Что такое модерн в архитектуре
Перейти к содержимому

Что такое модерн в архитектуре

  • автор:

Стиль модерн в архитектуре

Расцвет архитектурного стиля модерн в Европе и Америке приходится на 1890–1914 годы, дальше помешала Первая мировая война. Новое направление кардинально изменило представление о прекрасном в графике, дизайне, скульптуре, музыке, балете.

Изобретательные архитекторы создавали не просто выразительные сооружения с необычным внешним и внутренним обликом, но и освоили новые материалы – бетон, сталь, стекло.

Современные проекты домов в технике модерн используют исторические элементы избирательно, отказываясь от пышного декора и чрезмерной асимметрии в пользу более рациональных решений.

На смену эклектике

Направление сформировалось в противовес эклектике, которая смешивала детали из разных стилей, зачастую не слишком умело. В период стремительного роста городов и индустриализации строительство в стиле модерн провозгласило возвращение к практичности сооружений средневековья и ренессанса.

Архитекторы удовлетворяли возросшую потребность в зданиях бирж, банков, вокзалов, промышленных предприятий и доходных домов. Новшество того времени – железобетонные конструкции, выгнутые стальные профили – дали возможность создавать сложные криволинейные фасады.

Толчком для развития послужило декоративное искусство. Немецкий художник-декоратор Герман Обрист в 1895 году создал полотно "Удар бича" (в другом переводе "Удар хлыста"). Шелковая вышивка на шерстяном панно изобразила стебель, листья и цветок цикламена в причудливом виде, напоминающем росчерк бьющего хлыста.

Природа стала источником вдохновения для архитекторов, работающих в стиле классического модерна.

Естественные силуэты растений (лилий, орхидей, ирисов, пальмовых листьев, водорослей), морских волн используют повсеместно: в росписи, масштабных мозаичных панно, лепных фризах, в дизайне фасадов, балконных решеток, дверных ручек. Причудливые витражи, выполненные в стиле модерн, изображают павлиньи хвосты, прекрасные лебединые шеи, женские локоны.

Полотно Удар бича
Типичная конструкция фасада для модерна
Причудливые витражи, характерные для стиля модерн

Особенности модерна в архитектуре

В 18-19 веках предполагалось движение от внешнего облика дома к внутренней организации. Новый подход провозгласил первостепенной планировку помещений, которая в свою очередь влияла на внешние формы. Здания получают асимметричные объемы, фасады в стиле модерн насыщены эркерами, башнями, балконами и лоджиями.

Намеренно фантазийное оформление внешнего и внутреннего убранства становится одним из популярных архитектурных решений. Яркий пример – Каса Батло испанского мастера Гауди, здесь воплощена идея победы над драконом.

Отказ от прямых и угловатых линий в пользу более естественных приводит к текучим силуэтам и подчеркнутой декоративности. Благодаря творческому применению стали, стекла и железобетона в дизайне домов модерн отчетливо ощущается слияние естественных и рукотворных форм.

Пастельная, без явных контрастов, преобладают оливковые, серые, пыльно-сиреневые, табачные оттенки. Экстерьер и интерьер зданий существует в тесной взаимосвязи; изогнутые лестницы, перила и опоры повторяют орнаментальные линии.

Пышно декорированные колонны (прямые, расположенные под углом или изогнутые), оконные и дверные проемы в виде арок, сложное по структуре остекление. Мастера сочетают традиции европейского, восточного и африканского зодчества, но не слепо их копируют, а свободно интерпретируют.



Направление модерн в архитектуре разных стран

Модное течение получило несколько названий – его обозначали как "ар нуво" во Франции и Бельгии, "югендштиль" в Германии и Швеции, "модерн" в Российской империи, "сецессион" в Австрии, "тиффани" в США.

Бельгия

Виктор Орта первым при строительстве применил "удар бича" в оформлении фасадов и использовал несущие конструкции асимметричной формы. Архитектор обратился к приемам крупного остекления в сочетании с большим количеством металла.

Его здания в стиле модерн – знаменитые особняки Тассель, Сольвей, Эйтвельд, дом-мастерская (Музей Орта) – вошли в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Франция

Эктор Гимар, ведущий архитектор периода, воплощал проекты в стиле ар нуво при оформлении городских особняков, но больше всего его запомнили по дизайну павильонов парижского метрополитена.

Созданные им объекты свободно сочетают металлические каркасы со стеклянными элементами, глазурованной керамической плиткой, кирпичом и песчаником.

Австрия

Венский сецессион отличается более скромным декором и простыми, правильными геометрическими формами. В этом направлении выполнены доходный дом Майолика-хауз и здание почты в Вене (проекты Отто Вагнера). В стиле геометрического модерна работал Й. Хоффманн, использовавший вместо плавных очертаний прямые углы и прием шахматной сетки.

Яркий образец австрийской архитектуры – особняк банкира Стокле, возведенный в Брюсселе.

особняк банкира Стокле

Испания

Каталонский зодчий Антонио Гауди создал знаменитые живописные, но не менее конструктивные постройки: Дом Батло, Дом Мила, Парк Гуэль. Его красивые дома в технике модерн – с волнообразными фасадами, керамической облицовкой, похожей на драконью чешую черепицей – привлекают туристов со всего света, как и незавершенный проект церкви Святого Семейства.

Дизайн в стиле американского модерна связан с именем Луиса Тиффани. Он изобрел технику соединения кусочков стекла с помощью медной фольги. Витражи, созданные по этой технологии, украшают здания по всей стране. Витражные окна – один из основных элементов современного модерна.

Русская архитектура стиля модерн

Новое течение в зодчестве охватило не только европейскую часть Российской империи, но и города Урала, Сибири. Региональные отличия проявились в этажности и выборе материалов: в столице строили многоэтажные здания из камня, в остальных местах – особняки с двумя-тремя этажами из дерева и каменным цоколем.

Стиль модерн в архитектуре России носил самобытный характер и проявился двумя главными направлениями: петербургским и московским.

Северный модерн (петербургский)

Развивался под влиянием работ скандинавских мастеров Ф. Линдваля, А. Шульмана, Э. Сааринена. Выполненная в стиле модерн дача Великого князя Б.В. Романова под Царским селом стала одной из первых построек.

К примерам нового архитектурного направления относятся магазин братьев Елисеевых, дом Ф.Г. Бажанова, гостиница "Астория", доходные дома в Гатчине, Выборге, Сортвале. Из русских зодчих в этом стиле творили Н. Васильев, Г. Барановский, П. Алешин.

Основные характеристики северного модерна:

  • Фасадная отделка природными и искусственными материалами.
  • Облицовка гранитными блоками (неотесанными или с гладкой фактурой).
  • Отказ от мелкого орнамента в пользу простых лепных элементов.
  • Сохранение симметрии, использование прямоугольных башен.
  • Цветовая гамма фасадов ассоциируется с неприступными северными скалами и средневековыми замками.

Характерный образец модернистской архитектуры Санкт-Петербурга – проект П. Сюзора на Невском проспекте: дом компании "Зингер" (сегодня здесь располагается "Дом книги").

В работе впервые использован металлический каркас, снизивший нагрузку на стены и позволивший смонтировать окна-витрины.

Новым приемом стала и крыша с остеклением над внутренними двориками, более грамотно технически была обустроена вентиляционная система. Главный фасад венчает прозрачный купол с фигурой орла – один из самых узнаваемых символов города.



Московский модерн

Здесь отметились преимущественно частные постройки (в этом разница с петербургским направлением). Идеологию обосновали и развили в Абрамцевском кружке – объединении художников и декораторов во главе с меценатом Саввой Мамонтовым.

Возведенные в Москве здания в стиле модерн имеют характерные черты:

  • Асимметричные планировки и фасадные композиции.
  • Разнофактурные облицовочные материалы.
  • Эркеры в роли доминирующих архитектурных акцентов.
  • Комбинация флористических и геометрических декоров в интерьере и экстерьере.

Классический пример дома в стиле московского модерна – особняк коллекционера С.П. Рябушинского по проекту Федора Шехтеля.

Фасады светло-желтого цвета украшены сиреневой мозаикой с ирисами. Оконные проемы сделаны разными по форме, их дополняют стальные решетки с растительным орнаментом. Шехтель разработал и интерьерную отделку дома.

В очертаниях лестниц, потолочной лепнине, напольной мозаике читается идея морской волны.

Авторству Ф. Шехтеля принадлежит и другой известный особняк – дом З.Г. Морозовой (несколько интерьерных панно для него написал М. Врубель), а также здание Ярославского вокзала.



Современные дома в стиле модерн

Величественные и изящные московские и петербургские особняки конца 19 – начала 20 века служат прообразом для частных домов модерн сегодня.

Архитектурное направление универсально: подходит для резиденций и небольших по площади загородных коттеджей в Москве и Подмосковье. Строения возводят из кирпича, камня, бетона, дерева, популярное решение – каркасные стальные и стеклянные конструкции.

Признаки модерна как современного стиля:

  • Асимметрия композиционно-объемных решений.
  • Оформление фасада перилами, карнизами, наличниками причудливых форм.
  • Оконные проемы нестандартной конфигурации: овальные, круглые, трапециевидные, узкие (бойницы), витрины с витражами.
  • Башенки, шпили и флюгера на крыше.
  • Природная цветовая гамма: лавандовые, терракотовые, бежевые оттенки.

Домашнее пространство организуется рационально. Часто проекты коттеджей в концепции модерн объединяют жилую часть, гараж, хозяйственные пристройки. Одинаковая наружная отделка выполняет связующую функцию.

Уместны эркеры, множество балкончиков, застекленные террасы, чердачные помещения. Экстерьеру свойственные ажурные металлические детали: перила, оконные решетки. Для отделки цоколя хорошо подходит дикий камень, его имитация или облицовочный кирпич.

Проекты современных домов в стиле модерн весьма демократичны в плане материалов. В ход идут металл, стекло, кирпич, керамика, железобетон. Из полиуретана изготавливают оригинальный фасадный декор, в том числе копии оформления известных исторических объектов.

Видео современного дома в стиле модерн от архитекторов ТопДом

Другие проекты в стиле модерн – современное, комфортабельное жилье для натур с художественным вкусом и тягой к необычному и еще более 170 красивейших домов в различных стилях – очень наглядно демонстрируют возможности компании.

Наш опыт проектирования и строительства загородных коттеджей и особняков позволит воплотить ваш заказ грамотно, на современном уровне технологий и с ответственностью за результат.

Читать другие статьи раздела

Купить или построить дом с нуля – неизбежный вопрос, когда возникает желание приобрести частную недвижимость за городом. Чтобы ответить, нужно четко понимать: для чего.
Подробнее о готовых и построенных загородных домах.

Ситуацию, когда у вас есть и добротный коттедж с коммуникациями, и городская квартира, можно назвать идеальной. Но на практике обычно приходится выбирать, куда вложить средства – в постройку собственного дома или.
Подробнее о выборе между домом и квартирой.

Владельцу предстоит решить вопрос: купить готовый типовой вариант или заказать индивидуальный. В том и в другом случае есть факторы, влияющие на.
Далее об авторских проектах домов.

Современная малоэтажная застройка в России представлена как типовыми архитектурными решениями, популярными за счет доступности материалов и быстроты возведения, так и эксклюзивными проектами, где ценится.
Далее о красивых домах.

Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза.
Подробнее о конструктивизме.

Конфиденциальность персональной информации

1. Предоставление информации Клиентом:

1.1. При заказе товаров или услуг / запросах цены на сайте topdom.info (далее — "Сайт") Клиент предоставляет следующую информацию:

Имя, номер контактного телефона. При оформлении Заказа Клиент может предоставить следующую информацию: фамилия, имя, отчество получателя Заказа, адрес для доставки Заказа, адрес электронной почты.

1.2. Предоставляя свои персональные данные Клиент соглашается на их обработку (вплоть до отзыва Клиентом своего согласия на обработку его персональных данных) компанией ООО "ТопДом" (далее — "Продавец"), в целях исполнения Продавцом и/или его партнерами своих обязательств перед клиентом, продажи товаров и предоставления услуг, предоставления справочной информации, а также в целях продвижения товаров, работ и услуг, а также соглашается на получение сообщений рекламно-информационного характера и сервисных сообщений. При обработке персональных данных Клиента Продавец руководствуется Федеральным законом "О персональных данных", Федеральным законом "О рекламе" и локальными нормативными документами.

1.2.1. Если Клиент желает уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, либо в случае желания клиента отозвать свое согласие на обработку персональных данных или устранения неправомерных действий ООО "ТопДом" в отношении его персональных данных то он должен направить официальный запрос Продавцу в порядке, предусмотренном Политикой ООО "ТопДом" в отношении обработки персональных данных.

