедура может оказаться очень некомфортной. Проще работать с бензопилой, крышка которой фиксируется специальными клипсами. На некоторых моделях они открываются вручную, другие же нужно подцепить отверткой. Здесь важно обращать внимание на качество материала клипс и корпуса. Дешевые модели бензопил им похвастаться вряд ли смогут!
5. Легкий запуск холодного двигателя
Двигатель бензопилы запускается дерганьем ручки стартера. При закончившейся топливной смеси в баке, в мороз или при длительном перерыве в работе завести его бывает непросто, и пользователь часто тратит на это много усилий.
Ускорить и облегчить данный процесс помогает праймер — ручной насос для подкачки топлива из бака к карбюратору. Вместо того чтобы многократно дергать за ручку стартера, можно большим пальцем руки нажать на праймер несколько раз, пока в прозрачной колбочке насоса не появится топливная смесь. После чего нажать еще пару раз, дернуть за шнур стартера — и двигатель мгновенно заведется.
6. Система Smart Start
Чтобы минимизировать усилия при запуске двигателя бензопилы, инженеры Husqvarna разработали и запатентовали систему Smart Start. Как она работает: в систему зажигания встроен специальный модуль, который обеспечивает стабильное и мощное искрообразование в цилиндре даже при совсем не сильном выдергивании шнура стартера. Это позволяет на 40 % снизить сопротивление при запуске. Очень полезная функция, особенно если вам предстоит работа с остановками и многократными запусками и выключениями.
Система Smart Start от Husqvarna делает запуск пилы для начала работы значительно легче
7. Индикатор уровня топлива
Казалось бы, это мелочь, но работать бензопилой в идеальных условиях получается редко, правильнее сказать, практически никогда, поэтому решение проблемы с контролем топлива будет нелишним. Если он есть, вы всегда знаете, сколько до следующей дозаправки, и просто не отвлекаетесь на мелочи, а продолжаете работу в комфортном режиме.
8. Боковое натяжение цепи
Цепь бензопилы периодически надо подтягивать. Чаще всего тут не обойтись без дополнительных инструментов. Есть модели, у которых процесс натяжения цепи крайне неудобный, требующий особых ухищрений от владельца. Но производители оправдывают такой подход тем, что простая, прямая конструкция исключает возможность поломки. Мол, боковые бесключевые варианты ненадежны.
Опыт показывает, что боковое расположение регулятора не гарантирует наличия проблем с механизмом. У ответственных производителей вопрос решается качественным исполнением и надежностью материалов. В быту же, когда вы решили напилить дров или очистить сад от лишних деревьев, проще и удобнее пользоваться именно бесключевым натяжителем. Подобной системой регулировки цепи оснащена бензопила Husqvarna H450e II.
Бензопила Husqvarna H450e II с боковым натяжением цепи. Фото от Husqvarna
Подробнее прочитать про способы натяжения цепи и самостоятельную замену режущего полотна можно в статье Как выбрать цепь и пильные шины для бензиновых и аккумуляторных пил.
9. Работа системы смазки режущей системы
Стабильная смазка режущей системы — залог экономии ваших средств. Для каждого владельца бензопилы покупка и замена пильных шин и цепи — это вынужденные траты, без которых работу инструмента не возобновить. Сегодня все бензопилы оснащены системой регулировки подачи смазки на цепь и шину. Это многократно снижает вероятность выхода их из строя, но обязывает владельца систематически следить за чистотой элементов конструкции.
10. Разметка направления валки
Эта функция будет полезна тем, кто планирует не только распиливать бревна, но и валить деревья. Опыт показывает, что с такой работой приходится сталкиваться почти всем (например, удаляя с участка больную яблоню или дерево покрупнее). Это серьезная работа, требующая правильной подготовки. Подробнее о ее нюансах вы можете прочитать в статье Что нужно знать, чтобы спилить дерево правильно.
Но есть одна «фишка», которая значительно облегчит вам задачу. На корпусе некоторых бензопил сделан технологический отлив (риска), который расположен под углом 90° к шине. Когда вы делаете первый направляющий пропил на стволе, внимательно смотрите на эту риску: визуально ее продолжение должно попадать туда, куда вы планируете повалить дерево.
Перед тем, как валить дерево, изучите инструкцию!
Внимание! Валка деревьев требует специальных навыков и знаний, поэтому перед работой изучите инструкцию по эксплуатации к вашей бензопиле. В ней должен быть описан процесс работы со всеми важными подробностями.
Зачем нужен тормоз на бензопиле: виды, конструкция, принцип работы и ремонт
Бензопила относится к категории инструментов повышенной опасности. Несоблюдение требований техники безопасности может привести к получению пильщиком тяжелых травм. Именно поэтому при работе бензопилой, необходимо пользоваться специальной защитной экипировкой. Кроме того, конструкцией инструмента предусмотрен такой механизм, который называется тормозом. Основная его задача заключается в том, чтобы обеспечить мгновенную остановку перемещающейся цепи. Это делается для того, чтобы не допустить получения травм пильщиком. Тормоз бензопилы имеет простую конструкцию, но при этом достаточно надежную. Именно о том, какие виды механизмов бывают, чем они отличаются, как работают и особенности устранения их поломок, рассмотрим более детально.
