Как делать обвязку фундамента
Перейти к содержимому

Как делать обвязку фундамента

  • автор:

Вязка арматуры под ленточный фундамент: схема и примеры вязки своими руками

Опытные строители знают, что от правильно выбранной схемы армирующего каркаса для создания ленточного фундамента, и правильности проведения монтажа напрямую зависит прочность основания под стены дома. В этой конструкции четко распределены все, так сказать, «обязанности» составляющих её элементов. Так, арматура принимает на себя деформирующие линейные напряжения, возникающую не только от тяжести стен, но и от перепадов температур, а бетонная часть конструкции предотвращает ее сжатие. Таким образом, в комплексе эти материалы создают надежную опору для стен.

Вязка арматуры под ленточный фундамент

Вязка арматуры под ленточный фундамент

Вязка арматуры под ленточный фундамент является оптимальным вариантом скрепления металлического «костяка» железобетонной конструкции. Такое соединение, сохраняя заданные линейные и пространственные формы каркаса, тем не менее оставляет возможность несколько «балансировать» при застывании бетона и набора им марочной прочности, принимая оптимальное положение при воздействии возникающих нагрузок. Если же сделать скелет фундамента жестким, то есть скрепить арматуру сваркой, то даже при незначительной усадке грунта или под давлением стен дома бетонная часть конструкции может начать разрушаться, так как при застывании раствора не произошло оптимального сдвига деталей каркаса и в, казалось бы, прочной монолитной плите сохраняются значительные внутренние напряжения.

Несколько слов об особенностях ленточного фундамента

Ленточный тип фундамента можно смело назвать универсальным, наиболее распространённым, дающим возможность возведения зданий из практически любых строительных материалов. Повсеместное использование этой конструкции основания объясняется в том числе и значительной экономией средств, простотой и доступностью её самостоятельного обустройства, а также тем, что ленточный фундамент всесторонне испытан очень широкой практикой его многолетней эксплуатации.

Ленточный фундамент по праву занимает лидирующие позиции, как наиболее популярный у застройщиков тип основания для зданий

Ленточный фундамент по праву занимает лидирующие позиции, как наиболее популярный у застройщиков тип основания для зданий

Сам по себе такой фундамент представляет собой железобетонную ленту, которая может иметь разную ширину, толщину и высоту. Эти параметры зависят от проекта будущего здания – размеров стен и материала, из которого планируется возвести стены, общей массивности строения, состояния грунтов на участке застройки и целого ряда других важных факторов. Но в любом случае ленточный фундамент устанавливается по периметру будущего строения, имеет замкнутый контур, который и предназначается для дальнейшего возведения несущих стен. При необходимости этот вид фундамента дополняется внутренними перемычками, которые становятся основой для возведения на них внутридомовых капитальных перегородок.

Глубина залегания подошвы ленты может существенно различаться, в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, при неустойчивых верхних слоях грунта на участке ведения строительства, подошва ленточной основы полностью заглубляется ниже уровня промерзания или же исполняется в сочетании со свайным фундаментом. Если же грунт плотный, или же тогда, когда планируется строительство небольшого по общей массе здания, то вполне можно обойтись малозаглубленным ленточным фундаментом.

Фундаментная лента может быть глубокого или малого заложения, иногда усиливается дополнительно монолитными сваями

Фундаментная лента может быть глубокого или малого заложения, иногда усиливается дополнительно монолитными сваями

Как бы то ни было, требования к полноценному и качественно исполненному армированию равнозначно важны для любой разновидности ленточного фундамента. Только при таком условии основа оптимизирует нагрузку от стен дома на грунт по всему периметру строения, что минимизирует риск проседания здания, перекос и деформацию всех его составляющих строительных конструкций.

вяф4Как залить ленточный фундамент своими руками?

В этой публикации не станем слишком углубляться в тонкости конструкции подобного основания. Вопросам расчета и последовательности проведения работ по самостоятельному строительству ленточного фундамента посвящена отдельная публикация нашего портала.

Какую арматуру используют для вязки каркаса

Итак, переходя к подготовке всего необходимого для обустройства фундамента, необходимо получить информацию о том, какая арматура лучше подходит для формирования каркаса ленточного основания. В наше время в продаже на строительных рынках можно встретить «классическую» стальную и композитную арматуру. Какая из них лучше для ленточного фундамента – в этом стоит разобраться.

Металлическая арматура.

Стальная арматура, применяемая для создания каркасов для заливки фундаментов, должна соответствовать требованиям действующих ГОСТ. В жилом строительстве чаще всего применяется материал, выпущенный в соответствии с ГОСТ-5781-82. Этот стандарт регламентирует параметры горячекатаной арматуры, предназначенной для применения в обычных и предварительно напрягаемых строительных конструкциях.

Для армирования фундаментов чаще всего применяется горячекатаная арматура, выпущенная в соответствии с ГОСТ-5781-82.

Для армирования фундаментов чаще всего применяется горячекатаная арматура, выпущенная в соответствии с ГОСТ-5781-82.

В соответствии с положениями ГОСТ, эта арматура подразделяется на шесть классов. Если для первого класса используется обычная низкоуглеродистая сталь, то по мере повышения класса возрастает содержание специальных и даже легирующих добавок, резко повышающих механическую прочность материала.

Арматурные пруты I класса имеют гладкую внешнюю поверхность. Всем остальным (за редким исключением) придается рифлёная форма, так называемый периодический профиль кольцевого, серповидного или смешанного типа. Такая рельефная структура поверхности предназначена для максимального контакта армирующих элементов конструкции с набирающим прочность бетоном.

Для основного армирования ленточного фундамента оптимальным выбором, с позиций вполне достаточной степени прочности и приемлемой цены, станет арматура класса А-III, диаметром от 12 до 18 мм, в зависимости от особенностей создаваемой конструкции. Показатели классов от четвертого и выше останутся просто невостребованными, а вот A-II может оказаться и слабоватой.

Стоит обратить внимание и на наличие буквенного индекса.

  • Так, литер «С» говорит о том, что эта арматура может соединяться посредством сварки. Со всеми другими типами сварочные работы полностью исключаются – структура стали при высокотемпературном нагреве изменяется, и каркас потеряет необходимую прочность.
  • Буквенное обозначение «К» имеют изделия, изготовленные из стали с повышенными антикоррозионными свойствами. Их обычно применяют при возведении объектов, к которым предъявляются особые требования, и для ленточного фундамента под частное строительство приобретение подобной арматуры (а стоит она, безусловно, значительно дороже) не видится необходимостью.

А вот для дополнительных элементов конструкции – перемычек, стоек, хомутов, придающих основному каркасу необходимую объемность, вполне подойдут гладкие арматурные стержни класса A-I диаметром 6 мм (при высоте ленты до 800 мм) или 8 мм (при большей высоте). Они легко изгибаются в необходимую конфигурацию, и их прочностных характеристик для такого применения – вполне достаточно. Можно использовать и рифленые пруты класса A-II, но это уже будет несколько дороже.

