Значение слова «шпалера»
- Шпале́ра (польск. szраlerа, нем. Spalier от итал. spalliera, из spalla «опора, плечо»):
Шпалера (садоводство) — решётка, служащая опорой для растений.
Шпалера (ковёр) — безворсовый тканый настенный ковёр с сюжетными и орнаментальными композициями.
ШПАЛЕ’РА, ы, ж. [нем. Spalier с ит.]. 1. только мн. То же, что обои 1 (устар.). 2. Ряд, шеренга войск по сторонам пути следования кого-чего-н. Войска стояли шпалерами по сторонам улицы. || Ряд деревьев, кустов по сторонам дороги, дорожки (спец.). 3. Специальный щит или решетка, по к-рым вьется растение или к к-рым привязываются ветви деревьев для придания им определенной формы (спец.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
шпале́ра
1. безворсовый настенный ковёр или обивочная ткань ручной работы, обычно с сюжетными или пейзажными изображениями ◆ Несколько выцветшие нидерландские шпалеры ласкают глаз утончённостью рисунка. Геннадий Алексеев, «Зелёные берега», 1984 г. (цитата из НКРЯ)
2. устар. то же, что обои
3. система специальных решёток или натянутая на колья проволока, по которой вьётся растение или к которой привязываются ветви деревьев для придания им определённой формы ◆ Дома крайне похожи друг на друга, а высокие шпалеры, увитые розами и другими вьющимися растениями, скрывали их стены. «Как получить миллиард… удовольствий», 2003 г. // «Ландшафтный дизайн» (цитата из НКРЯ)
4. один из рядов подстриженных деревьев, кустов по сторонам дороги, дорожки
5. ряд, шеренги войск по сторонам пути следования кого-либо, чего-либо ◆ У лорда Генри, конечно, был особняк с цветником из орхидей и шпалеры напудренных лакеев, но это неважно. Г. В. Иванов, «Петербургские зимы», 1928 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рассиживаться как квашня — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Все, что нужно знать о шпалерах
Каждый садовод или владелец загородного дома стремится облагородить свой участок. Для улучшения эстетической привлекательности территории, а также увеличения ее функциональности разработана масса способов, к которым относится монтаж садовых дорожек, беседок, бассейнов, клумб, фонтанов, а также высаживание оригинальных видов деревьев и кустарников. Одним из полезных и поэтому очень востребованных вариантов считаются шпалеры, с их помощью улучшается рост и развитие вьющейся растительности.
Что это такое?
Шпалера – это специальный вид садовой конструкции, который имеет вид решетки и служит в качестве опоры для садовых культур. Данное приспособление характеризуется красотой и функциональностью, поэтому оно практически незаменимо при обустройстве и облагораживании участка. Оригинальная декоративная решетка способствует поддержанию веток растений, ко всему прочему она обеспечивает равномерность проникновения солнечных лучей относительно всей длины побега. Таким образом, представители флоры спасаются от загнивания, активно растут и плодоносят. Плод, который вырос подобным образом, имеет лучшие качественные и вкусовые характеристики.
Благодаря шпалерам активизируется проветривание культур, а соответственно, они мало болеют и не часто подвергаются атаке патогенных микроорганизмов. У насекомых есть беспрепятственный доступ к цветам таких представителей флоры, что стимулирует хорошее опыление. Также декоративные решетки способствуют простому уходу за садовой растительностью, а именно ее обрезке и формированию кроны. Таким образом, у мастера есть возможность каждый год менять направление роста веток и этим повышать урожайность культуры.
Шпалеры – это вариант оригинального и изящного украшения сада. Их часто используют для вьющейся розы, декоративной жимолости, вьюнка, винограда, малины, клематиса, огурцов, помидоров и всевозможных вьющихся цветов и кустарников.
Обзор видов
Шпалеры нашли свое применение на даче, в саду, теплице, их можно размещать даже на стене дома. Ими также пользуются для выращивания хмеля, крыжовника, гороха и иных разновидностей вьюнов. Выглядит такая конструкция по-разному, размеры также могут отличаться друг от друга.
Шпалеры для вьющейся растительности бывают следующих видов:
- вертикальными одноплоскостными;
- V – образными;
- горизонтальными;
- вертикальными с козырьком.
Для декоративных и плодовых культур часто используется шпалера-парус, шпалера-веер. Помимо этого, домашние садоводы часто устанавливают раздвижные конструкции, веерные и «Тюльпан».
Одноплоскостные
Одноплоскостные шпалеры категорически не подходят для мощной растительности, имеющей несколько рукавов, так как их отростки не закрепляются после высаживания. Этот вариант подходит в качестве решетки для цветов с вьющимися стеблями. В данном случае побеги и лоза располагаются на одной плоскости. Благодаря данной конструкции происходит максимальное освещение каждого листочка культуры.
Данный вид шпалер подходит для выращивания небольшого количества культур. Он актуален для тех представителей флоры, которые нуждаются в постоянной обрезке. Такие конструкции способны экономить пространство. Чтобы их соорудить, не потребуется много материала. Одноплоскостные шпалеры характеризуются простотой изготовления.
Двухплоскостные
Двухплоскостным шпалерам свойственна форма перевернутой трапеции. Использование такой конструкции способствует интенсивному росту плодовых культур. Их конструкция может быть самой различной, поэтому ее можно использовать как в теплицах, так и на балконе. Двухплоскостное приспособление считается идеальным вариантом для растений, которым не требуется укрытие на зиму.
Такая конструкция нашла свое применение при выращивании быстрорастущих представителей флоры на большом участке. Данные приспособления способны оптимально использовать пространство, что влечет за собой рост и развитие красивой и здоровой растительности.
Двухплоскостные шпалеры делятся на следующие виды:
- Прямые имеют в составе пару параллельных плоскостей, что монтируются с дистанцией в 0,6–1,2 метра друг от друга.
- V–образные. Данные приспособления из двух плоскостей, что расположены под углом относительно друг другу.
- Y–образные шпалеры имеют вид плоскости, которая в верхней части разделена пополам. При этом каждая из плоскостей фиксируется под углом 45–60 градусов относительно ко второй.
Материалы
При выборе материала для самостоятельного изготовления шпалер мастеру стоит брать во внимание не только особенности ландшафтного дизайна территории, но и показатель прочности, надежности, устойчивости материала к негативным факторам окружающей среды.
Металлические
Кованые шпалеры из металла не только выглядят привлекательно, но и имеют высокие эксплуатационные характеристики. Элементы ковки придают таким изделиям презентабельности и оригинальности. Недостатком таких конструкций можно назвать только их высокую стоимость.
Пластиковые
Опоры для вьюнков из ПВХ считаются простым бюджетным вариантом. Главным преимуществом таких конструкций считается их низкая стоимость, однако при этом устойчивость у них невысокая. Многие садоводы используют на своих участках шпалеры, сделанные из пластиковых труб, так как им можно придать любую изогнутую конфигурацию.