Виды тормозных механизмов на бензопилах
Принцип работы тормозных механизмов на бензопилах всех производителей является идентичным. Отличия могут быть в конструкции, а точнее типе используемых деталей. Основные элементы, из которых состоит тормоза: подвижная рукоятка (экран) и зажимная скоба (лента). Ниже на фото показаны эти элементы в конструкции.
Тормоз цепи бензопилы подразделяют на два вида в зависимости от принципа срабатывания. Он бывает:
- Контактный — срабатывает он после умышленного воздействия на рукоятку рукой пильщика. Смещение ее вперед способствует тому, что зажимная скоба (лента) воздействует на вращающуюся муфту, обеспечивая ее остановку. Вместе с муфтой останавливается ведущая звездочка, и цепь соответственно. Используется контактный способ остановки цепи бензопилы умышленно, когда необходимо передать инструмент другому человеку (не глуша при этом мотор), или в случае необходимости поправления бревен при их распиливании.
- Инерционный — он срабатывает в отличие от контактного метода автоматически. Ситуация, провоцирующая необходимость срабатывания тормоза — обратный удар, при котором бензопилу отбрасывает обратно (то есть к пильщику) или в сторону. При таком эффекте также включается тормоз. Причем его срабатывание осуществляется за счет инерционного груза (находится в теле рычага), приводящего в движение курок.
Примитивная конструкция тормозного механизма является достаточно надежной и эффективной, что подтверждают многочисленные исследования.
Конструкция и принцип функционирования тормоза цепи бензопилы
Для начала вернемся к конструкции механизма, и изучим его более детально. На бензопилах марки Штиль 180 используется тормоз, который имеет следующее устройство, как на фото ниже.
На фото ниже показан тормоз, который используется на бензопилах производителя Хускварна 240 и других.
Составляющими элементами устройства, характерными для бензопил Штиль, являются следующие детали:
- Тормозная лента — 10.
- Пружина растяжения или тормоза – 13.
- Рычаг тормозной ленты — 4.
- Крышка – 18.
В списке представлены основные детали, а полная конструкция тормозного механизма изображена на схеме ниже.
И также рассмотрим конструкцию тормозного механизма бензопил Хускварна. Кстати, именно этот вариант устройств получил большее распространение по сравнению с предыдущим, и применяется на большинстве бензопил других производителей (в том числе и на китайских бензопилах). Он состоит из следующих элементов:
- Тормозная лента — 14.
- Колено тормоза – 4 (состоит из курка и рычага скольжения).
- Возвратная пружина – 13.
- Пружина – 5.
- Крышка – 16.
Схема представлена ниже.
Теперь можно поговорить о том, как же работают эти механизмы. Принцип у них одинаковый, поэтому рассмотрим особенности функционирования в общем.
- В обычном положении рукоятка тормоза или экран зафиксирована возвратной пружиной 13 на схеме выше.
- Когда срабатывает экран (рукоять перемещается вперед), происходит перемещение курка.
- В нормальном положении курок сжимает пружину, а при срабатывании разжимает ее, фиксируя стопорной защелкой или фиксатором.
- Внутри разжатой пружины находится рычаг скольжения, соединенный с лентой. При его перемещении осуществляется уменьшение в диаметре ленты, что приводит к зажатию барабана сцепления. При этом барабан, соединенный с ведущей звездой, останавливается, и прекращает перемещаться цепь.
- Коленчатый вал при этом продолжает вращаться, и двигатель не глохнет.
Ниже предлагается фото внутреннего устройства тормоза бензопилы. На нем видны основные составные элементы механизма.
Аналогичным образом работает и механизм, который используется на бензопилах марки Штиль. При воздействии на рукоятку (экран), происходит перемещение тормозного колена, один конец которого соединен с лентой, а второй с фиксирующей пружиной. Воздействие на ленту приводит к уменьшению ее диаметра и, следовательно, происходит торможение барабана. Цепь останавливается мгновенно.
Имея представление о том, как работают тормозные механизмы разных конструкций на бензопилах, не составит труда произвести диагностику, и определить наличие неисправностей.
Что значит неправильная эксплуатация и особенности ремонта тормоза цепи бензопилы
Знаете ли вы, что тормоз бензопилы является достаточно надежным устройством. Однако и этот механизм нередко выходит из строя. Основные причины выхода деталей из строя следующие:
- Низкое качество.
- Естественная выработка.
- Неправильная эксплуатация.
Если с первыми двумя пунктами все предельно понятно, то вот третьему необходимо уделить особое внимание. Тормоз цепи бензопилы можно эксплуатировать неправильно, и это действительно так. Многие пильщики допускают грубейшую ошибку. При включении тормоза, они начинают газовать, чего делать категорически нельзя. Ведь такие действия приводят к тому, что на ленту воздействуют значительные усилия. Ведь при прогазовывании барабан посредством муфты стремится провернуться. Пружина не позволяет этого сделать, но если продолжить газовать, то не исключено, что она попросту может лопнуть, что приведет к выходу механизма из строя. Кроме того, что выходит из строя лента тормоза, изнашивается и барабан (образуется характерный буртик). Если длительное время газовать на тормозе, то может оплавиться даже крышка. Соответствующий дефект показан на фото ниже.