1.3. Использование информации предоставленной Клиентом и получаемой Продавцом.

1.3.1 Продавец использует предоставленные Клиентом данные на Сайте в целях:

  • обработки Заказов Клиента и для выполнения своих обязательств перед Клиентом;
  • для осуществления деятельности по продвижению товаров и услуг;
  • оценки и анализа работы Сайта;
  • анализа покупательских особенностей Клиента и предоставления персональных рекомендаций;
  • информирования клиента об акциях, скидках и специальных предложениях посредством электронных и СМС-рассылок.

1.3.2. Продавец вправе направлять Клиенту сообщения рекламно-информационного характера. Если Клиент не желает получать сообщения рекламно-информационного характера от Продавца, он должен изменить соответствующие настройки подписки в соответствующем разделе Личного кабинета. С момента изменения указанных настроек получение рассылок Продавца возможно в течение 3 дней, что обусловлено особенностями работы и взаимодействия информационных систем, а так же условиями договоров с контрагентами, осуществляющими в интересах Продавца рассылки сообщений рекламно-информационного характера.

2. Предоставление и передача информации, полученной Продавцом:

2.1. Продавец обязуется не передавать полученную от Клиента информацию третьим лицам. Не считается нарушением предоставление Продавцом информации агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для исполнения обязательств перед Клиентом и только в рамках договоров. Не считается нарушением настоящего пункта передача Продавцом третьим лицам данных о Клиенте в обезличенной форме в целях оценки и анализа работы Сайта, анализа покупательских особенностей Клиента и предоставления персональных рекомендаций.

2.2. Не считается нарушением обязательств передача информации в соответствии с обоснованными и применимыми требованиями законодательства Российской Федерации.

2.3. Продавец вправе использовать технологию "cookies". "Cookies" не содержат конфиденциальную информацию и не передаются третьим лицам.

2.4. Продавец получает информацию об ip-адресе посетителя сайта www.topdom.info и сведения о том, по ссылке с какого интернет-сайта посетитель пришел. Данная информация не используется для установления личности посетителя.

2.5. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные Клиентом на Сайте в общедоступной форме.

2.6. Продавец при обработке персональных данных принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного доступа к ним, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

2.7. Более полная информация о политике ООО "ТопДом" в отношении обработки персональных данных приведена здесь.

3. Хранение и использование информации Клиентом

3.1. Так как на Сайте нет личного кабинета Клиента, то Клиент не имеет никакой конфиденциальной информации о Сайте (логин и пароль) и, соответственно, не несет ответственность за ее сохранность.

Стиль модерн в архитектуре и интерьере

Архитектурный стиль модерн (фр. moderne — новейший, современный; англ. modern — современный, новый), появившийся в конце девятнадцатого — начале двадцатого века, тесно связан с историей развития человеческого общества, его прогрессивным движением вперед. Возникший на фоне подъема промышленной индустрии и активного развития науки и техники, переломный по содержанию, модерн стал олицетворением новой эпохи.

Яркие и выразительные сооружения в стиле модерн стали первым шагом к освоению новых качественных материалов и передовых технологий, которые открыли широкие возможности для строительства объектов с новой эстетикой.

Креативный стиль сформировал абсолютно новую архитектуру, выражающуюся в новаторском рывке к ярким выразительным формам. Использование современных материалов и воплощение смелых творческих идей дали возможность создать шедевры архитектурного искусства, многие из которых до сегодняшнего дня остаются памятниками непревзойденного высочайшего графическо-скульптурного мастерства. Изысканный и чувственный стиль подарил человечеству великолепные образцы архитектуры, сыграл важную роль в дальнейшем развитии городского зодчества.

История возникновения стиля

Стиль модерн возник в европейском и американском искусстве в конце XIX – начале XX века, в период, когда неоклассицизм потерял прежний колорит, а общество желало свежих креативных форм. Пришедшей на место эклектики, модерн стремился выработать новый художественный язык, соответствующий своей эпохе.

Термин модерн был впервые употреблен в 1880-х годах в бельгийском журнале L’Art Moderne для описания работ группы Les XX, созданной в 1883 году из двадцати бельгийских художников, дизайнеров и скульпторов, стремящихся к реформе через искусство.

Развивающаяся промышленность уже позволяла укреплять конструкцию построек железными опорами, проектировать большие витринные окна, строить высотные здания. Но делалось это очень осторожно, даже как будто стыдливо. Например, чугунные колонны могли быть спрятаны под декором другого привычного стиля, барокко или классицизма.

Обложка первого номера журнала L’Art Moderne

Одним из первых, кто открыто применил металл, был французский архитектор А. Лабруст. Постепенно другие архитекторы также стали открыто демонстрировать промышленные новшества, при этом стараясь привнести что-то свое, индивидуальное.

Библиотека Святой Женевьевы по проекту А. Лабруста

Временные рамки активного развития стиля условно определяются границами с конца 1880-х до 1914 года, до начала первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы. Этот период истории человечества характеризовался бурным развитием индустрии, науки и техники, что оказало непосредственное влияние на формирование нового стиля, совершенно незнакомого, и вместе с тем, весьма оригинального, и что очень важно, соответствующего реалиям.

Одним из результатов технической и промышленной революции стало появление надежных и прочных материалов, среди которых основное место занимает железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал.

Анри Лабруст

Придуманный простым французским садовником Жозефом Монье для изготовления садовых кадок для растений, он был впервые запатентован в 1867 году, что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона).

Невероятно лёгкие и прочные конструкции позволили проектировать интересные и смелые архитектурные формы сначала в промышленном строительстве, а затем в жилых и общественных зданиях.

В это же время в строительстве начинает активно использоваться металл. Металлические конструкции с огромными, ранее невиданными пролётами, применяются в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков.

Жозеф Монье, один из изобретателей железобетона

Отсчет окончательного формирования стиля в Европе традиционно ведется со времени проведения Всемирной парижской выставки 1900 года. Павильоны выставки, воздвигнутые на берегах Сены, демонстрировали абсолютно новую, яркую и выразительную архитектуру. Эйфелева башня, как самый яркий и интересный объект выставки, стала символом технического и строительного прогресса XIX века.

При наличии общих характерных черт, в каждой стране модерн приобретает свои отличительные особенности и получает собственное название. Так, например, в России его называют модерн, в США — тиффани, во Франции – ар-нуво, в Германии – югендстиль, в Австрии – сецессион, в Англии – модерн-стайл, в Италии – либерти, в Испании – модернизмо, в Нидерландах – новое искусство, в Швейцарии – еловый стиль.

Разнообразие названий нового художественного направления в архитектуре дает представление об основных темах и мотивах, определяющих модерн, – это, прежде всего, новизна, смелость идей, разрыв с традицией и свобода выражения.

Условно в развитии и становлении стиля можно выделить три этапа:

1. 1890-1900 годы. Этот период связан с определением основных задач и обновлением художественно-образного языка архитектуры. Это время разработки новых приёмов пространственных композиций, усиление тенденций использования новых материалов, ориентация на орнаментальность, поиск новых декоративных мотивов и т. д. 2. 1900-1905 годы. Период характеризуется постепенным отходом от декоративности и более активным и последовательным освоением строительных материалов нового образца. 3. 1905- 1910 годы. Данный этап отмечен стремлением к простоте, строгости, последовательному использованию прогрессивной строительной техники.

Эйфелева башня — символ технического и строительного прогресса XIX века

Основателем стиля модерн считается бельгийский архитектор Виктор Орта (Victor Horta 1861-1947), который первым стал активно использовать в своих проектах стекло, металлоконструкции и декор в виде металлического растительного орнамента.

Первым в мире сооружением в стиле модерн считается собственный дом Виктора Орта, демонстрирующий первый успешный опыт создания новых материальных форм. Виктор Орта является автором нескольких знаковых сооружений в стиле модерн, которые находятся в списке «Всемирное наследие ЮНЕСКО» – это собственный дом архитектора, дом учёного и профессора Эмиля Тасселя, особняк промышленника Армана Сольве и особняк Эдмонда ван Этвельде, первого министра и советника короля Леопольда II, построенные в Брюсселе. Сегодня частный дом Орта существует как Музей Орта, а другие частные особняки функционируют как отели.

Особняк Эмиля Тасселя, архитектор Виктор Орта
Особняк Армана Сольве, архитектор Виктор Орта
Собственный Дом Орта, архитектор Виктор Орта
Особняк Эдмонда ван Этвельде, архитектор Виктор Орта
Викто́р Орта́

Модерн во Франции

Ученик Виктора Орта Эктор Гимар (Hector Guimard 1867- 1942) распространил бельгийскую версию модерна на Францию, создав в 1900 году знаменитые наземные павильоны парижского метро с эффектными металлическими оградами, навесами и торшерами, стилизованными под причудливо изгибающиеся стебли растений. Из первоначально установленных ста шестидесяти семи входов сегодня сохранились восемьдесят восемь.

Один из входов в парижское метро, архитектор Эктор Гимар
Эктор Гимар

Модерн в Испании

В Испании стиль модерн был заложен благодаря архитектурному творчеству Антонио Гауди (Antoni Plàcid Guillem Gaudí i Cornet 1852-1926), в основе работ которого лежит выражение возможностей железобетона в сочетании с тщательной проработкой формы и декора.

Искупительный храм Святого Семейства, Барселона. Архитектор Антонио Гауди

Модерн Гауди имеет абсолютное авторское начало с неповторимым индивидуальным наполнением, переводящим строительство объектов из области архитектуры в область скульптуры. Невероятно эффектные, живописные и одновременно конструктивные постройки Гауди в Барселоне, включенные в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» – Дом Висенс, построенный для семьи промышленника Мануэля Висенса, Дом Мила, выполненный по заказу текстильного магната и политика Пере Мила-и-Кампс, Дворец Гуэля и Парк Гуэля, созданные для каталонского промышленника, графа Эусеби Гуэль-и-Басигалупи.

Дом Бальо, архитектор Антонио Гауди

Самое известное детище архитектора — Искупительный храм Святого Семейства, являющийся символом Барселоны. Гауди посвятил созданию храма 42 года своей жизни, но завершить строительство архитектурного шедевра, к сожалению, в связи со смертью не успел. Строительство величественного собора продолжается до сих пор. Предполагается, что он будет достроен к 2026 году, став самой высокой церковью мира.

Дом Мила, архитектор Антонио Гауди
Парк Гуэля, архитектор Антонио Гауди
Антонио Гауди

Модерн в Германии

Для немецкой версии модерна — югендстиля, характерны сдержанность, обилие стекла и бетона. В основе стиля лежат природный орнамент и естественная красота линий. Он противопоставляет строгой рациональности свободу творческой фантазии, прямым линиям — плавные, естественные очертания, плоским поверхностям — изящество декоративных рельефных орнаментов.

Колыбелью югендстиля стал Мюнхен — столица Баварии, а своим названием стиль обязан мюнхенскому журналу «Югенд». В стиле модерн в Мюнхене работали многие известные архитекторы, среди которых П. Беренс, А. Эндель, Б. Пауль, Р. Римершмидт, Б. Панкок, Т. Фишер, М. Дюльфер.

Вилла Петера Беренса, архитектор П. Беренс
Эндельской Двор в Берлине, Германия, архитектор А. Эндель
Вилла Линденхоф , архитектор Р. Римершмидт

Модерн в Вене

Венский модерн представлен творчеством Отто Вагнера (Otto Koloman Wagner 1841-1918), которого по праву считают лидером его австрийской ветви — сецессиона. Стиль практической полезности, разработанный Отто Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику, сохранявшую геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. В связи с этим сецессион иногда называют стилем квадрата.

Майоликхаус в Вене, архитектор Отто Вагнер

Среди созданных Отто Вагнером шедевров архитектурного искусства — Здание Почтового сберегательного банка в Вене, церковь Ам-Штайнхоф или церковь святого Леопольда, несколько жилых и доходных домов, и, конечно же, уникальный Майоликхаус — дом, фасады которого украшены глазурованной майоликой, расписанной цветочными мотивами.

Здание Почтового сберегательного банка в Вене, архитектор Отто Вагнер

Представителями венского модерна также являются австрийский архитектор Йозеф Хоффман, словенский архитектор Йоже Плечник и чешский архитектор Ян Котера, привнесшие в стиль оттенок народности.

Храм Святого Леопольда в пригороде Вены, архитектор Отто Вагнер
Дом банкира Пале Стокле в Брюсселе, Бельгия, архитектор Йозеф Хоффман
Отто Вагнер

Модерн в Англии

Самым ярким представителем стиля модерн в британской архитектуре был Ч.Р. Макинтош (Charles Rennie Mackintosh 1868- 1928), создавший так называемый шотландский стиль Глазго, легкоузнаваемый и безупречно элегантный. Особенностями шотландской версии общеевропейского модерна были благородная сдержанность и геометризм форм в сочетании с изысканностью и тончайшей проработкой деталей. При этом шотландский дух проявлял себя в особой любви к кельтской символике.

Дом Любителей Искусства в Глазго, Шотландия, архитектор Ч.Р. Макинтош

В своих архитектурных и дизайнерских проектах Ч.Р. Макинтош использовал метод «изнутри наружу», то есть первоначально осуществлялась планировка внутреннего пространства, а затем под ее влиянием формировались форма и внешний вид здания.

«Дом на холме» для издателя Уолтера Блэки в Хеленсбурге, Шотландия, архитектор Ч.Р. Макинтош

Макинтошу также принадлежит разработка идеи тотального дизайна, предполагающего эстетическое единство внешнего облика здания и его интерьера. Здание со всем его внешним и внутренним содержанием рассматривалось им как единая гармоничная система, целостный объект, все элементы которого должны иметь стилевое единство.

Вилла Линденхоф , архитектор Р. Римершмидт
Чарльз Ренни Макинтош

Модерн в США

Из Европы модернизм проник в США, где была сформирована Чикагская архитектурная школа, которой принадлежит приоритетная роль в проектировании и строительстве первых высотных зданий. Идеологом школы и отцом американского модернизма считается Луис Генри Салливан (Louis Henry Sullivan 1856-1924), создатель одного из первых небоскребов и разработчик концепции органической архитектуры, активный поборник функционального подхода, автор знаменитого изречения «форма следует функции». В США конец 19 столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом, благодаря которому дома могли уже достигать высоты 15—20 этажей.

Десятиэтажное здание Уэнрайт-билдинг, архитектор Л.Г. Салливан
Магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго, архитектор Л. Г. Салливан
Луис Генри Салливан

Модерн в России

Новое течение охватило и Россию, причем не только ее европейскую часть, но Урал и Сибирь. Модерн в русском виде вобрал в себя все характерные веяния стиля и оживил их народным фольклором. В основе проектов можно встретить черты византийских церквей и боярских хором семнадцатого века, роскошные ажурные конструкции с множеством арочных элементов и витражные окна больших размеров.

Дача Великого князя Б.В. Романова в Царском Селе, архитекторы Шернборн и Скотт.

Региональные отличия внутри страны проявлялись в этажности и выборе основных материалов. Так, например, в столице строили многоэтажные здания из камня, в других местах – из дерева с каменным цоколем. Стиль модерн в архитектуре России носил самобытный характер и проявился двумя главными направлениями: северным (петербургским) и московским.

Дом компании «Зингер», сегодня «Дом книги», архитектор Павел Сюзор

Северный модерн развивался под влиянием работ скандинавских мастеров — Ф. Линдваля, А. Шульмана, Э. Сааринена. Для него были характерны плавность линий, продуманная гармония форм и материалов, этнографический фасадный декор на темы природы и фольклора родного края.

Елисеевский магазин, архитектор Г. В. Барановский

Основное и существенное отличие северного модерна от европейского собрата заключалось в отсутствии избыточной декоративности и многоцветности. Северный модерн сохранял симметрию, использовал прямоугольные башни, отказывался от мелкого орнамента в пользу простых лепных элементов. Цветовая гамма фасадов, как правило, ассоциировалась с холодными северными скалами и средневековыми замками.

Особняк примы-балерины Кшесинской, архитектор А. И. фон Гоген

В отделке фасадов использовались как природные, так и искусственные материалы. Практиковалась грубая кладка цоколя из неотёсанного массивного камня — преимущественно серого карельского гранита. Характерной чертой северного модерна являлись скульптурные рельефы, которыми украшали фасады.

Витебский вокзал, архитектор С. А. Бржозовский

Первым по времени архитектурным строением северного модерна считается дача Великого князя Бориса Владимировича Романова, построенная архитекторами Шернборном и Скоттом в 1897 году в Царском Селе. Сейчас здание занимает Всероссийский институт растениеводства имени Н.И. Вавилова.

Дом Капустина, архитектор А.Ф. Бубырь

Одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна в Санкт-Петербурге является Дом компании «Зингер», созданный архитектором Павлом Сюзором. Впервые в здании был использован металлический каркас, который снизил нагрузку на стены и позволил создать первые окна-витрины. Сегодня в этом здании располагается «Дом книги».

Дом К.Х. Кельдаля на Австрийской площади, архитектор В.В. Шауб

Московский модерн отметился преимущественно частными домами, что коренным образом отличало его от петербургского направления. Идеологию направления обосновали и развили в Абрамцевском кружке, объединении художников и декораторов во главе с меценатом Саввой Мамонтовым. Для московского направления были характерны асимметричные фасадные композиции с разновысотными объемами. Зачастую использовались разнофактурные облицовочные материалы.

В качестве доминирующих архитектурных акцентов выполнялись эркеры, а для украшения экстерьеров создавались композиции из флористических и геометрических декоров. Первым по времени зданием в стиле модерн в Москве был особняк предпринимателя Отто Листа, созданный архитектором Л. Н. Кекушевым.

Особняк предпринимателя Отто Листа, архитектор Л. Н. Кекушев
Особняк владелицы текстильного предприятия А.И. Дерожинской, архитектор Ф. О. Шехтель
Особняк предпринимателя и коллекционера С.П. Рябушинского, архитектор Ф. Шехтель
Ярославский вокзал, архитектор Ф. Шехтель
Здание торгового дома «Мюр и Мерилиз», современный ЦУМ, архитектор Р.И. Клейн

С началом Первой мировой войны естественное развитие искусства, в том числе и бурный расцвет модернизма, в большинстве стран Европы прерывается. Дальнейшая судьба модерна дискуссионна. По одной версии, после Первой мировой войны он перетёк в функционализм, ярким представителем которого был Ле Корбюзье, полностью отказавшийся от декора и орнамента, оставив от модерна только стекло и железобетон. По другой версии, после Первой мировой войны модерн сменился стилем арт-деко, а затем модернизмом.

Характеристика стиля модерн в архитектуре

Стиль модерн, возникший как альтернатива эклектизму, объединил функциональность и эстетичность, создав цельный, синтетический образ, в котором внешние и внутренние объемы составляют единую и гармоничную композицию с обилием плавных, текучих форм и использованием новых технологий и материалов.

Сторонники модерна, отказавшись от использования исторических стилей, стремились к созданию новых, ярких и выразительных форм. Как ни один из других стилей, модерн впитал в себя черты различных направлений и подвергся влиянию многих национальных культур и традиций.

Желая соответствовать времени, используя революционные инженерные решения и материалы, модерн все же оглядывался назад и обращался к образам прошлого. Художников по-прежнему вдохновляли барокко и рококо, народный фольклор, мавританское искусство, средневековая готика, ампир, Египет, греческая архаика, но и, конечно же, японское искусство с их линейным ритмом и эстетской декоративностью.

Дом сессиона в Вене, архитектор Йозеф Мария Ольбрих.

Вобрав в себя лучшие черты других стилей, модерн стал удивительно многолик — создаваемые здания могли напоминать и мавританские дворцы, и средневековые замки, и романтические особняки, и строгие заводские корпуса. Наиболее ярко модерн проявился в архитектуре частных особняков и в строительстве промышленных, торговых и деловых зданий — бирж, вокзалов, банков.

Архитекторы создают удивительные по красоте здания, эмоционально насыщенные, романтические и элегантные. Главная особенность модерна заключалась в его необычности, неповторимости, несхожести с предыдущими стилевыми направлениями, несмотря на то, что в его проектах использовались элементы из других архитектурных стилей. Однако архитекторы модерна не копировали образцы прошлого, а лишь свободно их интерпретировали.

Основными признаками стиля модерн, с одной стороны, были рациональные конструкции с использованием облицовочной керамики, стекла, железобетона, с другой – его декоративность. При этом, архитектура зданий не разделялась на декоративные и конструктивные элементы. В основе стиля было заложено эстетическое осмысление форм, а красота и декоративность несущих конструкций позволяла забыть об их практическом назначении.

Зачастую архитектура строилась по принципу «изнутри наружу», то есть первоначально осуществлялось внутреннее планирование, а уже затем формировался внешний вид здания. Такой подход в архитектуре привел к созданию оригинальных асимметричных зданий с необычными формами и элементами конструкции, а ярко оформленные фасады превращали здания в фантазийно-сказочные строения.

Для нового стиля стало характерным тесное слияние природных и рукотворных форм, что выгодно выделяло его среди других стилей. Одним из главных источников вдохновения стала естественная красота природы. Вместо исторических образцов, на которые опирались предшествующие архитектурные направления, модерн берет за основу органические природные мотивы.

Особняк О.А. Листа в Москве, архитектор Л. Н. Кекушев. Мозаичное панно над входом работы В.Ф. Валькота.

Существенным толчком к созданию нового архитектурного стиля, стали идеи и образы, доминирующие на тот момент в изобразительном искусстве. Невозможность воплощения красивых и ярких образов на бумаге в реальные архитектурные объекты с появлением новых материалов и технологий, наконец, стала реальностью.

Особняк Н.И. Казакова в Москве, архитектор К.К. Гиппиус. Маскарон и ирис на фасаде.

Модерн успешно синтезирует ряд направлений в искусстве, в том числе живопись, пластику, архитектуру и прикладное творчество. Богато украшенные, изогнутые или наклонные колонны, арочные конструкции, закругленные дверные и оконные проемы, сложное декоративное остекление и многие другие характерные элементы модерна были созданы благодаря новым технологиям века.

Новые материалы и современные технологии не только позволили создать необыкновенно красочные фасады, но и дали возможность повысить этажность зданий, расширить окна и арки, что оказало влияние на повышение комфортности объектов. Излюбленными деталями зданий были окна и двери в виде буквы омега, которая напоминала улыбку, из-за чего архитектуру модерна прозвали улыбающейся. Здания с громадными окнами-витринами и витражами — красочными картинами из цветного стекла, необыкновенно интересные и фантастично украшенные фасады со скульптурами и растительным орнаментом ассоциировались с произведениями искусства.

В дизайне фасадов повсеместно использовались морские волны, силуэты растений, животных, человеческие фигуры и маскароны. Наиболее распространенными были бутоны цветов как символ появления новой жизни и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. Предпочтение отдавалось лилиям, кувшинкам, ирисам и орхидеям. Прекрасно поддавались стилизации грациозные насекомые и птицы — стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. Популярными были также образы женщин с длинными, струящимися волосами и женские локоны.

Дом компании «Зингер» в Петербурге, архитектор Павел Сюзор
Саввинское подворье в Москве, архитектор И.С.Кузнецов

Отличительным признаком орнамента также стала непрерывная линия под названием «удар бича». Она явилась образным выражением свойств металла, своеобразной эмблемой времени. Эту линию сравнивали с биологическими формами и считали, что она вызывает ассоциацию с живым организмом, а изящество ее изгиба стало образцом графического искусства, воплощенного в дизайне стиля модерн. Считается, что орнамент снова вошел в моду именно благодаря популяризации данного направления.

Утонченность, изысканность и романтичность составляют основной принцип модерна, в этом выражается его главная идея. Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна.

Дворец каталонской музыки в Барселоне, архитектор Льюис Доменек-и-Монтанер.

Модерн – это один из самых уникальных стилей в искусстве, когда художникам, архитекторам и дизайнерам была предоставлена возможность свободно реализовываться и проявлять абсолютно свободную фантазию. Он имел народные корни, опирался на передовую промышленную базу, вбирая в себя все достижения мировой архитектуры. Век модерна оказался недолгим, но этот период в истории архитектуры стал одним из самых ярких и интересных. За короткое время он существенно изменил облик многих городов, а сохранившиеся до наших дней здания продолжают восхищать и удивлять, подтверждая жизненность и демократичность стиля.

Отличительные особенности стиля модерн в архитектуре

«Конопляный» фриз
«Рябиновый» фриз
Женские горельефы
Маскарон на фасаде

Особенности стиля модерн в интерьере

Говоря об особенностях интерьера в стиле модерн, уместно вспомнить слова великого американского художника и дизайнера Луиса Комфорта Тиффани (Louis Comfort Tiffany, 1848 – 1933), о том, что этот стиль подчиняется только фантазии художника. Модерн — один из самых элегантных, изысканных и утонченных стилей, именно он впервые рассматривает архитектуру здания и его внутреннее оформление как одну целостную композицию.

Декларирующий равенство искусств и ремесел, стиль признает равными по значению архитектурное проектирование и оформление интерьеров, а его лучшие архитекторы и художники посвящают себя дизайну предметной среды. Экстерьер и интерьер в модерне мыслятся как единое целое, в котором все подчинено одной цели и выполнено в едином эстетическом стиле.

Синтез искусств находит воплощение в роскошных особняках, где живопись и скульптура, цветные витражи и мозаика, мебель и декоративное стекло подчинены единому образу. При этом, созданный дизайн сочетается с новейшим комфортом — стеклянными оранжереями, радиаторным отоплением, лифтами и бассейнами. Провозглашая лозунг «Назад к природе», модерн сочетая в себе естественную красоту и изящество природных мотивов с современными комфортными формами.

Характерные черты стиля модерн в интерьере

Луис Комфорт Тиффани

Про модерн. Этапы развития и угасания модерна, архитектура модерна

В первой статье мы разобрали: терминологию, идею и особенность стиля модерн.

Во второй статье мы поговорили о: классификации, предмодерне и начальном периоде развития модерна.

Если не успели ознакомиться переходите и читайте. Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал. Ваши отзывы помогают каналу публиковать новые, качественные материалы.

Дальнейшее распространение модерна было вызвано проведением Всемирных архитектурных и художественных выставок, где были продемонстрированы достижения современной науки, техники и прикладного искусства. Наивысшая точка развивающегося стиля стала представление на Всемирной выставке 1900 года в Париже. С начала апреля по конец ноября, на выставку приехали около пятидесяти миллионов человек со всех краёв света, которые увидели архитектуру, дизайн, стеклянную посуду, мебель и декоративные предметы стиля. На выставке можно было заметить работу таких известных художников, как Луис Тиффани, Альфонс Муха, Рене Лалик и Эмиль Галле.

Из Бельгии и Франции модерн стремительно распространялся во все Европейские города, приобретая различные новые названия и характеристики в каждом новом городе и стране. Зачастую появление модерна случалось не только в модных столичных городах, но и в молодых, быстрорастущих поселениях, которые хотели стать самобытными и значительно отличаться от всех остальных. К примеру, в Италии (Палермо, Турин), Шотландский Глазго, Немецкие Мюнхен и Дармштадт. А ещё этот стиль стал популярен в городах и странах, которые боролись за свою независимость: г. Хельсинки в Российской Империи или Барселона в Испании.

В период с 1900 по 1914 год, модерн стал центром исследований, дискуссий и объектом особого внимания критиков. Уже в 1900 году большинство искусствоведов сопротивлялись с движением модернистов. К примеру, художественные критики указывали на то, что модерн не соблюдает главный принцип декоративно-прикладного искусства, — а именно то, что орнаменты объектов должны подчиняться его функциям. На Международной выставке 1900 года Чарльз Генуйс – искусствовед, критик, поднимает этот вопрос, среди других претензий модернизму.

В 4—5 годах 20 века ультраправыми ассоциациями Франции был осуждён Гектор Гимар. Ультраправые движения, используют такую же риторику в отношении модерна, как и в отношении евреев, приписывая художнику противопоставление себя всей французской нации.

Кроме того, огромное количество мастеров стиля «застряли» в успехах модерна после Всемирной выставки 1900 года.

Удалённость стиля модерн по отношению к другим стилевым направлениям, также является одной из причин упадка модерна.

Уже в 10-ых годах выставки декоративно-прикладных направлений искусства были переполнены элементами классических направлений искусства, не оставляя при этом места модерна. В 10-ых годах популярность модерна постепенно стало угасать, а уже в 14 году, с началом Первой мировой войны, он практически полностью угас. Но, стоит заметить, что производственные объекты стиля оставались и после Первой мировой войны, причём успешно ещё много лет, но большая часть этих объектов были копиями.

В 20-ых годах модерн перестал доминировать в архитектурно-декоративном стиле. Его сменил сперва Арт-деко, а затем и модернизм.

Только в 1970-м году, на большой выставке произведений, за авторством Гектора Гимара в Музее современного искусства, модерн получил заслуженные положительные отзывы критиков и искусствоведов.

Архитектура модерна

Модерн — это новаторский архитектурный стиль начала XX века, зародившийся в Европе и быстро распространившийся по всему миру. Появление стиля обязано трём важным факторам: стремление отказаться от традиций и переосмыслить прошлое, развитие технического прогресса, позволившее создавать сложные детали, и переломный исторический момент, который способствовал росту национального самосознания в европейских странах.

Зарождение

Модерн зародился на рубеже XIX и XX веков и просуществовал около тридцати лет. Условными временными границами считаются 1890-1910-е годы, однако многие здания позднего стиля были построены и в 1920-х годах.

Слово «модерн» переводится как современный, и это был поистине новый стиль и настоящий глоток свежего воздуха в европейской архитектуре. Его задачей было переосмыслить многовековые архитектурные традиции, используя новаторские методы.

Стремление отречься от старого и создать нечто совершенно новое резонировало с настроением общества 1900-годов, стоявшего на границе старого и нового мира. И также, как и многие события, произошедшие на стыке веков, имели большое влияние на дальнейшую мировую историю, революционный модерн также сформировал новую архитектурную парадигму, обеспечившую появление всех главных стилей XX века: конструктивизм, функционализм и модернизм.

Первым зданием модерна традиционно считается отель Тассель в Брюсселе архитектора Виктора Орта. В особняке были тщательно продуманы все детали как экстерьера, так и интерьера. Здесь были впервые применены методы, впоследствии ставшие фирменными для стиля: арочные окна, натуральный камень и большое внимание к интерьеру, где использовались мозаичные полы, витиеватая решётка лестницы и орнаменты на природные мотивы.

Из Бельгии модерн распространился на остальные страны Европы и затем пришёл в Россию.

Характерные особенности

Несмотря на сознательный уход от канонов и значительное изменение стиля со временем, свои особенности у него всё же были. Обычно к ним относят асимметрию, декоративные элементы на растительную и животную тематику, красочные витражи, мозаики и майолики, использование натуральных природных материалов, текучие и динамичные линии, обычно из железобетона и кованого металла, одинаковое внимание как к экстерьеру, так и интерьеру. Часто происходит синтез архитектуры, скульптуры, живописью и прикладных искусств.

Практически на каждом здании можно увидеть, что все элементы были продуманы и выполнены в едином стиле: балконы, окна, двери, ручки, решётки, лестницы. Необработанный камень может соседствовать с яркой мозаикой, а резкая асимметрия с плавными линиями решёток. Новый стиль искусно использовал новые технические возможности, что позволило повысить этажность зданий и создавать необычные декоративные элементы.

Другой особенностью модерна является вдохновение народным искусством и средневековьем. Начало XX века — это рост национального самосознания и обращения к своему культурному и историческому наследию. В каждой стране это выразилось по-разному. В Скандинавии, Прибалтике и на северо-западе России часто вдохновлялись замками, отчего многие дома часто напоминают небольшие замки. В Венгрии заметно сильное восточное влияние. Обращение к фольклору также проявилось в использовании на фасадах существ из сказок.

В разных странах модерн немного отличался и даже назывался по-разному: ар-нуво во франкоговорящих странах, югендстиль и сецессион — в немецкоязычных странах. Каждый регион привносил в стиль что-то своё, но также сильнее всего модерн менялся с течением времени.

Ранний

Ранний — это наиболее традиционная и классическая версия стиля, когда появились его характерные черты, и архитекторы отступали от них незначительно. Также ранний модерн отличается тем, что первоначально он использовался лишь при строительстве особняков, усадеб, отелей, дворцов — то есть пользовался популярностью преимущественно у буржуазии. Узнав о новой архитектурной моде, многие стремились выделиться и построить самое необычное здание. Часто такие дома не вписывались в застройку, чем ещё больше подчёркивали свою нестандартность.

Поздний

С течением времени модерн уже не воспринимался как что-то необычное и становился всё более массовым. Теперь в этом стиле строились совершенно разные постройки: от жилых комплексов до промышленных зданий. Появлялись целые кварталы доходных домов в этом стиле.

Изменились и его характерные черты: он становился всё более рациональным и конструктивным. Декоративных деталей становилось всё меньше, интерьер уже не играл большой роли и стал заметен переход в функционализм, который и пришёл на смену модерну.

Деревянный

Отдельно стоит отметить деревянный модерн. Непростой с технической точки зрения, он был довольно распространён в России. Примеры можно увидеть в Петербурге на Каменном острове, в Нижнем Новгороде, Ярославской и Владимирской области.

Модерн в России

В России при создании декора архитекторы обратились к русскому фольклору и народным сказкам. Часто использовались традиционные орнаменты и сюжеты, а также растительный декор, животные и сказочные существа. Самыми яркими представителями смешения русского стиля и модерна являются Казанский вокзал в Москве и Витебский вокзал в Петербурге.

В Москве

Из всех российских городов именно в Москве русский модерн был наиболее разнообразен и использовался для строительства совершенно разных типов зданий: особняков, вокзалов, гостиниц и промышленных предприятий. Часто это яркие и неординарные строения, выделяющиеся среди остальной застройки. Например, проходя мимо, невозможно не заметить дом Перцова, неподалёку от храма Христа Спасителя. Красочное мозаичное панно и необычная асимметрия крыши делают его похожим на сказочный дом. Также в этом стиле было построено много особняков, которые теперь сосредоточены в районе улицы Остоженки. Главный представитель московского модерна — архитектор Шехтель.

В Санкт-Петербурге

В Петербурге одни из лучших примеров модерна России: дом Зингера на Невском проспекте, Витебский вокзал, Елисеевский магазин. В целом же здесь был более распространен северный модерн — подвид стиля, характеризующийся использованием натуральных материалов. Яркие представители петербургского модерна — Лидваль, Бобырь.

В других городах

Модерн был распространён по всей России и нашёл своё выражение в дворянских особняках, которые можно найти в Нижнем Новгороде, Самаре, на Урале и в Сибири.

Модерн в Европе

Модерн зародился в Европе, поэтому неудивительно, что именно в европейских странах он представлен лучше всего. В каждой стране привносились свои особенности, шло обращение к собственному национальному наследию и фольклору.

Скандинавия и Прибалтика

Финляндия, Швеция, Норвегия и Дания обратились к северному модерну, который в этих странах называют национальным романтизмом. Его распространение обусловлено легкой доступностью натурального камня и дерева — главные материалы стиля. Неприступные дома с каменным основанием и асимметричными деталями часто напоминают скандинавские замки — подобные примеры можно встретить в Хельсинки, Осло, Стокгольме, Бергене.

Из прибалтийских стран отдельно стоит отметить Ригу, где появился свой «рижский югендстиль». До трети домов в центре города построены именно в этом стиле. Именно здесь находится настоящая галерея модерна под открытом небом — улица Альберта, где сосредоточены красивейшие архитектурные памятники югендстиля.

Западная Европа

В Западной Европе модерн был более романтическим и часто довольно гармонично вписывался в среду. Ар-нуво в Париже — это, например, знаменитые входы в метро, ставшие одним из символов города. Венский сецессион в Австрии отличался отсутствием плавных линий, он был квадратным и строгим. В Барселоне — это авторский стиль, созданный Гауди. Здесь преобладали плавные линии, множество ярких и разнообразных декоративных элементов и мозаики.

В Венгрию стиль пришёл из Австрии и по наследству получил название «сецессион». Примеров венгерского сецессиона больше всего в Будапеште, где европейский стиль смешался с персидскими и мавританскими мотивами, стал особенно ярким и необычным.

Модерн был популярен и в Праге, где стиль отличался особой выразительностью. Фасады домов украшают растительные орнаменты и скульптуры героев национальных сказок. Особенно популярен стал пражский художник, работавший в этом стиле, — Альберт Муха.

Заключение

Модерн стал поистине революционным стилем, разрушившим сложившиеся традиции и нормы как в архитектуре, так и в других формах искусства. Отчасти он был результатом кризиса, а отчасти — отражением непростой эпохи, полной противоречий и стоявшей на пороге больших перемен. Отказ от традиций привёл к рождению новых стилей, которые раз за разом переосмысливали архитектуру и были отражением общественных изменений.

Похожие посты

Особенности сецессиона в Будапеште и Венгрии, лучшие примеры…

Северный модерн появился в Петербурге под влиянием скандинавской и финской архитектуры …

Средневековые постройки, романтизм и брутализм — всё это в одном городе…

Возрождение древнерусского зодчества в новых архитектурных формах…

    Стили:
    Архитектура России:
    Архитектура Петербурга:
    Архитектура Европы:
    Полезные ссылки:

Пожалуйста, не используйте фотографии и другую информацию без ссылки на сайт.

Если у вас есть вопросы, присылайте их на email.

Please do not use photos or any other content without the link to the site.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *