Почему у советских панельных домов было строго по 9 этажей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В поздней Российской империи домовое строительство, как и во всем остальном мире, не было промышленным. Строились дома достаточно долго, этажность была небольшой. Отдельную квартиру в современном понимании могли себе позволить очень немногие жители империи. Подавляющее большинство рабочих жило в некотором подобии общежития, как правило, в бараках или казармах при том предприятии, где им приходилось трудиться. Жить могли как отдельно, так и с семьями. При этом нередки были случаи, когда жилые помещения для рабочих и их семей организовывались, например, в подвалах. Условия жизни подавляющего большинства пролетариев было крайне сложным. Советская коммунальная квартира на фоне дореволюционного быта простых людей – это еще очень даже неплохо.
Собственно «чудовищная» практика послереволюционных расселений и уплотнений в квартирах была как раз с этим и связана. У кого-то было 3 комнаты, в то время как большинство других трудящихся жило буквально в бараках. Первые попытки решать жилищный вопрос строительством были предприняты после окончания Гражданской войны. В 1920-е годы в Советском Союзе начинается возведение так называемых «Жилмассивов». Они не были типовым жильем в привычном смысле.
Как правило, это были 2-3-х, реже 4-х этажные многоквартирные дома. В них расселяли рабочих с семьями, в первую очередь тех, кто обладал высокой квалификацией. Обычно в домах жилмассивов внутренние помещения проектировались по формуле: одна 1(2)-комнатная квартира с кухней на 1 семью + две 1(2)-комнатные квартиры с общей кухней на 2 семьи. Хотя жилищные условия постепенно улучшались, темпы были откровенно небольшими. В первые десятилетия советской власти большинство рабочих было вынуждено жить в коммунальных квартирах. Кое-где людям приходилось все еще жить в «царских» бараках и казармах.
Сконцентрироваться на промышленном домовом строительстве советская власть не могла по ряду причин. Первая и главная – это отсутствие промышленной базы. Сначала нужна по-настоящему масштабная электрификация. Затем индустриализация, для которой в свою очередь потребовалась полная реорганизация сельского хозяйства – коллективизация, по сути – создание социалистических агрохолдингов. Ну, а потом и вовсе случилась Вторая мировая война, которая часть народных достижений свела на нет. Так или иначе к промышленному домостроению вплотную подошли только к концу 1950-ых годов.
Нельзя просто так взять и построить многоквартирный дом. Это, мягко говоря, не то же самое, что поставить казарму и набить туда сколько влезет коек без учета каких-либо санитарных норм, как это нередко делалось в XIX веке. Высотность, количество квартир на этаже, количество комнат, вентиляция, расположение окон, высота пололка и еще много другое – все это рассчитывается специалистам. Любая постройка должна укладываться в инженерные, санитарные и пожарные нормы. Если они нарушаются, дом или рухнет, или его жители будут болеть, ну или случится пожар. Все эти нормы укладываются в соответствующий Государственный стандарт.
Когда в 1960-е и 1970-е годы в СССР проектировалось типовое жилье, оно должно было укладываться в нормы ГОСТа. Например, дома высотой 28 метров должны быть оснащены пожарной лестницей. Дома с этажностью 10 и более этажей должны иметь уже два лифта – грузовой и пассажирский. Дома с этажностью 10 и более должны оборудоваться отдельной насосной станцией. Добавьте сюда еще и длину пожарных лестниц у спасательных машин. И вот у нас есть те самые «брежневские» 9-этажки, которые (кэп!) меньше 10 этажей и при этом имеют высоту в 27 метров. Таким образом 9-этажный панельный дом был банально более рентабельным с экономической точки зрения – максимальная этажность при отсутствии дополнительных трат. В условиях, когда стоит задача обеспечения собственным жильем всего населения страны, такой подход единственно верный.
По состоянию на 1989 год в городах СССР 66.6% граждан жило в отдельных квартирах, 6.3% в коммунальных квартирах, 19.8% в отдельных домах (чаще всего это присоединенные к городским микрорайонам деревни в результате расширения), 4.6% — в общежитиях, 1.1% — в наемных квартирах.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, «кто не работает – тот ест» : кто и зачем в Советском Союзе боролся с тунеядцами.
Почему дома 9 этажные а не 10
Причины оказались, как и можно было ожидать, прежде всего экономические.
Разговорились со строителями со стажем, которым еще в советские времена довелось возвести немало типовых домов. И выяснилось, что нормативные документы учитывали высоту стандартной механизированной лестницы пожарной машины, которая составляла 28 метров. То есть максимальная высота от пожарного проезда до окон верхнего этажа должна была быть в этих пределах. Вот и посчитайте: по 2,8 — 3 метра на этаж, плюс высота фундамента или цоколя, выходит как раз 9-этажка.
Если строить дом выше этих 28 метров, потребуется устроить в нем незадымляемую лестницу. В строительных нормах и правилах прописаны такие, незадымляемые, лестницы нескольких категорий:
Н1 – лестницы, вход на которые с площадок этажа осуществляется через открытое пространство снаружи здания;
Н2 – лестничные клетки с устройством дополнительного подпора воздуха;
Н3 – лестничные клетки, вход на которые осуществляется через специально созданные зоны с подпором воздуха, с проходом через открытый балкон.
И располагать такие лестничные клетки Н1 нужно в углах зданий и сооружений с наветренной стороны, с переходами балконного вида, огражденными защитными экранами. По правилам противопожарной безопасности все незадымляемые лестницы оборудуют аварийным освещением. По ширине дверной проем должен составлять не менее 1,2 метра, а высота его превышать 1,9 метра. Ширина прохода должна обеспечивать транспортировку пострадавших от пожара людей на носилках!
Лестницам категории Н2 требуется тщательно просчитанный поток воздуха, который может создаваться и воздушными электронасосами. Тогда их нужно снабжать источниками бесперебойного питания и т.д.
В итоге всё это слишком удорожает стоимость строительства, и ради одного-двух лишних этажей оборудовать незадымлямые лестницы не было смысла. Их устраивали в домах от 15 этажей.
Кстати, начиная с 10 этажей, в каждом подъезде требовалось устанавливать еще и второй (грузовой) лифт. Так что квадратный метр в 12-этажке обходился уже дороже, чем в типовом девятиэтажном доме. А 10-этажки были бы совсем нерентабельны.
Современные технологии против русского менталитета
Будущее наступило: нереальные технологии, которые изменят мир к лучшему
Новые изобретения и гаджеты, которые вы обязательно должны купить
476 комментариев
БАЯН КОНЕЧНО, НО В ТЕМУ)
По бокам космического корабля "Кеннеди" размещаются два двигателя по 5 футов шириной. Конструкторы корабля хотели бы сделать эти двигатели еще шире, но не смогли. Почему? Дело в том, что двигатели эти доставлялись по железной дороге, которая проходит по узкому туннелю. Расстояние между рельсами стандартное: 4 фута 8.5 дюйма, поэтому конструкторы могли сделать двигатели только шириной 5 футов. Возникает вопрос: почему расстояние между рельсами 4 фута 8.5 дюйма? Откуда взялась эта цифра? Оказывается, что железную дорогу в Штатах делали такую же, как и в Англии, а в Англии делали железнодорожные вагоны по тому же принципу, что и трамвайные, а первые трамваи производились в Англии по образу и подобию конки. А длина оси конки составляла как раз 4 фута 8.5 дюйма! Но почему? Потому что конки делали с тем расчетом, чтобы их оси попадали в колеи на английских дорогах, чтобы колеса меньше изнашивались, а расстояние между колеями в Англии как раз 4 фута 8.5 дюйма! Отчего так? Да просто дороги в Великобритании стали делать римляне, подводя их под размер своих боевых колесниц, и длина оси стандартной римской колесницы равнялась. правильно, 4 футам 8.5 дюймам! Ну вот теперь мы докопались, откуда взялся этот размер, но все же почему римлянам вздумалось делать свои колесницы с осями именно такой длины? А вот почему: в такую колесницу запрягали обычно двух лошадей. А 4 фута 8.5 дюйма — это был как раз размер двух лошадиных задниц! Делать ось колесницы длиннее было неудобно, так как это нарушало бы равновесие колесницы. Следовательно, вот и ответ на самый первый вопрос: даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения напрямую зависят от РАЗМЕРА ЛОШАДИНОЙ ЗАДНИЦЫ.
БАЯН КОНЕЧНО, НО В ТЕМУ)
По бокам космического корабля "Кеннеди" размещаются два двигателя по 5 футов шириной. Конструкторы корабля хотели бы сделать эти двигатели еще шире, но не смогли. Почему? Дело в том, что двигатели эти доставлялись по железной дороге, которая проходит по узкому туннелю. Расстояние между рельсами стандартное: 4 фута 8.5 дюйма, поэтому конструкторы могли сделать двигатели только шириной 5 футов. Возникает вопрос: почему расстояние между рельсами 4 фута 8.5 дюйма? Откуда взял
Всегда возникал вопрос: почему именно 9 этажей в домах, а, например, не 10?
Всегда возникал вопрос: почему именно 9 этажей в домах, а, например, не 10? Но как-то не досуг было находить на него ответ, а тут вроде в разговоре всплыло со строителями.
Итак, один строитель, работающий в 60-90-х годах прошлого века на строительстве, мне рассказал, что одной из главных причин такой этажности является высота стандартной механизированной лестницы пожарной машины — 28 метров.
Именно эта допустимая высота от пожарного проезда до окна верхнего этажа прописана в нормативных документах. Учитывая, что стандартная высота этажа 2,8-3,0 метра, прибавляем высоту фундамента или цоколя, то почти во всех случаях, за редким исключением, получается, что пожарная лестница дотягивается только до девятого этажа.
В зданиях выше 28 метров требуется незадымляемая лестница Н1 (Строительными нормами и правилами незадымляемые лестницы разделены на следующие категории:
Н1 – лестницы, вход на которые осуществляется через открытое пространство снаружи здания;
Н2 – лестничные клетки с устройством дополнительного подпора воздуха;
Н3 — лестничные клетки, вход на которые осуществляется через специально созданные зоны с подпором воздуха) с проходом через открытый балкон.
А это слишком удорожает конечную стоимость квадратного метра, и такая лестница занимает гораздо больше места в здании. Это решение оправдано в зданиях 14-18 этажей.
Не забываем, что и экономия была прежде всего, и по ГОСТам на 9-ти этажное здание требуется 1 лифт, на 10 и более этажей уже 2.
Помимо второго (грузового) лифта в 9-этажных зданиях не требовались системы дымоудаления, подпора воздуха и специальные эвакуационные пути.
Это значительно влияло на стоимость. Удельная стоимость квадратного метра в 12-эт свечке была значительно выше, чем в 9-этажке.
Ну вот, как-то так, еще одно белое пятно в моем миропонимание стерто, надеюсь информация была кому-то интересной.
Почему в СССР строили девяти-, а не десятиэтажки: ты удивишься, когда узнаешь!
Однако скоро начали появляться строения из девяти этажей. Увеличение высоты было связано с экономией — на той же территории можно было поселить большее количество людей. И сразу же возникает вопрос: почему же тогда именно девять этажей, а не 10, 12 или 15, если дело в разумном расходовании земли?
Почему в СССР строили девятиэтажки
Дело, конечно же, было в бюджете. Пятиэтажки строили без лифта, но в более высоких домах он должен был быть. В здании до девяти этажей полагалось оборудовать кабину для пассажиров, при десяти нужно было устанавливать еще одну — грузовую.
Был и еще один нюанс. Высота стандартной лестницы пожарной машины составляла 28 метров — этого хватало, чтобы попасть на девятый этаж. Если же дом был выше, в нем надо было оборудовать незадымляемые лестничные клетки и шахты дымоудаления с системой искусственной вытяжки. Всё это сильно удорожало строительство.
Следующими по экономичности после девятиэтажек были 15-этажные дома. Но с ними возникала другая проблема — требовался особый грунт, и возвести такое здание можно было не везде. К тому же для подачи газа выше 12 этажа была необходима специальная насосная станция. В итоге самыми популярными «высотками» стали все же те, что насчитывали девять этажей.
Почему подъезды строили в зеленый или синий цвет
С экономией было связано много других нюансов. Например, ей объясняется цвет стен в подъездах — зеленый или синий. Именно эти краски в СССР производились в наибольшем количестве: первую использовали для камуфляжа военной техники, вторую — для грузовых и сельскохозяйственных машин.
Верхнюю половину стен в домах обрабатывали известкой — побелка позволяла им «дышать», благодаря чему не появлялась плесень. Нижняя окрашенная половина легко мылась, а четко видимая граница между зеленым и белым цветами была спасительной линией, которая помогала жильцам выбраться из задымленного дома во время пожара.