Не всегда вышеописанные действия происходят умышленно. Иногда при распиливании древесины срабатывает тормоз автоматически, но пильщик этого не замечает, и забывает о нем. Пытаясь восстановить подвижность цепи, он вручную дергает ее. Категорически противопоказано газовать бензопилой, если включен тормоз. Использовать тормоз можно только на холостом ходу.
Если в ходе эксплуатации бензопилы происходит выход из строя тормоза, то следует обязательно восстановить его исправность. Эксплуатация инструмента без этого элемента противопоказана. Однако некоторые пильщики прибегают к следующим способам решения проблемы в виде выхода из строя тормоза на бензопиле:
- Удаление дефектной зажимной скобы, которая мешает нормальному функционированию бензопилы. Далее инструмент используется без тормоза. Это крайне опасно даже для опытных пильщиков, не говоря уже о новичках.
- Вместо дефектной ленты устанавливается аналогичная деталь от стартера или других устройств. Однако самодельные изделия не способны обеспечить необходимой надежности, поэтому прибегать к такому методу также не рекомендуется.
Запчасти для ремонта тормоза бензопилы имеются в продаже. Они подбираются по модели инструмента или по соответствию в зависимости от размеров. Для этого возьмите неисправную деталь с собой в магазин. Замена вышедших из строя деталей не вызывает трудностей. В процессе ремонта могут возникнуть лишь некоторые трудности, а именно:
- понадобится переключить курок, что требуется для отвода привода. Для реализации процесса рекомендуется сделать ключ, представленный на фото ниже. Это обычный баллонный ключ, у которого вырезаны части граней.
- для установки пружины понадобится плоская отвертка с большим жалом.
Имея представление не только о принципе работе, но и конструкции тормоза бензопилы, можно обеспечить его правильное применение. Не забывайте о том, что этот механизм служит для того, чтобы безопасно транспортировать работающую бензопилу. Не пренебрегайте рекомендациями, и тормозной механизм вашего инструмента будет служить долго и эффективно.
Запуск бензопилы. Последовательность действий.
Перед тем, как приступить к работе, обязательно проверьте правильность натяжения цепи и систему смазки цепи. Для этого направьте шину бензопилы на светлый фон (например, пень или лист бумаги, разложенный на земле) и дайте полный газ. Если на светлом фоне появятся пятна от масла, это означает, что система смазки цепей функционирует нормально и Вы можете начинать работу.
Бензопила готова к эксплуатации. Правила техники безопасности при работе с бензопилой см. в руководстве по эксплуатации.
Если бензопила оснащена декомпрессионным клапаном, нажмите на него. Это облегчит процесс запуска двигателя и, тем самым, запуск бензопилы.
Если бензопила оснащена топливным насосом, нажмите на него. Это облегчит процесс запуска двигателя и уменьшит количество подкачек.
1 тормоз цепи и рукоятка тормоза цепи, Инструкция по технике безопасности – Инструкция по эксплуатации Husqvarna 395XP
Внимание! Текст в этом документе был распознан автоматически. Для просмотра оригинальной страницы Вы можете воспользоваться режимом «Оригинал».
ИНСТРУКЦИЯ по ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
1 Тормоз цепи и рукоятка тормоза цепи
Ваша бензопила оборудована специальным тормозом цепи,
который предназначен для моментальной остановки цепи в
случае возникновения толчка отдачи.
Будьте внимательны при
работе с пилой и следите,
чтобы зона отдачи пильного
полотна не касалась никаких
включается вручную (левой
рукой), или автоматически,
с помощью инерционного
механизма (в виде
маятникового рычага). В
предлагаемых моделей
рукоятка тормоза цепи
действует как противовес в
Тормоз срабатывает, когда
рукоятка (В) сдвигается
вперед.
приводит в действие
пружинный механизм,
который зажимает ленту
тормоза (С) вокруг
барабана муфты
сцепления (О) (привода
Рукоятка тормоза
предназначена не только
для приведения в действие
тормоза цепи. Другое её
важное свойство
заключается в том, что она
не допускает попадания
левой руки на цепь при
соскальзывании с
Тормоз цепи можно также
использовать для
временной остановки пилы
при смене положения или
когда нужно опустить пилу
на короткое время. Всегда
следует включать тормоз
цепи вручную, если есть
риск, что цепь случайно
коснется кого-нибудь или
какого-нибудь объекта,
находящегося поблизости.
4 Для разблокировки
обратно, по направлению к
Как уже упомянуто в
разделе А, толчок при
отдаче может быть очень
сильным и неожиданным.
В большинстве случаев
отдача минимальна, и
тормоз цепи срабатывает
не всегда. Если это
происходит, вы должны
крепко держать пилу и не