Другие
Помимо вышеперечисленных вариантов в продаже можно встретить шпалеры из ДПК, стеклопластиковой арматуры, бамбука. Среди наиболее востребованных можно выделить изделия из древесины. Такие конструкции имеют длительный срок эксплуатации, при условии обработки поверхности специальными защитными средствами. Прочные деревянные изделия способны вписаться в любой ландшафтный дизайн территории.
Зачастую для изготовления деревянных шпалер используют рейки. Для особой оригинальности пользуются материалом с резьбой или окрашивают конструкции. Достойным вариантом опор можно назвать приспособления из профильной трубы. Они характеризуются устойчивостью и поэтому используются для высокорослых культур.
Проволочные шпалеры считаются оптимальным вариантом для невысокой растительности, их часто плетут в домашних условиях.
Формы
Формы у шпалер для вьющейся растительности также могут быть разными.
- Столбчатая. Такая конструкция относится к простым, так как состоит из пары столбиков, между которыми по горизонтали натянута проволока либо трос из металла. Столбчатые шпалеры могут быть одно- и двухлопастными.
- Полуарочная. У данного вида опоры имеется дуга, что изогнута вверх. Внешне она довольно схожа с навесом. Под таким сооружением создается тень. Данное приспособление идеально подходит для небольших площадей насаждений. В этом случае культуры стоит высаживать в один ряд. При условии разного срока созревания растений рекомендуется посадка группами.
- Арочная опора довольно часто встречается на участках садоводов. Одним из преимуществ данного приспособления считается создание крупной затененной территории, под которой можно установить садовую мебель. Арочная конструкция имеет привлекательный внешний вид, однако при желании изготовить ее своими руками могут возникнуть небольшие трудности. Также специалисты отмечают некоторые затруднения в процессе обрезки растительности.
- Пергола является разновидностью арочной шпалеры. Она считается оптимальным вариантом опоры для сильнорослых гибридов, которым не хватает места на одно- или двухплоскостной шпалере. В случае установки подобного приспособления садовод может рассчитывать на хороший процесс фотосинтеза у растений, минимальный риск заражения грибковыми инфекциями, простоту обработки кустарников.
Как сделать своими руками?
Заняться изготовлением одноплоскостной шпалеры можно в домашних условиях. Однако желательно в этом деле иметь помощника, так как самостоятельно проводить все работы будет довольно сложно. Чтобы сделать качественную одноплоскостную опору, потребуется закопать в почву столб на глубину 0,5 метра. При этом стоит соблюдать дистанцию между столбами в 50 см, а также подбирать столбы с диаметром от 7 до 10 см. Согласно рекомендациям специалистов, опоры по краям должны быть массивнее остальных.
При использовании столбиков из древесины, их нижнюю половину требуется заранее выдержать в растворе медного купороса на протяжении нескольких суток. Такое мероприятие сможет предотвратить гниение изделия. При использовании металла желательно покрыть поверхность битумным веществом, которое предотвратит коррозию.
Для возведения шпалер стоит брать стальную проволоку диаметром от 3 до 5 мм. Ее потребуется натянуть на зафиксированные опоры. Если проволока будет в несколько рядов, то дистанция между ними должна составлять от 35 до 40 см. Согласно отзывам садоводов, наибольшей эффективностью характеризуются шпалеры с проволокой в 4-5 рядов. Крепление осуществляют при помощи гвоздей, скоб из металла или иных метизов.
Изготовление двухплоскостных шпалер для вьющейся растительности не отличается от сооружения одноплоскостных. Но вместо одной конструкции изготавливается несколько.
Этапы изготовления V-образной опоры:
- выкапывание двух ям глубиной 0,6 метра;
- фиксация в них труб с заблаговременно обработанной битумом нижней частью;
- соблюдение дистанции между трубами в 0,8 метра;
- разведение верхних границ столбов на 1,2 метра;
- фиксация положения щебнем и проведение бетонной заливки;
- натягивание проволоки.
Красивые примеры в ландшафтном дизайне
Шпалеры имеют изысканный вид и могут стать достойным украшением сада или приусадебного участка.
Эта конструкции отлично смотрится как отдельно стоящий элемент либо прикрепленное к стене сооружение. Кованые арочные конструкции сами по себе смотрятся довольно красиво, но если их умело расположить, то территория будет смотреться еще лучше. Например, довольно удачным вариантом расположения такого приспособления является монтаж на входе. Таким образом, участок будет вызывать восхищение гостей уже с первых минут нахождения на нем (пример фото 1).
Необычно и аккуратно оформить дачный дворик или украсить летнее кафе можно с помощью деревянной шпалеры с ящиком для цветов (пример фото 2). В такой корзине устанавливают горшочки с растениями – вьюнами, которые разрастаясь, будут оплетать шпалеру. Такая конструкция с живыми цветами не сможет оставить равнодушным ни одного посетителя.
Деревянная шпалера – это отличный способ разделения участка на зоны. Установка такого изделия, оплетенного нежными цветами, способна удачно оформить зону отдыха или отделить уличную столовую (пример фото 3).
Шпалера — стильное украшение сада
Думаю, не ошибусь, если скажу, что каждый садовод старается сделать свой дачный участок неповторимым — красивым, стильным и оригинальным. Для этого существует масса различных способов: устройство клумб, альпийских горок и рокариев, посадка всевозможных экзотических растений, сооружение беседок, площадок для отдыха и так далее. Сегодня мы поговорим о шпалере — полезной конструкции, которая не только поможет выращивать вьющиеся растения, но и сделает ваш сад чрезвычайно красивым, легким и ажурным. В этой статье я расскажу вам о том, какую форму может иметь шпалера, как самостоятельно ее изготовить, а также для чего и как именно можно ее использовать.
Шпалера в саду
Итак, шпалера — это решетчатая конструкция для опоры различным растениям: винограду и клематису, розе, ипомее и прочим… Помимо практических функций, выполненная в необычных декоративных формах шпалера уже сама по себе станет прекрасным стильным украшением сада, которое может изготавливаться из древесины, метала и даже пластика — решать вам.
Шпалера — не только опора для растений, но и декоративный элемент дизайна сада
Шпалера как элемент садового декора стала популярной еще несколько веков тому назад, не менее востребована она и ныне.
Первые шпалеры начали появляться в парках и садах Франции, Англии и Италии еще в XVII столетии. Не отставала и Россия — находилось место для шпалер во многочисленных русских усадьбах, дворцах и парках.
Сегодня шпалеры повсеместно используют в вертикальном озеленении
Кроме того, именно с ее помощью можно успешно скрыть различные неприглядные места на садовом участке — старую ограду или кривые, некрасивые стены хозяйственных построек.
Садовая шпалера скрывает стену дома
А с помощью горизонтально установленной шпалеры можно соорудить прекрасную крышу в беседке.
Шпалера на крыше и стенах
Из нескольких соединенных между собою шпалер может получиться прекрасная беседка.
Беседка из нескольких шпалер
Также правильно установленная шпалера поможет вам скрыться от посторонних глаз, выступив в роли патио. Для этого просто оградите место своего отдыха с трех сторон шпалерами и посадите быстро растущие вьющиеся растения или лианы: девичий виноград, горец, жимолость, плющ и другие — выбор велик!
В нашем каталоге, объединяющем предложения различных интернет-магазинов семян и посадочного материала, растения для вертикального озеленения представлены в широком ассортименте — вы наверняка найти здесь подходящие культуры для своего участка. Посмотреть подборку многолетних растений для вертикального озеленения.
Как смотреть шпалеры
Какую тайну скрывает «Дама с единорогом»? Как связан Чарльз Диккенс с гобеленом из Байё? И почему в конце XIX века прерафаэлит Уильям Моррис решил изучать традиции средневекового ткачества? Рассказываем о том, что такое шпалеры и как их понимать
Ковер, шпалера, гобелен — чем отличаются эти понятия? Ковер — любое тканое изделие, которое вешают на стену или стелют на пол или на стол. Шпалера — безворсовый ковер, который висит на стене. Гобелен — шпалера, произведенная на так называемой мануфактуре Гобеленов, основанной в 1443 году Жаном и Филибером Гобеленами. Таким образом, любой гобелен — ковер, но не всякий ковер — гобелен. Шелковые или шерстяные настенные ковры, очень дорогие и сложные в производстве, начиная с древних времен подчеркивали богатство и высокий статус своего владельца — будь то церковная или государственная власть, вельможа или купец. Кроме того, настенные панно украшали стены соборов, дворцов, замков, ратушей и просто домов, радуя глаз и делая помещение теплее. Рассказываем о пяти выдающихся шпалерах разных эпох и советуем отправиться на выставку «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» в московском фонде In Artibus.
1 Ковер Гестии
Ковер Гестии. VI век Dumbarton Oaks Research Library and Collection
Ручное ткачество было известно уже в VII тысячелетии до нашей эры. Самым древним из известных нам ворсовых ковров считается найденный на Алтае Пазырыкский ковер: он датируется V веком до нашей эры. По сравнению с ним ковер Гестии, созданный в VI веке в Египте, кажется довольно новым.
В это время в Египте жили греки, а также евреи, сирийцы, копты и другие народы, находившиеся под влиянием греческой культуры и знавшие греческий: неслучайно все надписи на шерстяном панно выполнены на этом языке. В центре изображена богиня домашнего очага: под изображением видна подпись «Гестия, подательница благословений». В руках у богини гранат — символ этих благословений. Ее головной убор и серьги тоже в форме граната. Рядом с Гестией — две служанки и шесть ангелов, которые держат в руках диски со словами «радость», «много вкусной еды и питья», «процветание», «богатство», «благословение», «добродетель».
К моменту создания ковра христианство уже давно было официальной религией Византийской империи, однако старых богов никто не забыл. Видимо, ковер Гестии был подарком, который первые владельцы повесили на стену в своем доме наподобие иконы. Такие тканые иконы были и у христиан — например, ковры Богоматери и двенадцати апостолов, созданные в том же VI веке в Египте.
2 Байенский гобелен
На самом деле эта вышивка на льняном полотне, которую иногда называют Байенским гобеленом, не является ни ковром, ни шпалерой, ни тем более гобеленом. Тем не менее традиционно она называется именно так и используется в качестве настенного украшения. Вышивка эта необычайно длинная — почти 70 метров в длину (а в ширину чуть больше 50 см). На протяженном тканом фризе разворачивается рассказ о завоевании норманнами Англии в годах. Всего на панно изображено 70 сцен, в которых участвуют 623 человека, причем если в центральной части полотна происходят серьезные военные события, то наверху и внизу гобелен из Байё украшен фигурками животных, птиц и забавных человечков.
Очевидно, что такое монументальное произведение могло быть создано только по заказу богатого и владетельного патрона, однако его имя до сих пор неизвестно исследователям. По одной версии, это королева Матильда (ок. 1031 — 1083) — жена Вильгельма I Завоевателя, по другой — епископ Байё Одо (ок. 1036 — 1097), сподвижник Вильгельма. Неясно и то, где было выполнено панно — в Англии или во Франции — и для какого помещения оно предназначалось.
В 1729 году бенедиктинский ученый Бернар де Монфокон опубликовал в своем многотомном труде «Памятники французской монархии, составляющие историю Франции» первое научное описание вышивки, ежегодно выставлявшейся в местном соборе.
В начале XIX века панно конфисковали французы: в качестве пропаганды наполеоновского плана по вторжению в Англию гобелен решили повесить в Лувре. Но плану так и не суждено было сбыться. Панно вернулось в Байё и было вывешено в городской ратуше, где в 1867 году его могли видеть многие туристы, в том числе и Чарльз Диккенс. Впрочем, знаменитый английский писатель не был впечатлен и назвал вышивку любительской и очень слабой работой. Сегодня гобелен демонстрируется в специально созданном для него Музее гобелена Байё и считается одним из главных образцов норманнского романского искусства. Вышивка сохранилась практически целиком, и это, безусловно, чудо.
3 «Дама с единорогом»
В эпоху позднего Средневековья шпалерное искусство расцвело. В конце XV — XVI веке центром производства стала Фландрия. Именно там по картонам Картон — эскиз будущего ковра в натуральную величину. французских художников был создан этот цикл из шести шпалер с однотонным фоном, усеянным цветами. Такой вид ковров с изображением множества цветов и фигурок людей, зверей и птиц на синем или темно-розовом фоне называется мильфлеры — от французского mille-fleurs («тысяча цветов»).
Пять шпалер цикла посвящены пяти чувствам: зрению, слуху, осязанию, вкусу и запаху. На шестой — загадочная надпись «À mon seul désir», то есть «По моему единственному желанию». На каждой шпалере присутствует дама, по обе стороны от нее — лев и единорог. Благодаря гербам, изображенным на шпалере, удалось установить, что заказчиком цикла был Антуан II Ле Вист, вельможа, служивший трем французским королям — Карлу VIII, Людовику XII и Франциску I. Что происходило со шпалерами между XVI и XIX веком, мы не знаем, но известно, что в 1841 году главный инспектор исторических памятников Франции и по совместительству известный писатель Проспер Мериме обнаружил их в замке Буссак в довольно плачевном состоянии. Однако ни ему, ни Жорж Санд, описавшей эти шпалеры в романе «Жанна», не удалось ничего сделать для спасения таписсерии, которая продолжала покрываться плесенью на влажных стенах старого замка. Только в 1863 году удалось перевезти цикл в Париж и начать реставрацию.
Изящные шпалеры обыгрывают известный на протяжении всего Средневековья сюжет о том, что дикого единорога может укротить только девственница, к которой он приходит сам и послушно кладет голову на колени. И единорог, и лев предстают здесь почти домашними, прирученными животными. Так и человек должен приручить свои страсти и победить в себе животное начало. «Дама с единорогом» — ярчайшее произведение искусства XV века. Его адресатами были не клирики и не широкая публика, но придворные, погруженные в светскую жизнь, полную загадок, головоломок и намеков. Неслучайно исследователи до сих пор не могут разгадать смысл шестого панно со странной надписью. Возможно, имелось в виду шестое чувство понимания, о котором говорил в своих проповедях богослов Жан Жерсон , или отрицание страстей, к которым приводят все чувства на пяти других панелях. Кроме того, неясно, снимает дама ожерелье или надевает его, отдается страстям или отвергает их, а ведь от этого зависит символическое значение панно.
4 «Жизнь Людовика XIV»
В XVII веке центр производства шпалер переместился из Фландрии во Францию. В 1662 году была основана мануфактура гобеленов в Париже: одним из основных заказчиков был сам король Людовик XIV. Особенно популярные были ковры, изображающие мифологические, аллегорические и исторические сцены, пышные и яркие. Они отвечали как общему направлению искусства барокко, так и настроениям, царившим при французском дворе того времени.
В момент министр финансов Кольбер, среди прочего известный благодаря роману Александра Дюма «Виконт де Бражелон», и художник Шарль Лебрён, также бывший директором мануфактуры Гобеленов, решили запечатлеть на шпалерах события из жизни не Константина или Карла Великого, а ныне здравствующего монарха. Так появился цикл из 14 шпалер, известный под общим названием «История короля». Цикл начинается «Коронацией Людовика XIV», а заканчивается осадой города Доль. Впрочем, на панно изображены на только военные и дипломатические события: одна из шпалер запечатлела посещение Людовиком мануфактуры Гобеленов в Париже 15 октября 1667 года.
Дата визита выбрана не случайно: именно в 1667 году мануфактура братьев Гобелен была преобразована Кольбером в Королевскую мануфактуру гобеленов и мебели. Там производились не только шпалеры, но и самые разные предметы роскоши, которые поставлялись ко двору и были недоступны рядовым французам. Включив в цикл сюжет с посещением королем мануфактуры, авторы сделали производство шпалер частью истории Франции.
На шпалерах этого цикла главные сцены помещены в пышные цветочные бордюры, похожие на рамы у картин. В эпоху классицизма среди живописных жанров и видов искусства выстраивается определенная иерархия: историческая живопись выше натюрморта, а архитектура важнее, чем декоративно-прикладное искусство. Поэтому шпалеры все больше напоминают картины — более ценные, чем образцы декоративно-прикладного искусства.
5 Уильям Моррис. «Поклонение волхвов»
Шпалера «Поклонение волхвов» фирмы William Morris & Co. 1890 год Государственный Эрмитаж
Уильям Моррис, автор картона к этому гобелену, был одним из самых ярких прерафаэлитов Движение прерафаэлитов — направление в английской поэзии и живописи второй половины XIX века. В 1848 году художники Данте Россетти, Джон Эверетт Милле и Xолман Хант основали «Братство прерафаэлитов». Целью членов общества была борьба с условностями Викторианской эпохи, академическими традициями и бессмысленным подражанием классическим образцам. . Художник, поэт, основатель издательства Kelmscott Press и сооснователь знаменитого «Движения искусств и ремесел», Моррис сделал все возможное и невозможное, чтобы возродить искусство средневековой таписсерии.
Мальчик из богатой эссекской семьи (его отец занимался финансами), в 1852 году он отправился учиться в Оксфорд. Там он познакомился с Эдвардом Бёрном-Джонсом, Джоном Рёскином и другими энтузиастами средневековой истории и искусства. Вскоре, вместо того чтобы делать академическую карьеру, он стал изучать секреты ручного ткачества, мешать краски для пряжи, рисовать орнаменты и картоны для шпалер основанной им фирмы Morris, Marshall, Faulkner & Co.
В 1886 году Джон Лайтфут, ректор Эксетер-колледжа в Оксфорде, предложил своим бывшим студентам Уильяму Моррису и Эдварду Бёрну-Джонсу создать эскизы для шпалеры, которая украсит капеллу колледжа. Те с радостью согласились, и в 1887 году Бёрн-Джонс написал акварельный эскиз под названием «Вифлеемская звезда». По эскизу был сделан картон в натуральную величину. Моррис и Джон Дирл изменили некоторые цветовые сочетания и пририсовали цветы и детали фона, после чего к работе приступили три ткача. В 1890 году шпалера была окончена, но Лайтфут к тому моменту уже умер.
Моррис восхищался средневековыми шпалерами, и его «Поклонение волхвов» стало декларацией возрождения средневекового ремесла, утраченного в процессе технической революции. После первого заказа для Эксетер-колледжа в мастерской Морриса было выткано девять повторений шпалеры. Среди заказчиков были английский поэт Уилфрид Блант, Университет Манчестера, Итон-колледж, Музей искусства и ремесла Гамбурга. Шпалера, которую сегодня можно увидеть на выставке в Эрмитаже, была заказана в 1902 году коллекционером Сергеем Щукиным и до 1917 года находилась в его московском особняке. В годах, после закрытия Музея нового западного искусства, она поступила в Эрмитаж.
Сюжет поклонения волхвов часто встречается в позднеготическом шпалерном ткачестве. Как и шпалеры, созданные в период позднего Средневековья, работа Морриса и Бёрна-Джонса полна символов. Мы видим Иосифа, который встречает волхвов. У его ног лежит топор — символ его профессии, профессии плотника. Рядом Дева Мария с младенцем и архангел Гавриил в одежде, вытканной золотыми и серебряными нитями. Эта ткань очень похожа на европейские ткани XIV века, изображающие крылатых сфинксов в сиянии распростертых крыльев.
Вот волхвы. Каспар в просторных одеждах, намекающих на его восточное происхождение. Рыцарь Мельхиор — европеец среднего возраста, чей образ напоминает о Крестовых походах. Африканец Бальтазар в капюшоне, край которого украшен вышивкой с изображением срубленной ветви, пустившей ростки (символ успения и воскрешения). Вокруг фигур — множество других символических изображений. Розовый куст за спиной Иосифа и щеглы на ветвях символизируют Деву Марию. Под ногами у героев ковер из цветов: анемоны означают страдание, красные капельки на них — кровь Христа и мучеников, пострадавших за веру. Календула — афродизиак, тюльпаны — бренность земной красоты, голубой нарцисс — чистота и величие Девы Марии, фиалка и ирис — также символы Богоматери, красная гвоздика — кровь Христа и символ отваги. В центре у ног архангела мы видим корону в окружении цветов: это предсказание и намек на то, что в будущем Мария вознесется на небо и будет коронована.
Arzamas благодарит Татьяну Лехович за помощь в подготовке материала.
Значение слова «шпалера»
- Шпале́ра (польск. szраlerа, нем. Spalier от итал. spalliera, из spalla «опора, плечо»):
Шпалера (садоводство) — решётка, служащая опорой для растений.
Шпалера (ковёр) — безворсовый тканый настенный ковёр с сюжетными и орнаментальными композициями.
ШПАЛЕ’РА, ы, ж. [нем. Spalier с ит.]. 1. только мн. То же, что обои 1 (устар.). 2. Ряд, шеренга войск по сторонам пути следования кого-чего-н. Войска стояли шпалерами по сторонам улицы. || Ряд деревьев, кустов по сторонам дороги, дорожки (спец.). 3. Специальный щит или решетка, по к-рым вьется растение или к к-рым привязываются ветви деревьев для придания им определенной формы (спец.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
шпале́ра
1. безворсовый настенный ковёр или обивочная ткань ручной работы, обычно с сюжетными или пейзажными изображениями ◆ Несколько выцветшие нидерландские шпалеры ласкают глаз утончённостью рисунка. Геннадий Алексеев, «Зелёные берега», 1984 г. (цитата из НКРЯ)
2. устар. то же, что обои
3. система специальных решёток или натянутая на колья проволока, по которой вьётся растение или к которой привязываются ветви деревьев для придания им определённой формы ◆ Дома крайне похожи друг на друга, а высокие шпалеры, увитые розами и другими вьющимися растениями, скрывали их стены. «Как получить миллиард… удовольствий», 2003 г. // «Ландшафтный дизайн» (цитата из НКРЯ)
4. один из рядов подстриженных деревьев, кустов по сторонам дороги, дорожки
5. ряд, шеренги войск по сторонам пути следования кого-либо, чего-либо ◆ У лорда Генри, конечно, был особняк с цветником из орхидей и шпалеры напудренных лакеев, но это неважно. Г. В. Иванов, «Петербургские зимы», 1928 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: элеваторный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
шпалеры- что означает
и Шпалера (садоводство) — решётка, служащая опорой для растений.
Шпалера (ковёр) — безворсовый тканый настенный ковёр с сюжетными и орнаментальными композициями.
Шпалера (военное дело) — шеренга войск по сторонам пути следования кого-нибудь.
Википедия
ШПАЛЕРЫ
1) обои; 2) решетки для ползучих и вьющихся растений; 3) прямые ряды подстриженных растений; 4) ряды войск, выстроившихся по обеим сторонам пути, по которому следует к.-н. высокопоставленное лицо.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.
Шпалеры (нем. Spalier, от итал. (итальянский) spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утк_а (шерсть, шёлк, иногда металлич. золотые и серебряные нити) , плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для Ш. рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани) . В зависимости от типа станка различаются 2 вида Ш. : готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для Ш. служит картон — живописный эскиз в размере ковра.
загрузка.. .
Производство Ш. возникло в Западной Европе в 12—13 вв. (века) Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые Ш. представляют собой образцы монументально-декоративного искусства [«Анжерский апокалипсис» — 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии «Дама с единорогом» , кон. 15 — нач. 16 вв. (века) (Париж, Музей Клюни) , относящиеся к типу «мильфлёров» — Ш. с фоном, сплошь затканным кустиками цветов] .
Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца 15 в. — Брюссель, где в начале 16 в. была исполнена для Ватикана серия «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля, в 17 в. — серии Ш. по картонам П. П. Рубенса. С середины 17 в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне) . Излюбленные темы Ш. 17—18 вв. (века) — мифология, и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи («вердюры») . В 18—19 вв. (века) шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой Ш. Декоративные принципы Ш. возрождаются в середине 20 в. в творчестве Ж. Люрса и др.
В России производство Ш. началось при Петре I. В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой — «Полтавская баталия» по картону Л. Каравака (Эрмитаж, Ленинград) . Расцвет деятельности мануфактуры — 2-я половина 18 — начало 19 вв. (века) В рус. (русский) Ш. эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров («Диана» и «Сатурн» из т. н. «Гурьевского гарнитура» , 1805—06, музеи в Павловске и Гатчине) . Основные собрания Ш. в СССР сосредоточены в Эрмитаже (Ленинград) , в Русском музее (Ленинград) и в музеях Московского Кремля.
при СССР шпалерами называли обои, для оклейки стен
ШПАЛЕРЫ (от нем. Spalier), ряды войск по сторонам по пути следования; ряды деревьев, кустов по обеим сторонам дороги, дорожки; решетка для ползучих и вьющихся растений, а также устаревшее название бумажных обоев.
ШПАЛЕРА (нем. Spalier, от итал. spalliera — ряд деревьев) , стенной безворсовый ковер с орнаментальным или сюжетным изображением, вытканный ручным способом в технике репсового уточного переплетения.
Все, что нужно знать о шпалерах
Каждый садовод или владелец загородного дома стремится облагородить свой участок. Для улучшения эстетической привлекательности территории, а также увеличения ее функциональности разработана масса способов, к которым относится монтаж садовых дорожек, беседок, бассейнов, клумб, фонтанов, а также высаживание оригинальных видов деревьев и кустарников. Одним из полезных и поэтому очень востребованных вариантов считаются шпалеры, с их помощью улучшается рост и развитие вьющейся растительности.
Что это такое?
Шпалера – это специальный вид садовой конструкции, который имеет вид решетки и служит в качестве опоры для садовых культур. Данное приспособление характеризуется красотой и функциональностью, поэтому оно практически незаменимо при обустройстве и облагораживании участка. Оригинальная декоративная решетка способствует поддержанию веток растений, ко всему прочему она обеспечивает равномерность проникновения солнечных лучей относительно всей длины побега. Таким образом, представители флоры спасаются от загнивания, активно растут и плодоносят. Плод, который вырос подобным образом, имеет лучшие качественные и вкусовые характеристики.
Благодаря шпалерам активизируется проветривание культур, а соответственно, они мало болеют и не часто подвергаются атаке патогенных микроорганизмов. У насекомых есть беспрепятственный доступ к цветам таких представителей флоры, что стимулирует хорошее опыление. Также декоративные решетки способствуют простому уходу за садовой растительностью, а именно ее обрезке и формированию кроны. Таким образом, у мастера есть возможность каждый год менять направление роста веток и этим повышать урожайность культуры.
Шпалеры – это вариант оригинального и изящного украшения сада. Их часто используют для вьющейся розы, декоративной жимолости, вьюнка, винограда, малины, клематиса, огурцов, помидоров и всевозможных вьющихся цветов и кустарников.
Обзор видов
Шпалеры нашли свое применение на даче, в саду, теплице, их можно размещать даже на стене дома. Ими также пользуются для выращивания хмеля, крыжовника, гороха и иных разновидностей вьюнов. Выглядит такая конструкция по-разному, размеры также могут отличаться друг от друга.
Шпалеры для вьющейся растительности бывают следующих видов:
- вертикальными одноплоскостными;
- V – образными;
- горизонтальными;
- вертикальными с козырьком.
Для декоративных и плодовых культур часто используется шпалера-парус, шпалера-веер. Помимо этого, домашние садоводы часто устанавливают раздвижные конструкции, веерные и «Тюльпан».
Одноплоскостные
Одноплоскостные шпалеры категорически не подходят для мощной растительности, имеющей несколько рукавов, так как их отростки не закрепляются после высаживания. Этот вариант подходит в качестве решетки для цветов с вьющимися стеблями. В данном случае побеги и лоза располагаются на одной плоскости. Благодаря данной конструкции происходит максимальное освещение каждого листочка культуры.
Данный вид шпалер подходит для выращивания небольшого количества культур. Он актуален для тех представителей флоры, которые нуждаются в постоянной обрезке. Такие конструкции способны экономить пространство. Чтобы их соорудить, не потребуется много материала. Одноплоскостные шпалеры характеризуются простотой изготовления.
Двухплоскостные
Двухплоскостным шпалерам свойственна форма перевернутой трапеции. Использование такой конструкции способствует интенсивному росту плодовых культур. Их конструкция может быть самой различной, поэтому ее можно использовать как в теплицах, так и на балконе. Двухплоскостное приспособление считается идеальным вариантом для растений, которым не требуется укрытие на зиму.
Такая конструкция нашла свое применение при выращивании быстрорастущих представителей флоры на большом участке. Данные приспособления способны оптимально использовать пространство, что влечет за собой рост и развитие красивой и здоровой растительности.
Двухплоскостные шпалеры делятся на следующие виды:
- Прямые имеют в составе пару параллельных плоскостей, что монтируются с дистанцией в 0,6–1,2 метра друг от друга.
- V–образные. Данные приспособления из двух плоскостей, что расположены под углом относительно друг другу.
- Y–образные шпалеры имеют вид плоскости, которая в верхней части разделена пополам. При этом каждая из плоскостей фиксируется под углом 45–60 градусов относительно ко второй.
Материалы
При выборе материала для самостоятельного изготовления шпалер мастеру стоит брать во внимание не только особенности ландшафтного дизайна территории, но и показатель прочности, надежности, устойчивости материала к негативным факторам окружающей среды.
Металлические
Кованые шпалеры из металла не только выглядят привлекательно, но и имеют высокие эксплуатационные характеристики. Элементы ковки придают таким изделиям презентабельности и оригинальности. Недостатком таких конструкций можно назвать только их высокую стоимость.
Пластиковые
Опоры для вьюнков из ПВХ считаются простым бюджетным вариантом. Главным преимуществом таких конструкций считается их низкая стоимость, однако при этом устойчивость у них невысокая. Многие садоводы используют на своих участках шпалеры, сделанные из пластиковых труб, так как им можно придать любую изогнутую конфигурацию.
Другие
Помимо вышеперечисленных вариантов в продаже можно встретить шпалеры из ДПК, стеклопластиковой арматуры, бамбука. Среди наиболее востребованных можно выделить изделия из древесины. Такие конструкции имеют длительный срок эксплуатации, при условии обработки поверхности специальными защитными средствами. Прочные деревянные изделия способны вписаться в любой ландшафтный дизайн территории.
Зачастую для изготовления деревянных шпалер используют рейки. Для особой оригинальности пользуются материалом с резьбой или окрашивают конструкции. Достойным вариантом опор можно назвать приспособления из профильной трубы. Они характеризуются устойчивостью и поэтому используются для высокорослых культур.
Проволочные шпалеры считаются оптимальным вариантом для невысокой растительности, их часто плетут в домашних условиях.
Формы
Формы у шпалер для вьющейся растительности также могут быть разными.
- Столбчатая. Такая конструкция относится к простым, так как состоит из пары столбиков, между которыми по горизонтали натянута проволока либо трос из металла. Столбчатые шпалеры могут быть одно- и двухлопастными.
- Полуарочная. У данного вида опоры имеется дуга, что изогнута вверх. Внешне она довольно схожа с навесом. Под таким сооружением создается тень. Данное приспособление идеально подходит для небольших площадей насаждений. В этом случае культуры стоит высаживать в один ряд. При условии разного срока созревания растений рекомендуется посадка группами.
- Арочная опора довольно часто встречается на участках садоводов. Одним из преимуществ данного приспособления считается создание крупной затененной территории, под которой можно установить садовую мебель. Арочная конструкция имеет привлекательный внешний вид, однако при желании изготовить ее своими руками могут возникнуть небольшие трудности. Также специалисты отмечают некоторые затруднения в процессе обрезки растительности.
- Пергола является разновидностью арочной шпалеры. Она считается оптимальным вариантом опоры для сильнорослых гибридов, которым не хватает места на одно- или двухплоскостной шпалере. В случае установки подобного приспособления садовод может рассчитывать на хороший процесс фотосинтеза у растений, минимальный риск заражения грибковыми инфекциями, простоту обработки кустарников.
Как сделать своими руками?
Заняться изготовлением одноплоскостной шпалеры можно в домашних условиях. Однако желательно в этом деле иметь помощника, так как самостоятельно проводить все работы будет довольно сложно. Чтобы сделать качественную одноплоскостную опору, потребуется закопать в почву столб на глубину 0,5 метра. При этом стоит соблюдать дистанцию между столбами в 50 см, а также подбирать столбы с диаметром от 7 до 10 см. Согласно рекомендациям специалистов, опоры по краям должны быть массивнее остальных.
При использовании столбиков из древесины, их нижнюю половину требуется заранее выдержать в растворе медного купороса на протяжении нескольких суток. Такое мероприятие сможет предотвратить гниение изделия. При использовании металла желательно покрыть поверхность битумным веществом, которое предотвратит коррозию.
Для возведения шпалер стоит брать стальную проволоку диаметром от 3 до 5 мм. Ее потребуется натянуть на зафиксированные опоры. Если проволока будет в несколько рядов, то дистанция между ними должна составлять от 35 до 40 см. Согласно отзывам садоводов, наибольшей эффективностью характеризуются шпалеры с проволокой в 4-5 рядов. Крепление осуществляют при помощи гвоздей, скоб из металла или иных метизов.
Изготовление двухплоскостных шпалер для вьющейся растительности не отличается от сооружения одноплоскостных. Но вместо одной конструкции изготавливается несколько.
Этапы изготовления V-образной опоры:
- выкапывание двух ям глубиной 0,6 метра;
- фиксация в них труб с заблаговременно обработанной битумом нижней частью;
- соблюдение дистанции между трубами в 0,8 метра;
- разведение верхних границ столбов на 1,2 метра;
- фиксация положения щебнем и проведение бетонной заливки;
- натягивание проволоки.
Красивые примеры в ландшафтном дизайне
Шпалеры имеют изысканный вид и могут стать достойным украшением сада или приусадебного участка.
Эта конструкции отлично смотрится как отдельно стоящий элемент либо прикрепленное к стене сооружение. Кованые арочные конструкции сами по себе смотрятся довольно красиво, но если их умело расположить, то территория будет смотреться еще лучше. Например, довольно удачным вариантом расположения такого приспособления является монтаж на входе. Таким образом, участок будет вызывать восхищение гостей уже с первых минут нахождения на нем (пример фото 1).
Необычно и аккуратно оформить дачный дворик или украсить летнее кафе можно с помощью деревянной шпалеры с ящиком для цветов (пример фото 2). В такой корзине устанавливают горшочки с растениями – вьюнами, которые разрастаясь, будут оплетать шпалеру. Такая конструкция с живыми цветами не сможет оставить равнодушным ни одного посетителя.
Деревянная шпалера – это отличный способ разделения участка на зоны. Установка такого изделия, оплетенного нежными цветами, способна удачно оформить зону отдыха или отделить уличную столовую (пример фото 3).
Как смотреть шпалеры
Какую тайну скрывает «Дама с единорогом»? Как связан Чарльз Диккенс с гобеленом из Байё? И почему в конце XIX века прерафаэлит Уильям Моррис решил изучать традиции средневекового ткачества? Рассказываем о том, что такое шпалеры и как их понимать
Ковер, шпалера, гобелен — чем отличаются эти понятия? Ковер — любое тканое изделие, которое вешают на стену или стелют на пол или на стол. Шпалера — безворсовый ковер, который висит на стене. Гобелен — шпалера, произведенная на так называемой мануфактуре Гобеленов, основанной в 1443 году Жаном и Филибером Гобеленами. Таким образом, любой гобелен — ковер, но не всякий ковер — гобелен. Шелковые или шерстяные настенные ковры, очень дорогие и сложные в производстве, начиная с древних времен подчеркивали богатство и высокий статус своего владельца — будь то церковная или государственная власть, вельможа или купец. Кроме того, настенные панно украшали стены соборов, дворцов, замков, ратушей и просто домов, радуя глаз и делая помещение теплее. Рассказываем о пяти выдающихся шпалерах разных эпох и советуем отправиться на выставку «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» в московском фонде In Artibus.
1 Ковер Гестии
Ковер Гестии. VI век Dumbarton Oaks Research Library and Collection
Ручное ткачество было известно уже в VII тысячелетии до нашей эры. Самым древним из известных нам ворсовых ковров считается найденный на Алтае Пазырыкский ковер: он датируется V веком до нашей эры. По сравнению с ним ковер Гестии, созданный в VI веке в Египте, кажется довольно новым.
В это время в Египте жили греки, а также евреи, сирийцы, копты и другие народы, находившиеся под влиянием греческой культуры и знавшие греческий: неслучайно все надписи на шерстяном панно выполнены на этом языке. В центре изображена богиня домашнего очага: под изображением видна подпись «Гестия, подательница благословений». В руках у богини гранат — символ этих благословений. Ее головной убор и серьги тоже в форме граната. Рядом с Гестией — две служанки и шесть ангелов, которые держат в руках диски со словами «радость», «много вкусной еды и питья», «процветание», «богатство», «благословение», «добродетель».
К моменту создания ковра христианство уже давно было официальной религией Византийской империи, однако старых богов никто не забыл. Видимо, ковер Гестии был подарком, который первые владельцы повесили на стену в своем доме наподобие иконы. Такие тканые иконы были и у христиан — например, ковры Богоматери и двенадцати апостолов, созданные в том же VI веке в Египте.
2 Байенский гобелен
На самом деле эта вышивка на льняном полотне, которую иногда называют Байенским гобеленом, не является ни ковром, ни шпалерой, ни тем более гобеленом. Тем не менее традиционно она называется именно так и используется в качестве настенного украшения. Вышивка эта необычайно длинная — почти 70 метров в длину (а в ширину чуть больше 50 см). На протяженном тканом фризе разворачивается рассказ о завоевании норманнами Англии в годах. Всего на панно изображено 70 сцен, в которых участвуют 623 человека, причем если в центральной части полотна происходят серьезные военные события, то наверху и внизу гобелен из Байё украшен фигурками животных, птиц и забавных человечков.
Очевидно, что такое монументальное произведение могло быть создано только по заказу богатого и владетельного патрона, однако его имя до сих пор неизвестно исследователям. По одной версии, это королева Матильда (ок. 1031 — 1083) — жена Вильгельма I Завоевателя, по другой — епископ Байё Одо (ок. 1036 — 1097), сподвижник Вильгельма. Неясно и то, где было выполнено панно — в Англии или во Франции — и для какого помещения оно предназначалось.
В 1729 году бенедиктинский ученый Бернар де Монфокон опубликовал в своем многотомном труде «Памятники французской монархии, составляющие историю Франции» первое научное описание вышивки, ежегодно выставлявшейся в местном соборе.
В начале XIX века панно конфисковали французы: в качестве пропаганды наполеоновского плана по вторжению в Англию гобелен решили повесить в Лувре. Но плану так и не суждено было сбыться. Панно вернулось в Байё и было вывешено в городской ратуше, где в 1867 году его могли видеть многие туристы, в том числе и Чарльз Диккенс. Впрочем, знаменитый английский писатель не был впечатлен и назвал вышивку любительской и очень слабой работой. Сегодня гобелен демонстрируется в специально созданном для него Музее гобелена Байё и считается одним из главных образцов норманнского романского искусства. Вышивка сохранилась практически целиком, и это, безусловно, чудо.
3 «Дама с единорогом»
В эпоху позднего Средневековья шпалерное искусство расцвело. В конце XV — XVI веке центром производства стала Фландрия. Именно там по картонам Картон — эскиз будущего ковра в натуральную величину. французских художников был создан этот цикл из шести шпалер с однотонным фоном, усеянным цветами. Такой вид ковров с изображением множества цветов и фигурок людей, зверей и птиц на синем или темно-розовом фоне называется мильфлеры — от французского mille-fleurs («тысяча цветов»).
Пять шпалер цикла посвящены пяти чувствам: зрению, слуху, осязанию, вкусу и запаху. На шестой — загадочная надпись «À mon seul désir», то есть «По моему единственному желанию». На каждой шпалере присутствует дама, по обе стороны от нее — лев и единорог. Благодаря гербам, изображенным на шпалере, удалось установить, что заказчиком цикла был Антуан II Ле Вист, вельможа, служивший трем французским королям — Карлу VIII, Людовику XII и Франциску I. Что происходило со шпалерами между XVI и XIX веком, мы не знаем, но известно, что в 1841 году главный инспектор исторических памятников Франции и по совместительству известный писатель Проспер Мериме обнаружил их в замке Буссак в довольно плачевном состоянии. Однако ни ему, ни Жорж Санд, описавшей эти шпалеры в романе «Жанна», не удалось ничего сделать для спасения таписсерии, которая продолжала покрываться плесенью на влажных стенах старого замка. Только в 1863 году удалось перевезти цикл в Париж и начать реставрацию.
Изящные шпалеры обыгрывают известный на протяжении всего Средневековья сюжет о том, что дикого единорога может укротить только девственница, к которой он приходит сам и послушно кладет голову на колени. И единорог, и лев предстают здесь почти домашними, прирученными животными. Так и человек должен приручить свои страсти и победить в себе животное начало. «Дама с единорогом» — ярчайшее произведение искусства XV века. Его адресатами были не клирики и не широкая публика, но придворные, погруженные в светскую жизнь, полную загадок, головоломок и намеков. Неслучайно исследователи до сих пор не могут разгадать смысл шестого панно со странной надписью. Возможно, имелось в виду шестое чувство понимания, о котором говорил в своих проповедях богослов Жан Жерсон , или отрицание страстей, к которым приводят все чувства на пяти других панелях. Кроме того, неясно, снимает дама ожерелье или надевает его, отдается страстям или отвергает их, а ведь от этого зависит символическое значение панно.
4 «Жизнь Людовика XIV»
В XVII веке центр производства шпалер переместился из Фландрии во Францию. В 1662 году была основана мануфактура гобеленов в Париже: одним из основных заказчиков был сам король Людовик XIV. Особенно популярные были ковры, изображающие мифологические, аллегорические и исторические сцены, пышные и яркие. Они отвечали как общему направлению искусства барокко, так и настроениям, царившим при французском дворе того времени.
В момент министр финансов Кольбер, среди прочего известный благодаря роману Александра Дюма «Виконт де Бражелон», и художник Шарль Лебрён, также бывший директором мануфактуры Гобеленов, решили запечатлеть на шпалерах события из жизни не Константина или Карла Великого, а ныне здравствующего монарха. Так появился цикл из 14 шпалер, известный под общим названием «История короля». Цикл начинается «Коронацией Людовика XIV», а заканчивается осадой города Доль. Впрочем, на панно изображены на только военные и дипломатические события: одна из шпалер запечатлела посещение Людовиком мануфактуры Гобеленов в Париже 15 октября 1667 года.
Дата визита выбрана не случайно: именно в 1667 году мануфактура братьев Гобелен была преобразована Кольбером в Королевскую мануфактуру гобеленов и мебели. Там производились не только шпалеры, но и самые разные предметы роскоши, которые поставлялись ко двору и были недоступны рядовым французам. Включив в цикл сюжет с посещением королем мануфактуры, авторы сделали производство шпалер частью истории Франции.
На шпалерах этого цикла главные сцены помещены в пышные цветочные бордюры, похожие на рамы у картин. В эпоху классицизма среди живописных жанров и видов искусства выстраивается определенная иерархия: историческая живопись выше натюрморта, а архитектура важнее, чем декоративно-прикладное искусство. Поэтому шпалеры все больше напоминают картины — более ценные, чем образцы декоративно-прикладного искусства.
5 Уильям Моррис. «Поклонение волхвов»
Шпалера «Поклонение волхвов» фирмы William Morris & Co. 1890 год Государственный Эрмитаж
Уильям Моррис, автор картона к этому гобелену, был одним из самых ярких прерафаэлитов Движение прерафаэлитов — направление в английской поэзии и живописи второй половины XIX века. В 1848 году художники Данте Россетти, Джон Эверетт Милле и Xолман Хант основали «Братство прерафаэлитов». Целью членов общества была борьба с условностями Викторианской эпохи, академическими традициями и бессмысленным подражанием классическим образцам. . Художник, поэт, основатель издательства Kelmscott Press и сооснователь знаменитого «Движения искусств и ремесел», Моррис сделал все возможное и невозможное, чтобы возродить искусство средневековой таписсерии.
Мальчик из богатой эссекской семьи (его отец занимался финансами), в 1852 году он отправился учиться в Оксфорд. Там он познакомился с Эдвардом Бёрном-Джонсом, Джоном Рёскином и другими энтузиастами средневековой истории и искусства. Вскоре, вместо того чтобы делать академическую карьеру, он стал изучать секреты ручного ткачества, мешать краски для пряжи, рисовать орнаменты и картоны для шпалер основанной им фирмы Morris, Marshall, Faulkner & Co.
В 1886 году Джон Лайтфут, ректор Эксетер-колледжа в Оксфорде, предложил своим бывшим студентам Уильяму Моррису и Эдварду Бёрну-Джонсу создать эскизы для шпалеры, которая украсит капеллу колледжа. Те с радостью согласились, и в 1887 году Бёрн-Джонс написал акварельный эскиз под названием «Вифлеемская звезда». По эскизу был сделан картон в натуральную величину. Моррис и Джон Дирл изменили некоторые цветовые сочетания и пририсовали цветы и детали фона, после чего к работе приступили три ткача. В 1890 году шпалера была окончена, но Лайтфут к тому моменту уже умер.
Моррис восхищался средневековыми шпалерами, и его «Поклонение волхвов» стало декларацией возрождения средневекового ремесла, утраченного в процессе технической революции. После первого заказа для Эксетер-колледжа в мастерской Морриса было выткано девять повторений шпалеры. Среди заказчиков были английский поэт Уилфрид Блант, Университет Манчестера, Итон-колледж, Музей искусства и ремесла Гамбурга. Шпалера, которую сегодня можно увидеть на выставке в Эрмитаже, была заказана в 1902 году коллекционером Сергеем Щукиным и до 1917 года находилась в его московском особняке. В годах, после закрытия Музея нового западного искусства, она поступила в Эрмитаж.
Сюжет поклонения волхвов часто встречается в позднеготическом шпалерном ткачестве. Как и шпалеры, созданные в период позднего Средневековья, работа Морриса и Бёрна-Джонса полна символов. Мы видим Иосифа, который встречает волхвов. У его ног лежит топор — символ его профессии, профессии плотника. Рядом Дева Мария с младенцем и архангел Гавриил в одежде, вытканной золотыми и серебряными нитями. Эта ткань очень похожа на европейские ткани XIV века, изображающие крылатых сфинксов в сиянии распростертых крыльев.
Вот волхвы. Каспар в просторных одеждах, намекающих на его восточное происхождение. Рыцарь Мельхиор — европеец среднего возраста, чей образ напоминает о Крестовых походах. Африканец Бальтазар в капюшоне, край которого украшен вышивкой с изображением срубленной ветви, пустившей ростки (символ успения и воскрешения). Вокруг фигур — множество других символических изображений. Розовый куст за спиной Иосифа и щеглы на ветвях символизируют Деву Марию. Под ногами у героев ковер из цветов: анемоны означают страдание, красные капельки на них — кровь Христа и мучеников, пострадавших за веру. Календула — афродизиак, тюльпаны — бренность земной красоты, голубой нарцисс — чистота и величие Девы Марии, фиалка и ирис — также символы Богоматери, красная гвоздика — кровь Христа и символ отваги. В центре у ног архангела мы видим корону в окружении цветов: это предсказание и намек на то, что в будущем Мария вознесется на небо и будет коронована.
Arzamas благодарит Татьяну Лехович за помощь в подготовке материала.