Цены на арматуру

Скрепление арматуры чаще всего производится с помощью специальной вязальной проволоки, которая устанавливается и закручивается петлей во всех точках пересечения стальных прутов. Применение сварки не приветствуется сразу по нескольким причинам:

  • Любой, даже качественно исполненный сварной шов – место с повышенной уязвимостью к коррозии.
  • Непровар в месте соединения, который вполне можно не заметить при монтаже каркаса, может обернуться нарушением целостности конструкции на этапе заливки тяжеловесного бетонного раствора.
  • Даже незначительный перегрев прута в точке его пересечения с другим элементом конструкции дает снижение заложенных в него армирующих качеств.

Так что если даже застройщик себя считает опытным сварщиком и имеет в распоряжении аппарат, то все равно от такой операции лучше воздержаться. К слову, к работам по сварке арматурных конструкций, там, где это необходимо в условиях промышленного строительства, допускаются только мастера высшего квалификационного разряда. И при этом должна применяться исключительна арматура, обозначенная литером «С».

Композитная арматура

Композитная арматура – это относительно новый строительный материал. Она может быть произведена на разных основах — это стеклопластик, углепластик или базальтопластик.

Стеклопластиковая арматура – набирающий популярность материал, в применении которого пока что еще не все однозначно

Стеклопластиковая арматура – набирающий популярность материал, в применении которого пока что еще не все однозначно

Самой распространенной в этой категории является стеклопластиковая арматура, так как она имеет более доступную цену по сравнению с двумя другими видами, обладая при этом высоким прочностными качествами.

Композитные пруты применяется для армирования разных видов фундаментов, в том числе и ленточных. Преимуществом этого вида арматуры является ее низкая теплопроводность по сравнению с металлическими прутьями. Поэтому эти изделия хорошо подойдут для армирования фундаментов и цокольных стен, которые планируется утеплять, так как за счет этого материала не будет происходить лишних потерь тепла.

Полимерная арматура инертна к внешним воздействиям, поэтому достаточно долговечна — ей не страшна влага и довольно высокие перепады температуры. Если при обустройстве фундамента используется качественный бетон и стеклопластиковая арматура, основа под дом должна получиться прочной и долговечной.

Монтаж полимерных прутьев – существенно проще, чем установка и скрепление металлической арматуры, так как они имеют небольшой вес, легко скрепляются хомутами или проволокой и не оставляют следов ржавчины на руках и одежде.

Можно провести сравнение со стальной арматурой по базовым показателям:

  • Прочность на растяжение, при равном диаметре, у стального прута — 390 МПа, стеклопластикового — 1000 МПа.
  • Стеклопластик имеет массу в 3,5 раза меньше, чем сталь.
  • Сталь подвержена коррозии, полимер устойчив к воздействию кислой среды.
  • Стеклопластик не проводит электричество, в отличие от металла.
  • Сталь имеет высокий показатель теплопроводности, полимер же практически не проводит тепло.
  • Металл – негорючий материал, стеклопластик же относится к слабогорючим самозатухающим.
  • Упругость стали в несколько раз выше, чем у стеклопластика.
  • Полимеры обладают большим сопротивлением на разрыв, однако, при нагревании до очень высоких температур связующий волокна пластик становится мягким, теряя упругость.
  • Композитная арматура скрепляется только пластиковыми хомутами или проволокой, металлическая может быть сварена или скручена проволокой.

Из сравнения характеристик этих двух материалов напрашивается вывод, что для тяжелых построек лучше всего все-таки использовать металлическую арматуру, а для легких сооружений подойдет и каркас для ленточного фундамента из стеклопластика. Однако, следует иметь в виду несколько важных нюансов.

  • На сегодняшний день еще не разработано четких технологических рекомендаций по использованию композитной арматуры – все расчеты пока что базируются на применении стальных изделий. Так что хозяин, принимающий решение об использовании стеклопластикового каркаса, идет на определённый риск.
  • Рынок буквально наводнен стеклопластиковой арматурой весьма сомнительного качества. Это неудивительно – если производство стального проката требует исключительно специфических производственных условий, то линии по выпуску композитных прутов рекламируются и реализуются всем желающим попробовать свои силы в этом бизнесе. Естественно, ни о каком соблюдении ГОСТ в этом случае говорить не приходится – в лучшем случае декларируется соответствие самостоятельно установленным техническим условиям (ТУ), в которых или сознательно занижены, или невнятно изложены критерии оценки качества продукции. А очень часто – партии товара вообще не имеют никакой сопроводительной технической документации.

На таких прутьях могут быть продольные или поперечные (заметные на срезе) трещины, расслоения, торчащие волокна, узлы, потеки смолы, неравномерный шаг завивки, различие в цвете, что, в свою очередь, говорит о явном несоблюдении температурно-временного режима обработки. Как поведет себя такая арматура в нагруженном состоянии в составе каркаса ленточного фундамента – сказать сложно, и надеяться на то, что «пронесет» — не самое разумное решение.

Схемы распределения арматуры в конструкции каркаса ленточного фундамента

Как уже говорилось выше, арматура в конструкции фундамента способствует равномерному распределению основной нагрузки от веса здания и внешних динамических воздействий, сохраняет целостность конструкции под влиянием возникающих внутренних напряжений Поэтому, насколько качественно будет произведено крепление элементов каркаса, настолько прочен и долговечен будет фундамент, а значит, и всё строение в целом.

Обустраивая каркас ленточного фундамента, нужно учитывать некоторые нюансы:

  • Наибольшие нагрузки выпадают на продольные прутья каркаса верхнего и нижнего (в особенности) пояса армирования. Поэтому, учитывая характеристики грунта и особенности будущего здания, для них выбирается арматура периодического профиля диаметром от 10 мм, а если длина ленты на любом из участков превышает 3 метра (а так чаще всего и получается) то не менее 12 мм.
  • Продольная арматура должна быть расположена на расстоянии от донной части, боковых стен и верхней границы заливки цементного раствора на расстоянии от 30 до 50 мм. Например, если обустраивается фундамент шириной в 400 мм, расстояние между продольными прутьями в горизонтальной плоскости должно составлять 300 мм.
  • Расстояние между двумя соседними параллельными прутьями продольного армирования не должно превышать 400 мм.
  • Для поперечных и вертикальных элементов каркаса используются гладкие прутья диаметром 6÷8 мм (при высоте ленты 800 мм и более – не менее 8 мм). Такого сечения будет вполне достаточно, так как на них выпадает меньшая нагрузка.
  • Расстояние между хомутами (поперечными арматурными отрезками и стойками) может варьироваться от 100 до 500 мм. Последнее значение является максимальным, поэтому превышать его – нельзя. Лучше всего исходить из расчета, что шаг установки хомутов равен 0,75×h, где h – это общая высота фундаментной ленты.
  • Количество ярусов продольного армирования и количество стержней будет зависеть от высоты и ширины ленточного фундамента. СНиП установлены минимальные соотношения площади сечения ленты и суммарной пощади сечения прутов продольного основного армирования.
  • Если нагрузка на фундамент не будет слишком велика, то конструкция каркаса предельно упрощается и представляет собой в сечении прямоугольник без дополнительных, укрепляющих прутов. То есть в нижнем и верхнем армирующем поясе используются по два продольных прута, которые увязываются с вертикальными и горизонтальными перемычками или готовыми хомутами.

Повышенную сложность представляют участки, требующие дополнительного усиления – это углы и области примыкания фундаментных лент. Подробно об этом рассказывается в соответствующей статье.

Цены на стеклопластиковую арматуру

вяф10Как правильно рассчитать и спланировать армирующий каркас ленточного фундамента?

При строительстве крупного загородного дома этот вопрос будет разумнее доверить квалифицированным специалистам. Но если возводится небольшое сооружение, то можно обойтись и самостоятельно – в специальной публикации нашего портала приведены чертежи армирования ленточного фундамента , предложены удобные калькуляторы расчета.

Проволока для вязки арматурного каркаса

Вязка арматуры при монтаже каркаса фундамента производится проволокой, технические характеристики которой оговорены в документах ГОСТ 3282–74.

Для вязки арматуры чаще всего применяется отожжённая стальная проволока марки ВР

Для вязки арматуры чаще всего применяется отожжённая стальная проволока марки ВР

Проволока производится из низкоуглеродистой стали и подразделяется на несколько типов:

  • По способу обработки. Существует обработанная термическим способом (отожжённая) и необработанная проволока.
  • По точности изготовления. Так, проволока может быть повышенной точности или обычной.
  • По временному сопротивлению нагрузкам, на разрыв изделия, непрошедшего термическую обработку и бывает первой и второй группы.
  • Проволока может иметь специальное защитное покрытие или быть без него.

Проволока может иметь стальной или черный цвет. Диаметр сечения варьируется от 0,16 до 10 мм. При этом допускаются отклонения в сечении продукции 0,02 мм.

В документах ГОСТ можно найти более подробные характеристики данного изделия. Некоторые из них:

  • Удлинение проволоки, прошедшей термообработку и имеющей защитное покрытие, составляет 12÷18%, а без защиты 15÷20%.
  • У необработанных высокими температурами изделий, в зависимости от их сечения разнится такой параметр, как сопротивление на разрыв и составляет (Н/мм²):

— 590÷1270 для диаметра 1,0÷2,5мм;

— 690÷1370 для диаметра менее 1,0 мм.

Производитель этой продукции должен обеспечивать соответствие следующим нормам ГОСТ:

— изделия без термообработки диаметром от 0,5 до 6,0 мм должны выдерживать целостность после четырех и более сгибов;

— цинковое защитное покрытие должно сохранить целостность и плотно прилегать в стали после накручивания проволоки в виде спирали. При этом допускается наличие небольших цинковых наплывов, налета, белых блесток и цветовой неоднородности;

— в продажу проволока должна поступать в бухтах. Эти бухты могут иметь различный вес, который зависит от диаметра проволоки и наличия или отсутствия защитного покрытия. Так, масса бухты разнится от одного килограмма при сечении изделий 0,16÷0,18 мм до 40 кг при 6,3÷10 мм.

Термообработка проволоки (ее отжиг) делает материал более пластичным, удобным в работе, без существенной потери прочностных качеств. Так что есть смысл сразу приобретать именно такой вариант. Отжиг, конечно, можно провести и самостоятельно – но стоит ли тратить на это силы, когда в продаже уже есть готовая проволока, и по более чем доступной цене?

Наверное, для ленточного фундамента нет и особой необходимости приобретать проволоку с цинковым покрытием, если сразу после монтажа армирующего каркаса будет проводиться заливка бетона. За столь короткий срок коррозия не успеет «сожрать» соединения, а затем, после полного созревания бетона, она будет и вовсе не страшна.

Как правило, при самостоятельном строительстве ленточных фундаментов применяется проволока диаметром 1,2 или 1,4 мм, реже — до 1,8 мм. Миллиметровая для подобных целей все же слабовата – может давать обрывы при затяжке узлов, а с диаметром 2 мм и более – работать будет очень трудно, потребуется немало сил для качественной увязки без каких-либо особых выгод.

Строительный рынок пополнился еще одним чрезвычайно удобным материалом для вязки каркаса. Это – бухты уже готовых проволочных отрезков диаметром, как правило, 1.2 мм и длиной от 80 до 180 мм, уже имеющих по концам готовые петли. Обычно в бухте – 1 тыс. таких изделий.

Бухты готовых проволочных петель «Казачка» или «Зубр» — очень удачная покупка, чрезвычайно упрощающая вязку арматурного каркаса.

Бухты готовых проволочных петель «Казачка» или «Зубр» — очень удачная покупка, чрезвычайно упрощающая вязку арматурного каркаса.

Стоимость таких упаковок проволочных петель – весьма доступная, а производительность труда, как показывает практика, возрастает почти втрое.

Ниже читателю предложен калькулятор, который поможет быстро рассчитать, сколько примерно точек соединения предстоит увязать на создаваемом арматурном каркасе, и какое количество проволоки для этого потребуется. При этом учтено, что некоторые участки армирования требуют дополнительного усиления.

Калькулятор расчёта количества проволоки для вязки арматурного каркаса ленточного фундамента

Следует правильно понимать, что это – минимально необходимое количество материала. При работе вполне вероятны разрывы затягиваемых узлов, собственный брак в работе, да и просто на стройплощадке несложно выронить и потерять нарезанные отрезки проволоки. Стоимость ее – невелика, поэтому вполне можно заложить запас в 50, а то и более процентов. Тем более что раз ведется пока еще только возведение фундамента, то впереди еще много различных строительных операций, и излишкам проволоки всегда найдется применение.

Инструменты для вязки арматурных прутьев

Скреплять арматуру проволокой вручную, то есть просто усилиями пальцев, практически невозможно, поэтому для проведения этого процесса были созданы специальные инструменты, как ручные, так и механические. Эти приборы и приспособления не только ускорят работу, но и существенно повысят качество связок арматурных элементов.

Итак, вязка прутьев в армирующую конструкцию под фундамент, может осуществляться такими инструментами:

— ручными вязальными крючками, заводского изготовления или самодельными;

— инерционным вязальным крючком полуавтоматического действия;

— специальным вязальным пистолетом;

Кроме этого, для процесса вязки научились применять обычную электрическую дрель (которая переключается на малые обороты) или шуруповерт со специальной самодельной насадкой-крючком.

  • Вязальный пистолет

Самое качественное скрепление получается при использовании специализированного вязального пистолета. Но это достаточно дорогой инструмент, и для того, чтобы изготовить только один фундамент, его редко кто приобретает. В основном его в комплекте своих инструментов имеют профессиональные строители, так как, переходя от объекта к объекту, они не могут терять много времени на и без того довольно длительную и трудоёмкую операцию увязки каркаса.

Цены на вязальный пистолет

Удобный и быстрый способ – с применением специального вязального пистолета. Как знать, может быть, есть возможность аренды…

Удобный и быстрый способ – с применением специального вязального пистолета. Как знать, может быть, есть возможность аренды…

Для пистолета производятся специальные сменные катушки с намотанной на них проволокой, которыми заряжается прибор. Многие из таких инструментов могут функционировать от аккумулятора, а так как обычно в комплект с вязальным пистолетом идут два аккумулятора, работа может идти практически бесперебойно. Еще одним преимуществом такого прибора можно назвать то, что он не привязан кабелем к розетке, поэтому им можно работать в автономных условиях – при отсутствии близкорасположенных точек подключения к сети.

Вязальный пистолет даёт надежные и совершенно однообразные по усилию затяжки проволоки соединения

Вязальный пистолет даёт надежные и совершенно однообразные по усилию затяжки проволоки соединения

Вязальный пистолет захватывает нужную область металлических прутьев, выпускает проволоку и обвязывает их петлей, а затем скручивает края проволоки между собой. Недостаток, кроме высокой стоимости самого прибора – это невозможность работы в некоторых труднодоступных местах, где все равно придется перейти на «ручной труд».

  • Вязальные крючки

Универсальным приспособлением для связывания арматуры в каркасе фундамента можно назвать вязальный крючок, так как им можно работать в самых труднодоступных и узких местах. Крючки имеют небольшой размер, поэтому ими достаточно удобно связывать прутья и в узкой траншее под ленточный фундамент.

Универсальный инструмент для вязки арматуры – крючок на рукоятке

Универсальный инструмент для вязки арматуры – крючок на рукоятке

Крючки могут несколько отличаться друг от друга по внешнему виду и конфигурации, поэтому, приобретая этот инструмент, необходимо попросить испытать его на месте. Тот инструмент, который будет удобно «ложиться в руку», а значит, им комфортнее будет работать, и стоит выбрать для дальнейшей работы. Имейте в виду – неудобный крючок способен очень быстро набить мозоли на пальцах.

Удобный для себя крючок вполне можно изготовить самостоятельно

Удобный для себя крючок вполне можно изготовить самостоятельно

Самодельный крючок делают по типу заводской модели, повторяя ее форму. Для его изготовления может использоваться заточенный отрезок арматуры, который изгибают в тисках, а затем вставляют в ручку. Рукоятку можно сделать из расплавленного пластика, накрутив его на арматуру, или же надев на нее полимерную трубку с толстыми стенками, нагрев ее, а затем остудив. При остывании, пластик плотно прижмется к арматуре, образуя удобную для рабочих манипуляций ручку.

Еще один вариант вязального крючка, конструкция которого значительно ускорит работу по монтажу каркаса – это полуавтоматический инструмент, действующий по инерционному принципу.

Стоимость подобного полуавтоматического крючка – вполне доступная, а работа пойдет значительно быстрее и потребует меньше сил

Стоимость подобного полуавтоматического крючка – вполне доступная, а работа пойдет значительно быстрее и потребует меньше сил

Сам крючок расположен на своеобразной ножке, имеющей нарезанные пазы по типу спирали. Предусмотрен возвратный пружинный механизм, находящийся внутри рукоятки крючка.

Работает этот инструмент следующим образом: крючком цепляют петли проволоки и подтягивают их вверх, прилагая усилие. В это время ножка при выходе из рукоятки, при перемещении спиральных пазов по направляющим выступам, проворачивается, делая несколько оборотов, скручивая два конца проволоки между собой до упора узла к скрепляемым элементам каркасной конструкции. При необходимости операция повторяется – до достижения требуемой затяжки узла. Таким образом, на увязку точки требуется сего одно-два поступательных движения.

Крючок, изготовленный из стального дюбеля, можно вставить в патрон шуруповерта или дрели

Крючок, изготовленный из стального дюбеля, можно вставить в патрон шуруповерта или дрели

Насадка-крючок, устанавливаемая в дрель или шуруповерт, позволит ускорить выполнение работ с меньшей затратой физических усилий. Эти инструменты быстро проводят скручивание двух концов проволоки до упора, надежно фиксируя перекрещенную арматуру между собой. На трещетке шуруповерта несложно опытным путем выставить оптимальным момент затяжки. Удобнее будет работать с компактным инструментом, так как пространство траншеи под ленточный фундамент часто бывает весьма ограниченным. Кроме того, если в планах использовать для связывания арматуры обычную электрическую дрель, то необходимо будет запастись многометровым удлинителем.

Какой бы инструмент для вязки ни был выбран, принцип скручивания им проволоки одинаков, поэтому его выбор зависит от финансовых возможностей и предпочтения мастера.

Приемы вязки арматуры

Существует несколько способов ручного связывания металлических прутьев в конструкцию каркаса под фундамент. Они будут далее рассмотрены более подробно.

Металлическая арматура

Вязка арматуры вручную – не слишком сложное, но довольно длительное и трудоемкое занятие. Процесс увязки узла проводится в несколько шагов:

  • Если планируется использовать обычную проволоку (то есть без подготовленных по ее концам петель), то ее нарезать фрагментами длиной по 250÷300 мм.
  • Ровный отрезок проволоки складывается вдвое. Затем этот уже спаренный отрезок изгибается так, чтобы на образовавшуюся петлю приходилось около трети поучившейся длины, а остальное оставалось на свободные концы.
  • Далее, получившимся проволочным «крюком» огибается место соединения двух прутов арматуры.
  • Образовавшаяся при сложении пополам проволоки петля подцепляется вязальным крючком, и к нему же пригибаются парой оставшиеся свободные концы. После этого начинается их скрутка.
  • Крючок нужно поворачивать по часовой стрелке до тех пор, пока скручиваемая проволока не упрется плотно в соединяемую арматуру. Усилие, безусловно, нужно уметь «дозировать» — не стоит затягивать скрученную проволоку слишком туго, иначе она может лопнуть, и процесс придется начинать заново.
  • По завершении работы крючок из петли вытаскивается, «усы» можно пальцами подогнуть к прутьям, чтобы они сильно не торчали – и соединение готово.

Еще проще работать с подготовленными проволочными крепежными элементами, имеющие петли по краям. Их также сгибают пополам, а затем в совмещенные петли вставляют крючок и производят скрутку по часовой стрелке.

Скрутка, производимая вручную, может осуществляться также с помощью клещей, но этот инструмент имеет смысл применять только для неотожженой проволоки, имеющей достаточно большой диаметр. Другие виды материала могут просто сломаться под давлением мощного инструмента.

Если для увязки толстой проволоки применяются клещи, то можно руководствоваться показанными приемами работы

Если для увязки толстой проволоки применяются клещи, то можно руководствоваться показанными приемами работы

Принципы скрепления арматуры вязкой с применением клещей представлен на данной схеме-рисунке:

1 – Связывание арматуры пучком проволоки, то есть несколькими отрезками, сложенными вместе, без подтягивания.

2 – Связка угловых узлов.

3 – Двухрядный узел.

4 – Крестовый узел.

5 – Мертвый узел.

6 – Связка стержней специальным соединительным элементом.

7 – Арматурные стержни.

8 – Соединительный металлический элемент.

Кроме металлической проволоки, для связки арматурных элементов каркаса используются также пластиковые хомуты.

Некоторые мастера отдают при увязке каркаса предпочтение пластиковым затяжкам-хомутам

Некоторые мастера отдают при увязке каркаса предпочтение пластиковым затяжкам-хомутам

У этих крепежных элементов есть ряд своих достоинств и недостатков, о которых нужно знать, выбирая эту технологию увязки каркаса.

К «плюсам» хомутов из пластика можно отнести несколько моментов. Это:

  • Простота и удобство проведения процесса увязки каркаса.
  • Скрепление арматуры хомутами не требует каких-либо дополнительных инструментов.
  • Быстрота проведения работ, минимальные затраты физических усилий.
  • Прочность связки после отвердевания бетона.

«Минусами» пластиковых креплений называют следующие факторы:

  • Весьма высокая общая стоимость материала.
  • Недостаточная прочность крепежных узлов до заливки бетонного раствора и его созревания.
  • Невозможность производить монтаж каркаса при отрицательных температурах, так как прочность соединений под их воздействием ослабляется, а пластик теряет эластичность, становится хрупким.

Если есть финансовые возможности, а работа должна быть произведена быстро и без применения дополнительных инструментов, то можно использовать пластиковые хомуты с сердцевиной из металла. Такие затяжки обладают преимуществами как пластиковых, так и металлических крепежных элементов, то есть простотой монтажа и прочностью соединения. Правда, за это придется раскошелиться.

Использование дополнительных деталей для пространственной фиксации арматуры

В некоторых случаях для установки арматурных прутьев применяют так называемые «бобышки» — фиксаторы, изготовленные из пластика. Конструкции их бывают весьма разнообразны, и такие изделия применяются либо как временно скрепляющие прутья элементы, либо как как подставки для нижнего ряда арматурных прутьев или в роли своеобразных «калибраторов» — для боковых.

Пластиковые вставки – для правильного формирования объемного каркаса и для соблюдения необходимых дистанций от поверхностей дна и стенок опалубки

Пластиковые вставки – для правильного формирования объемного каркаса и для соблюдения необходимых дистанций от поверхностей дна и стенок опалубки

В каркасе под ленточный фундамент такие вставки применяют для соблюдения расстояния между арматурными элементами и стенками опалубки, так как между ними должен сохраняться зазор для бетонного слоя шириной в 50 мм.

Еще один прием связывания арматуры на пересечениях — это применение специальных стальных монтажных скоб. Их изготавливают из стальных прутьев с высоким показателем упругости, диаметром от 2 до 4 мм, то есть они действуют буквально как пружина, а внешне чем-то напоминают скрепку.

Соединительный узел двух перекрещивающихся прутов арматуры, собранный с применением специального прудинящего коннектора-скрепки

Соединительный узел двух перекрещивающихся прутов арматуры, собранный с применением специального пружинящего коннектора-скрепки

Такая скрепка-коннектор изогнута с созданием петли, а оба конца ее заканчиваются крючками. Как устанавливается подобное соединение — хорошо показано на иллюстрации. Безусловно, это удобно, но приобретение большого количества таких скрепок обойдется весьма недешево.

Вязка стеклопластиковой арматуры

Вязка этого вида арматуры несколько отличается от работы над скреплением металлических прутьев. При выборе композитного армирующего материала для создания каркаса, прежде чем перейти к его вязке, нужно обязательно произвести точные расчеты по распределению веса конструкции. Если при монтаже металлического каркаса могут быть допущены небольшие погрешности, то для стеклопластика они недопустимы. А о сложности именно этого момента уже упоминалось выше.

В зависимости от тяжести материала стен, расстояние между полимерными прутьями может составлять 150÷350 мм. Если фундамент делается под легкие постройки, то расстояние может быть увеличено до 600 мм. Но увы, четких нормативов пока нет.

В хомуты согнуть стеклопластиковую арматуру не получится, поэтому каркас вяжется с применением отдельный перемычек и стоек

В хомуты согнуть стеклопластиковую арматуру не получится, поэтому каркас вяжется с применением отдельный перемычек и стоек

При укладке нижнего армирующего пояса под него обязательно, и с довольно-таки малым шагом устанавливаются пластиковые подставки. Они необходимы для того, чтобы при заливке в опалубку бетонного раствора, армирующий каркас не стал проседать под тяжестью раствора. В этих же целях достаточно часто для упрочнения стеклопластикового каркаса применяют металлические пруты, которые сохранят конструкцию в первоначальном виде на этапе заливки.

Вязка конструкций из композитной арматуры производится также разными способами, некоторые из которых практически не отличаются от крепежных операций на металлических каркасах.

  • Вязка пластиковыми или металлопластиковыми хомутами – это самый простой, удобный и быстрый способ скрепления, но весьма затратный.
  • Крепление специальными пластиковыми креплениями, которые защелкиваются на прутьях арматуры в местах их соединения – этот способ считается самым надежным для полимерных каркасов.
  • Металлической (алюминиевой) мягкой проволокой. Вязка производится по тому же принципу, что и на стальных каркасах, то есть с помощью крючка. Однако, учитывая специфические свойства алюминиевой проволоки, ее нельзя затягивать очень сильно, иначе она легко сломается.

Еще раз заметим: прежде чем выбрать композитную арматуру, необходимо взвесить все «за» и «против», и быть готовым взять ответственность за неудачу на себя. Для строительства фундаментов частных домов все-таки чаще всего используется металлическая арматура, каркасные конструкции из которой легко просчитываются, будут предсказуемы, так как уже проверены многолетней практикой.

В завершение публикации – несколько полезных видеосюжетов с технологическими рекомендациями по процессу вязки арматурного каркаса.

Как вязать арматуру для заливки фундаментов

Бетонный фундамент испытывает два вида нагрузок: на сжатие и на растяжение. Нагрузка на сжатие зависит от массы здания и действует на верхнюю часть фундамента. Нагрузка на растяжение возникает, когда почва расширяется и давит на фундамент снизу или сбоку, если дом стоит на склоне.

Бетон хорошо противостоит сжатию, но уязвим к растяжению и излому. Чтобы исправить этот недостаток, бетонный фундамент армируют стальными прутами.

Прочность стали на растяжение в 200 раз больше, чем у бетона. При армировании бетон приобретает свойства стали и работает с ней как одно целое:

  • бетон противостоит перегревам, не дает арматуре заржаветь и защищает ее от внешней среды
  • арматура защищает бетон от деформации — равномерно распределяет нагрузки от сжатия и растяжения

Виды арматуры

Арматура различается по материалу и толщине прутьев.

По материалу

Арматура бывает металлической и композитной. Металлическая арматура — это стальные прутья сечением от 6 до 40 мм. Они бывают рифлеными (их еще называют периодическим профилем) и гладкими. Рифленые прутья не дают бетону деформироваться и разрушаться, их ставят вертикально. Гладкие распределяют вес постройки равномерно по всему арматурному каркасу, их кладут горизонтально.

Металлическая рифленая арматура

Композитную арматуру делают из расплавленной горной породы и высокопрочного полимерного волокна. Это рифленые прутья диаметром от 4 до 18 мм. Они не ржавеют, устойчивы к кислотам и в 9 раз легче металлических, но в частном строительстве их используют редко из-за высокой цены.

По толщине прутьев

При строительстве жилых домов, частных и многоэтажных, и хозяйственных сооружений используют арматуру диаметром от 8 до 22 мм — выбор диаметра зависит от материала дома (чем тяжелее материал, тем толще нужна арматура), типа фундамента, этажности здания и свойств грунта. Самостоятельно определить необходимый диаметр арматуры очень сложно — нужно учесть много факторов. Чтобы наверняка не ошибиться, обратитесь к профессионалам.

Арматура для разных типов фундамента

Тип арматуры, количество прутьев и их диаметр зависят от типа фундамента и степени нагрузки на него.

Для плитного фундамента

Плитный фундамент армируют горизонтальными сетками с одинаковым размером ячеек. Для арматурных сеток берут рифленые прутья.

Если толщина плиты составляет не больше 15 см, делают одну сетку с ячейками со стороной 15–30 см. Если толщина плиты больше 15 см, делают две сетки — одну над другой, между собой их соединяют стойками из арматуры.

Арматурный каркас плитного фундамента с двумя горизонтальными сетками

Для ленточного фундамента

Ленточный фундамент подходит для построек с подвалами. Его укрепляют объемными арматурными каркасами прямоугольной формы. Поперечные прутья могут быть гладкими или рифлеными, остальные — только рифлеными.

Схема арматурного каркаса для ленточного фундамента

Для свайного фундамента

Свайный фундамент состоит из свай и ростверка. Для свай берут рифленую вертикальную и гладкую горизонтальную арматуру.

Свайный фундамент с ростверком. Источник: sdelai-lestnicu.ru

Для продольного армирования ростверка нужны рифленые прутья, для вертикального и поперечного — гладкие.

Как правильно залить столбы для забора

Расходники для вязки арматуры

Из прутьев арматуры вяжут сетки. Для этого их соединяют под углом 90 градусов при помощи сварки, проволоки или пластиковых хомутов.

В малоэтажном строительстве сварку используют с большой осторожностью. В местах соединения сваркой прочность арматуры снижается, и при усадке фундамента она может не выдержать нагрузку. В результате на бетоне появятся трещины, и он разрушится.

Проволоку для вязки арматуры делают из низкоуглеродистой стали, она бывает обожженная и необожженная. Обожженная более прочная, но при этом и более пластичная.

Пластиковые хомуты стоят дороже, но их удобнее монтировать благодаря специальным застежкам-фиксаторам. Выбирайте хомуты с сердечником из металлической проволоки — по прочности они не уступают проволоке. Внимательно смотрите, из какого пластика сделаны хомуты: в составе должен быть полиамид, чтобы использовать их зимой, иначе они могут сломаться.

Инструменты для вязки арматуры

Есть несколько инструментов, при помощи которых можно вязать арматуру:

    . Это профессиональный инструмент, им вязать арматуру удобнее всего, но он дорогой и для него нужна специальная проволока на катушках. . Его можно купить или сделать из сварочного электрода диаметром 3–4 мм или гвоздя длиной 150 мм — просто согнуть их пассатижами. Самодельный крючок можно присоединить к шуруповерту как насадку, и тогда работа пойдет быстрее. . Ими вязать долго и тяжело.

Рассчитываем количество арматуры

Рассчитать количество арматуры непросто. Если вы не уверены в своих силах, доверьте эту работу специалистам. Если все же решите делать расчет самостоятельно, запаситесь терпением.

Сначала нужно узнать, сколько метров арматуры потребуется. Сделаем расчеты на примере плитного фундамента для кирпичного гаража площадью 24 кв. м — 6 х 4 м. Высота фундамента 0,25 м, поэтому монтировать его будем из двух сеток арматуры: верхнего и нижнего. Размер каждой ячейки арматурной сетки 0,2 х 0,2 м. Сетки соединим вертикальными стойками. Всю арматуру берем рифленую диаметром 14 мм.

Плитный фундамент для гаража

Посчитаем, сколько отрезков с шагом 0,2 метра мы уместим вдоль и поперек фундамента, и умножим результат на два, ведь у нас будет две сетки арматуры.

По длинной стороне (6 м) у нас уместится 31 прут, а по короткой (4 м) — 21 прут. Итого на две сетки нам понадобится:

6 / 0,2 * 4 * 2 + 4 / 0,2 * 6 * 2=480 м.

0,2 — шаг укладки

На две сетки — 480 м.

Прутья мы будем заводить один на другой и на каждой сетке потеряем около 5 м — всего 10 м. Добавим этот запас к общему количеству:

480+10=490 м — столько арматуры нам потребуется на две горизонтальные сетки.

Теперь считаем, сколько арматуры уйдет на вертикальные стойки. Они не должны доходить 5 см до нижнего и 5 см до верхнего края фундамента, чтобы не торчать из бетона после заливки. Количество таких стоек равно количеству точек пересечения горизонтальных и вертикальных прутьев:

31 * 21 = 651 — столько прутьев нам понадобится.

Высота каждой вертикальной стойки арматуры составляет 0,15 м, умножаем это число на количество точек пересечения:

651 * 0,15 = 97,65 м,

округлим до 100 м — столько рифленой арматуры нам понадобится для вертикальных стоек.

Всего рифленой арматуры нам нужно: 490+100=590

Часто арматуру продают на вес. Для того чтобы перевести килограммы в погонные метры, есть специальные таблицы и калькуляторы. Но мы сделаем это сами при помощи таблицы ГОСТ 5781-82.

Параметры стержневой арматуры, ГОСТ 5781-82
Диаметр арматуры (мм) Вес арматуры в 1 м (кг) Вес одного хлыста 11,75 (кг) Количество метров в тонне арматуры
6 0,187 2,19 5347
8 0,395 4,64 2531
10 0,617 7,25 1620
12 0,888 10,43 1126
14 1,21 14,21 826
16 1,58 18,56 633
18 2 23,5 500

Прут диаметром 14 мм и длиной 1 м весит 1,21 кг. А нам нужно 590 м:

590 м*1,21 кг=713,9 кг. — столько весит 590 м арматуры.

Округляем до 714 кг — столько арматуры потребуется для нашего фундамента.

Рассчитываем количество проволоки

Теперь посчитаем расход проволоки. Нам нужно связать два ряда сетки, в каждом из которых по 651 точке пересечения. Для вязки берем отрезки проволоки длиной по 0,3 м.

Для нашего фундамента из двух поясов получаем:

651 * 0,3 * 2 = 390,6 м.

Берем небольшой запас и получаем 400 м проволоки.

Итак, для плитного фундамента 6 х 4 м нам нужно 590 м рифленой арматуры для двух арматурных сеток и 400 м проволоки.

Для профиля диаметром 10–14 мм берут проволоку диаметром 1,2–1,4 мм. Толстую проволоку (1,5 мм и больше) брать не стоит — ее трудно скручивать вручную.

Это большой объем работы для неподготовленного человека. Чтобы связать столько узлов, пригласите помощников или наймите профессионалов. Умелые руки вяжут один узел за несколько секунд.

Как вязать арматуру проволокой

В зависимости от положения арматурной сетки прутья вяжут горизонтальным или вертикальным способом.

Для работы вам понадобится:

Проволоку нарежьте отрезками по 30 см, арматурные профили положите внахлест перпендикулярно друг другу.

Вяжем горизонтальную сетку крючком

Этот метод подойдет, чтобы вязать арматуру для монолитной плиты или поперечные перекладины арматуры для ленточного фундамента.

Как правильно армировать ленточный фундамент своими руками

Особенности фундамента-ленты не позволяют применять для его строительства обычный бетон. В таком случае требуется железобетон, то есть бетонный камень, внутрь которого уложены стальные прутки. От того, насколько грамотно проведен процесс закладки металлического каркаса, или армирование, зависит прочность и срок службы всей конструкции. Разберем все тонкости армирования ленточного фундамента.

Все об армировании фундамента-ленты

Какую арматуру используют для ленточного фундамента

В проекте будущего здания обязательно прописывают размеры сечения, расположение, сорт и количество арматурных элементов. Это результат расчетов с массы постройки, геологических особенностей местности, т.п.

В сечении армирующий каркас фундамента-ленты представляет собой четырехугольник. Объясняется это просто. На основание воздействуют две противоположно направленные силы: сверху масса здания, снизу сила грунтового пучения. В середине ленты таких нагрузок не возникает. Поэтому для компенсации давления мало- и среднезаглубленных фундаментов хватает двух армирующих поясов: сверху и снизу. В сильнозаглубленные основания добавляют третий пояс. Их изготавливают из прочных прутков класса IIIА или IIА.

Нужно выбирать профиль ребристой формы, у него лучше сцепление с бетонным камнем. Диаметр горизонтальных прутьев рассчитывают исходя из площади поперечного сечения каркаса и типа железобетонного элемента. Обычно это прутья диаметром 10-12 мм, но может быть и иначе.

Чтобы удержать продольные прутки на заданном месте, используют конструкционные перемычки. Их изготавливают из более тонких и гладких прутьев. Подойдет класс АI и толщина от 6 до 8 мм. Обычно такой прут загибают в форме четырехугольника-хомута, чтобы облегчить процесс сборки каркаса.
Кроме металлических прутьев в продаже можно найти стеклопластиковые. Они легче и не поддаются коррозии. Однако в частном строительстве их используют редко. Изогнуть такую деталь можно только в заводских условиях.

4 вида фундамента для строительства дома на склоне

Особенности сборки арматурного каркаса

Схему армирования ленточного фундамента рассчитывают в ходе построения проекта. По требованиям СНиПов, расстояние между горизонтальными поясами не делают больше 400 мм. Шаг установки конструкционных перемычек должен быть равен или меньше 300 мм. Еще один важный момент — расстояние от края детали до начала прутка. Арматуру полностью утапливают в бетон. Если где-то она выйдет на поверхность, неизбежна коррозия металла. Поэтому минимальное расстояние от края бетонной плиты до стального прута — 5 см.

С учетом выстроенной схемы арматуру собирают в единую конструкцию. Разберем особенности этого процесса.

Способы вязки прутков

Свободное движение (или люфт) арматурной сетки внутри конструкции вызовет напряжение, которое скажется на прочности здания. Чтобы этого не произошло, прутки прочно соединяют между собой. Для этого используют три методики.

Первая — сваривание . Стальные элементы соединяют с помощью точечной сварки. Это быстро и надежно, но возможно не всегда. На участке сварки металл становится хрупким и легче подвергается коррозии. Поэтому сварка применяется только для материала, в маркировке которого есть буква «С». Это означает, что сваривание разрешено, и шов не повлияет на прочность элемента.

Соединять металлические детали можно с помощью пластиковых хомутов . С их помощью элементы подтягивают друг к другу и надежно закрепляют. Это несложно и быстро. Но пластиковые хомуты тоже используют достаточно редко. Связано это с тем, что они не выдерживают низких температур, а также с достаточно высокой ценой хомутов. Кроме того, перемещать связанный таким способом каркас категорически нельзя. Вяжут только в опалубке.

Вязка арматуры под ленточный фундамент проволокой — основной метод соединения. Это самый дешевый и эффективный, а иногда и быстрый способ. Выполняют такую вязку с помощью разных приспособлений. Чаще проволоку закрепляют специальным вязальным крючком. Это недорогое приспособление, которое можно изготовить самостоятельно. Научиться вязать им арматуру несложно. Неопытный арматурщик буквально через несколько часов уже быстро вяжет прутки. Минус методики — недостаточная жесткость готового каркаса. Поэтому лучше всего вязать его прямо в опалубке.

Мастера также вяжут проволочные соединения клещами или шуруповертом со вставленным крючком. Есть еще одно приспособление — вязальный пистолет. Он надежно связывает детали буквально за секунду, что важно, ведь объемы работ очень большие. При этом пистолет громоздкий, поэтому работать им можно не на всех участках. А самое главное, для него требуется специальная проволока, и стоит он дорого. Но если есть возможность взять пистолет напрокат, лучше всего так и поступить. Это значительно ускорит работу.

Обвязка фундамента брусом: особенности технологии, виды и способы соединений

Обвязка фундамента брусом: особенности технологии, виды и способы соединений

Рост популярности каркасного строительства объясняется тем, что такой метод позволяет возводить дома в очень короткие сроки. Чтобы еще больше ускорить работу, в качестве основания используют свайно-винтовые фундаменты. Дело в том, что в процессе их обустройства отсутствуют мокрые процессы. Чтобы сообщить основанию должную устойчивость, потребуется грамотная обвязка свайного фундамента.

Особенности свайного фундамента

Свайно-винтовые фундаменты очень распространены в малоэтажном строительстве. В особенности это касается сооружения каркасных и брусовых домов, отличающихся небольшим весом.

Объясняется это следующими преимуществами свайных конструкций:

  1. Возможность использования на сложных почвах. Имеются в виду слабый, пучинистый и промерзший грунт. Это же касается неровных участков, когда из-за особенностей рельефа данный тип фундамента оказывается единственно возможным решением.
  2. Длительный срок службы. Соблюдение технологии обустройства, применение качественных материалов и правильная эксплуатация обеспечивает длительный срок службы свайного основания (не менее 100 лет).
  3. Дешевизна. Другие типы фундамента обходятся на порядок дороже.
  4. Простое и быстрое возведение. Для погружения винтовых опор обычно используется специальная техника, что позволяет осуществить эту процедуру за несколько часов. Есть также вариант с ручным вкручиванием, с которым могут справиться 3-4 человека.

При закладке фундамент из винтовых свай не потребуются трудоемкие земляные работы. Главное – правильно рассчитать глубину вкручивания и расстояние между опорами.

Определяющими факторами при расчетах выступают массивность будущей постройки и особенности почвы – ее состав, глубина залегания подземных вод и степень промерзания.

Рассматривая возможность использования свайного фундамента, важно учитывать факт отсутствия в конструкции сплошной опорной поверхности. Это вызывает известные трудности при использовании материалов для стен мелкого формата. Сложившуюся проблему решает обвязка винтовых свай, для чего могут использовать несколько технологий. Правильность проведения данной процедуры напрямую влияет на прочностные качества готовой постройки.

Зачем нужна обвязка

Функцию обвязки выполняет верхний элемент основания – ростверк, для обустройства которого можно использовать несколько способов (выбор зависит от того, из чего строится дом). Ростверк нельзя считать обязательным конструктивным элементом свайного фундамента. Несмотря на это, его рекомендуется использовать в каждом случае, что гарантирует надежность и устойчивость сооружения.

Ростверк выполняет следующие функции:

  1. Равномерно распределяет нагрузку на сваи. Особенно это касается ситуаций, когда из-за особенностей грунта опоры имеют различную глубину погружения. Подобное положение вещей может стать причиной перекосов и усадки здания. Благодаря ростверку риск подобных ситуаций сводится к минимуму.
  2. Создает общую конструкцию из отдельных свай. После этого опоры перестают «жить своей жизнью», образуя надежный каркас для дома. В итоге в 2 раза увеличивается пространственная жесткость конструкции и срок ее службы.
  3. Обвязывает фундамент по периметру. Мелкозаглубленный и заглубленный ростверк способствует увеличению площади опоры на землю и создает защиту для подпольной зоны от воздействий со стороны улицы.

Обвязка фундамента классифицируется по типу используемого материала:

  • Деревянная из бруса. Используется при возведении деревянных каркасных домов и построек из бруса. Процедура обустройства отличается дешевизной, и может быть реализована в одиночку, или с одним помощником.
  • Дощатая. Таким образом оснащаются небольшие деревянные и каркасные строения. Для сооружения ростверка используется т.н. составная балка из нескольких деревянных досок.
  • Металлическая. Ростверк из швеллера в состоянии обеспечить устойчивость для двух- или трехэтажного деревянного дома.
  • Железобетонная. Эта конструкция демонстрирует наибольшую надежность и долговечность, и может использоваться в капитальном строительстве. В процессе обустройства бетонный раствор заливают в предварительно собранную опалубку, оснащенную арматурной сеткой.

Обвязка свайного фундамента брусом пользуется наибольшей популярностью при возведении загородных домов и коттеджей. Особенно это касается регионов с суровым климатом и вечной мерзлотой.

Подбор материала

Ростверк свайного основания чаще всего обустраивают из бруса 200×150 мм. Если сооружаемый дом обладает внушительными размерами, то обвязку лучше осуществить брусом200×200 мм. Используя материал 200×150 мм, его нужно укладывать на оголовки узкой частью. Таким образом, обвязочная балка будет иметь высоту 200 мм.

Подготовка основания оголовков

Для удобства последующих строительных процедур верхушки свай оснащаются специальными квадратными пластинами (оголовками) размером 250х250 см.

Их необходимо соответствующим образом подготовить:

  • Просверлить несколько отверстий (обычно – 3-4 штуки). Они облегчают процедуру крепления деревянной обвязки сантехническими саморезами. Размер шурупов – 10х120 мм.
  • Провести гидроизоляцию оголовков рубероидом или инновационным битумным материалом. При вырезании кусков на каждый оголовок делают запас по 20 мм на сторону: это облегчает фиксацию.

Благодаря гидроизоляционным прокладкам обеспечивается защита для деревянных элементов обвязки от разрушающего воздействия влаги. Ее источником является конденсат, образующийся на холодной металлической поверхности во время температурных колебаний. Необходимо предпринять все возможные усилия, чтобы древесина всегда оставалась сухой.

Гидроизоляционная прослойка между подошвой оголовка и брусом препятствует проникновению сконденсированной влаги на обвязку. Это заметно увеличивает срок ее службы и предотвращает гниение. Для недопущения сдвигания гидроизоляционных полотен подошву оголовка намазывают битумной мастикой.

Крепление брусков

Чтобы облегчить монтаж, применяют предварительную раскладку бруса по периметру всей конструкции. Это дает возможность соблюсти все проектные параметры обвязки фундамента брусом. Уложенные балки должны иметь прямой угол стыковки друг с другом. Для проверки перпендикулярности промеряют диагонали угловых участков – они должны быть идентичными.

Порядок монтажа бруса:

  1. Местом начала установки выбираются крепежные узлы на участках, где балки пересекаются друг с другом.
  2. Стыковка бруса обычно производится «в полкорпуса». Реже может использоваться боле надежное соединение «в лапу». Чтобы обеспечить плотность прилегания бруса, его торцы необходимо отрезать максимально ровно. Соединительные участки дополнительно промазывают столярным клеем.
  3. Крепление бруса к подошве оголовков осуществляется саморезами с шестигранной головкой, что дает возможность вкручивать их снизу. Процедура вкручивания облегчается предварительным просверливанием в точках крепления отверстий маленького диаметра. Для затяжки саморезов используется торцевой ключ.
  4. Балку внутри периметра ростверка также врезают «в полкорпуса». Перед этим брус на соединительных участках оснащается канавками.

После этого подрезается на часть торца, которая погружается внутрь основной обвязки. Необходимо добиться того, чтобы врезаемый фрагмент входил внутрь обустроенного посадочного места максимально туго.

Дополнительное крепление

Для надежности элементы соединительных узлов дополнительно скрепляют стальными скобами из металлического прутка диаметром 8 мм. Это необходимо сделать в том случае, когда длины саморезов не хватает для прочного скрепления толстых балок. Местом установки скоб выбирают верхнюю часть бруса, напротив соединительных узлов. Острые концы крепления необходимо вбивать в цельные участки бруса, не оснащенные выборками «в полдерева».

Полностью забить скобу толщиной 8 мм в древесину не всегда просто, поэтому эту процедуру реализовывают следующим образом:

  • Наносится разметка. Для этого крепеж достаточно приложить к поверхности балки и обвести маркером.
  • По линии разметки выпиливается канавка глубиной 10 и шириной 8 мм.
  • Точки на поверхности, где будут погружаться ножки, оснащаются отверстиями диаметром 5-6 мм. Это убережет брус от растрескивания во время забивания скобы.
  • Отверстия и канавки в обязательном порядке обрабатываются антисептической пропиткой.
  • Проводится забивание скоб. Они должны быть погружены в поверхность бруса заподлицо
  • В местах пересечений двух балок применяется стыковка «в полдерева». Саморезы здесь прикручивают снизу. Забиваемые сверху скобы (4 шт.) должны образовать форму квадрата.

Установленные скобы не должны выступать над общей поверхностью, иначе это создаст трудности для последующих строительных работ.

Видео описание

Об особенностях обвязки свайного фундамента в деталях в следующем видео:

Проверка горизонтальности конструкции

Когда обвязка брусом винтовых свай завершена, проводят проверку готовой конструкции на горизонтальность. Для этого используют водяной или строительный уровень. Допустимый перепад по диагонали между противоположными углами – не более 5 мм. Все параметры готовой обвязки должны в точности соответствовать указаниям в проектной документации. Замеченные погрешности необходимо учесть во время возведения стеновых конструкций.

Свайный фундамент позволяет не зависеть от характеристик почвы и климатических условий региона. Если речь идет о возведении легкого каркасного дома, обвязку свай обычно выполняют с помощью бруса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *