Японский сад
Японские сады как особый вид искусства сформировались в средневековый период и, соответственно, были частью духовного мира, в котором важное место принадлежало религиозным представлениям.
Японские сады: принципы построения ландшафта и философия.
С древних времен жители японских островов обожествляли все, что окружало человека. Божества ками присутствовали рядом с человеком, влияя на его жизнь во всех проявлениях. Позднее эти верования оформились в религиозную систему синто (Путь богов), где главным было единство природы и человека. В сочетании с пришедшим с континента в VI–VII вв. буддизмом японский культ природы во всех его проявлениях был поддержан учением о наличии «естества Будды» (буссё) во всех природных объектах. Так начало складываться идеальное представление о природе, эстетически отображенное в искусстве японского сада.
Вероятно, еще в VI–VII вв. японцы познакомились с образцами китайского садового искусства. Японские купцы эпохи хотели воспроизвести на родине удивившие их императорские сады, адаптировав их к своим климатическими и географическими условиями, а также к собственным представлениям о взаимоотношениях человека и природы.
В конце XII в. в Японии наибольшее влияние получила буддийская школа Дзен, поддерживаемая пришедшим к власти военным сословием. Главным методом познания в учении было не движение мысли, а интуиция, некое «внутреннее знание», свойственное человеку. Под воздействием Дзэн складывалось новое отношение к природе, и созерцание её становилось путем к постижению смысла учения.
Искусство расстановки камней (сутэ-иси) считалось главным в работе художника сада. Он должен почувствовать пластические возможности каждого камня, наиболее выразительно сгруппировать их, построить центральную и второстепенную группы, найти их точное соотношение и, таким образом, организовать пространство сада.
Сад Дайсэн-ин — одна из вершин в искусстве садов этого типа: камни и песок создают впечатление каскада с водопадом, перекинутого через пропасть моста, плывущего к «райским островам» корабля. Переданный белым гравием поток, узкий и стремительный, огибает скалы и устремляется к порогам. Поток олицетворяет жизнь человека, и каждый камень на его пути символизирует ее различные этапы.
Композиция сада — олицетворение пути постижения учения, прихода к истине сквозь преграды, но не физические, а духовные. Любой дзэнский сад создавал необходимую обстановку для самоуглубления, был своего рода камертоном для внутреннего настроя человека.
Сад Рёандзи, расположенный на небольшой прямоугольной площадке перед домом настоятеля монастыря, является еще одним примером японского сада камней. Ровная поверхность, засыпанная белым гравием, разделена специальными граблями на бороздки, которые идут параллельно длинной стороне сада, где расставлены группы камней, окруженные такими же бороздками и полосами зеленого мха. Это может напоминать и морские волны, омывающие скалистые острова, и пену облаков, над которыми возвышаются вершины горных пиков. Воображение зрителя может создать любой образ, но только общее впечатление покоя и тишины, равновесия и гармонии дает возможность сосредоточиться и обрести то спокойствие духа, при котором созерцание сада будет направлено не только вовне, но внутрь.
В XVI в. получает развитие еще одна форма дзэнского сада, связанная с культом чая или Путем чая (тя-до). Основные места в композиции сада занимали чайный домик (тясицу) и дорожка из камней (родзи), которая вела к чайному павильону, к сосуду для омовения рук перед началом церемонии и к каменному светильнику.
Особое внимание уделялось отбору камней для дорожки, их формам, силуэтам, размерам. Дорожка начиналась от ворот сада, и от ее устройства зависел ритм движения через сад. Благодаря художественно выстроенному пространству время прохода через сад становилось содержательной частью ритуала, формировавшим определенное настроение. Сад был призван способствовать духовной концентрации, не отвлекая яркостью цветов или замысловатостью композиции. Проходя через сад, человек должен был почувствовать отрешенность и одиночество, забыть о повседневной реальности, что и было главной целью всего ритуала.
В течение XVIII–XIX вв. в Японии появилось множество садов, в том числе и в разрастающихся городах. Яркая неповторимость произведений эпохи расцвета искусства садов исчезла, его законы и приемы стали общедоступными, что означало демократизацию этого вида творчества, возможность создания для человека своего сада. Это становилось частью образа жизни.
Европейцы впервые познакомились с эстетикой японского сада только в конце XIX в. с публикацией книги Джошуа Кондера «Ландшафтные сады Японии» (Landscape Gardening in Japan by J.Conder. Kelly & Walsh, 1893). Японские сады представлялись как воплощение учения о преобразовании композиции в поэзию или живописную картину. К недостаткам европейцы первоначально отнесли отсутствие практической пользы у неоспоримых художественных достоинств японского сада. Однако, уже в начале XX в. японские садовники приняли участие в создании более 200 садов в Великобритании. В 1937 году японский сад камней стал триумфатором знаменитой садовой выставки в Челси. В наше время японские сады с соответствующей ландшафтной скульптурой представлены практически на каждой выставке цветов в Челси.
В самой же Японии XX-XXI в.в. сад стал продолжением городской инфраструктуры – зданий банков, отелей, университетов и других общественных зданий. При устройстве садов стали использоваться материалы, присущие архитектуре – металл, бетон и стекло, в частности, при строительстве беседок и иных малых архитектурных форм для сада. При этом элементы традиционного японского сада бережно сохраняются и переосмысливаются ландшафтными дизайнерами.
В современных японских садах можно найти фонтаны и водопады, небольшие мостики, садовую скульптуру, скамьи, ландшафтные светильники и, конечно, сооружения и скульптуры из камня.
При всех изменениях идеалов, связанных с политическими, социальными, культурными условиями, современные японские сады продолжают сохранять овеществленную «память поколений» — национальную традицию отношения к природе как к ценности.
В поисках дзена: сад в японском стиле
Его сдержанная палитра, строгие формы и лаконичный декор создают умиротворяющую атмосферу и учат видеть глубину природной эстетики. Сад в японском стиле полон тайн и скрытых смыслов. О них и поговорим.
Японский уголок в Московском ботаническом саду
Истоки и философия
Родина первых уникальных садов Японии – остров Хонсю. В их дизайне отразились особенности островного ландшафта с вулканическими скалами, узкими долинами, извилистыми горными ручьями, каскадными водопадами, песчаными пляжами и уединенными озерами в окружении вечнозеленых растений. Эти природные сцены перекочевали в современные японские сады с их ключевыми элементами: камни, песок, вода, хвойные растения, мох.
Островной сад в старом Токио (1890г)
Ландшафтный дизайн в японском стиле формировался под влиянием трех религий:
- даосизм,
- буддизм,
- синтоизм.
Первые две пришли из Китая, а третья – зародилась в Японии.
Объединяющая их концепция легла в основу философии японского сада – стремление человека к единению с природой для достижения высшей мудрости (дзен) и самосовершенствования.
Мост из камней через тенистый пруд
Сюжеты и образы религиозных мифов отражены в планировке и элементах японского сада: высокие остроконечные валуны в ландшафте олицетворяют гору Шуми-сен (центр мира) из буддизма, фигуры священных в даосизме животных – черепахи и журавля – часто используют в декоре сада.
Важно: японский сад многое заимствовал у китайского, поэтому оба стиля нередко путают. Но в японском садовом ландшафте гораздо меньше красок, цветущих растений, декоративных объектов, проще формы и образы.
Принципы и правила создания
Сад в японском стиле подобен храму, где человек может обрести душевный покой, придаться размышлениям и молитвам. В нем нет пестрых куртин и обилия украшений – все предельно лаконично, упорядочено и естественно. Японцы издревле верили, что именно такой подход к жизни ведет к высшей мудрости и постижению дзен.
Большие валуны имитируют скалистую местность
Среди основных принципов сада в японском стиле:
- Подражание природе: сад – идеализированная модель природы, где камни изображают горы, кусты – леса, а пруд – моря.
- Минимализм: композиция строится по правилу «меньше – лучше».
- Таинственность: ландшафт открывается постепенно, многие объекты скрыты за холмами, гущей деревьев и строениями.
- Заимствованные декорации: учитывается живописный вид на дикую природу за пределами участка.
- Асимметрия: вместо прямых линий – изогнутые тропы, дуги мостов и скрытые садовые композиции.
Интересно: древние японцы верили, что изгибы и асимметрия в саду оберегают дом от злых духов, запутывая их путь.
Все объекты в японском саду лишены симметрии
- Нечетность и диспропорция: не должно быть четных и повторяющихся одинаковых объектов. Все они отличаются по форме, цвету, размеру или текстуре.
- Символизм: каждый элемент и его расположение имеет глубокий смысл – философский или религиозный.
- Историзм: потертые поверхности, состаренные материалы, обилие мха демонстрируют налет времени.
История развития
Японский ландшафтный дизайн формировался под влиянием религии и культуры Китая и Кореи. Уникальные японские сады появились ближе к 7-8 веку. Каждый исторический период страны внес свои коррективы в садовый дизайн.
Кэнроку-эн – один из самых знаменитых древних садов Японии
Камакура и Муромати
Факт: первые принципы японских садов изложены в сборнике по садоводству «Сакутейки» (700-800г).
После Второй мировой войны японские сады создавались не частными лицами, а организациями (банками, отелями, университетами). Сад был тесно связан со стилем архитектуры здания и окружающего ландшафта. В них стали чаще использовать современные строительные материалы (бетон).
Планировка
Помимо размеров участка, особенностей ландшафта, климата и расположения дома при планировке японского сада учитываются:
1. Точки обзора: с разных уголков сада должны открываться свои природные сцены, и садовые элементы не должны перекрывать друг друга или конкурировать.
Совет: визуально расширить сад позволят редкие насаждения на переднем плане и более густые – на заднем.
2. Композиционный центр: большой и эффектный садовый объект (пруд, каменная композиция, дерево), к которому ведут все остальные элементы сада, либо его обтекают. Он может состоять из одного или нескольких гармонично сочетающихся объектов. Располагать его нужно не в центре участка, а сбоку или ближе к концу.
Асимметричная композиция японского сада
Важно: в японском саду есть два приема планировки от центра: 1) с уменьшением композиции к краю (хорошо для маленьких участков), 2) распределение групп садовых элементов по всему ландшафту.
3. Асимметрию линий и плоскостей: все объекты не совпадают по размеру и форме, не размещаются параллельно. Это делает ландшафт более естественным и выразительным. Но слишком резких искусственных контрастов и переходов быть не должно.
Важно: каждая из плоскостей имеет свое значение: горизонталь символизирует движение и безмятежность, вертикаль – созидание, силу и ориентир к небу, а диагональ – стабильность.
4. Сочетание плавных и резких изгибов:
- S-образной линии: проявляется в форме русла ручьев, дорожек, границ водоема и каменных композиций; усиливает ощущение таинственности и глубины сада.
- Z-зигзага: используется для воссоздания скалистых горных ландшафтов, мостиков, в обрезке деревьев; создает контраст, добавляет динамики и силы в дизайн.
Совет: все границы оформляются плавными линиями без строгих геометрических форм.
Японские сады: история и элементы
Японские сады известны во всем мире своей красотой, сложностью и глубиной смысла. Строительство садов само по себе стало важной формой культурного искусства и является великим источником национальной гордости японцев и большим источником удовольствия для всех, кто посещает Японию.
Как и любой вид искусства, стиль и дизайн находились под сильным влиянием преобладающих философий и политики той эпохи. За последние 1000 с лишним лет японские сады создавались в самых разных стилях и служили разным целям: от прогулочных садов для отдыха феодалов в период Эдо до сухих каменных садов, используемых монахами дзен для религиозных медитативных целей.
Японские сады: история
Ранние японские сады (до 794 г. н.э.)
Одной из самых ранних садовых форм в Японии были священные места посреди природы, которые люди отмечали галькой. До того, как китайская культура была завезена в Японию, эту раннюю садовую форму можно было узнать в некоторых древних синтоистских святилищах, например в святилищах Исэ, здания которых окружены широкими галечными площадками.
Принятие китайской культуры и буддизма с 6 века сильно повлияло на дизайн японских садов. Сады строились при императорских дворцах для рекреационных целей, а именно для развлечения императора и аристократов. Фокусными точками часто были пруды и ручьи, которые пытались воспроизвести миниатюрные изображения известных пейзажей. Они содержали много буддийских и даосских элементов и отражали эти философии в своем дизайне.
К сожалению, ни один из этих ранних дворцовых садов, которым более 1500 лет, не сохранился. Однако, Сад Восточного дворца на площади Хейдзё был тщательно реконструирован на основе археологических находок в Наре и открыт для публики в 1990-х годах.
Японские сады в период Хэйан (794-1185)
В относительно мирный период Хэйан столица была перенесена из Нара в Киото, где аристократы посвящали большую часть своего времени искусству. Они начали строить сады Шинден в своих дворцах, большие сады, которые использовались для изысканных вечеринок и развлекательных мероприятий, таких как катание на лодках, рыбалка и другие развлечения.
Сады Шинден были подробно описаны в классическом романе «Сказка о Гэндзи». В садах, спроектированных по китайским замыслам, были большие пруды и острова, соединенные арочными мостами, под которыми могли проходить лодки. Покрытая гравием площадь перед зданием использовалась для развлечений, а один или несколько павильонов простирались над водой.
Сад Рицурин, датируемый 1625 годом, несет в себе множество влияний периода Хэйан.
Японские сады в периоды Камакура и Муромати (1192-1573 гг.)
В начале периода Камакура политическая власть в Японии перешла от аристократического двора к военной элите. Военные правители приняли недавно введенный дзен-буддизм, и господствующая философия правящего класса перешла от потребления и отдыха к дисциплинированному мышлению. Концепции дзен-буддизма оказали сильное влияние на дизайн сада.
Сады больше не строились как продолжение аристократических дворов, а пристраивались к храмовым зданиям, чтобы помочь монахам в медитации и религиозном продвижении, а не в развлекательных целях. Сады также стали меньше, проще и минималистичнее, сохранив при этом многие из тех же элементов, что и раньше, такие как пруды, острова, мосты и водопады.
Самым экстремальным шагом в сторону минимализма стал Сухой сад Каресансуи , в котором для представления всех элементов садового ландшафта используются только камни, гравий и песок. Они по-прежнему пытались изобразить знаменитые пейзажи, но вода символизируется как расположением каменных форм, образующих сухой водопад (каретаки 枯滝), так и узорами, вырытыми в песке, чтобы создать сухой ручей (каренагаре 枯流).
Из-за отсутствия цветущих растений монохромная природа садов была намеренно похожа на монохромные пейзажные картины тушью, в частности, на картины китайской династии Северная Сун (960–1126). Как и картины, сады предназначены для просмотра с одной сидячей перспективы, что сильно отличается от прогулочных садов отдыха, которые были до них.
Лафкадио Хирн был греком по происхождению, но вырос в ирландии, и стал писателем, который, прожил год в Нью-Йорке, переехал в Японию на остаток своих дней, став гражданином Японии и взял имя Коидзуми Якумо. Известно, что он достиг высокого уровня свободного владения японским языком и написал много книг, описывающих японскую культуру, как она понимается с точки зрения постороннего. Таким образом, он помог многим японцам лучше понять суть того, что значит быть японцем, и поэтому он, пожалуй, самый знаменитый и исторически значимый из всех иностранных писателей в Японии. На тему японских садов камней он писал:
«Чтобы постичь красоту японского сада, надо понять — или хотя бы научиться понимать — красоту камней. Не из камней, добытых руками человека, а из камней, созданных только природой. Пока вы остро не почувствуете, что у камней есть характер, что у камней есть тона и значения, весь художественный смысл японского сада не может быть раскрыт вам. Не только каждый камень выбран с учетом его особой выразительности формы, но и каждый камень в саду или около помещения имеет свое отдельное и индивидуальное имя, указывающее на его назначение или его декоративную функцию». Лафкадио Хирн (1850-1904)
Многие из оригинальных садов этого периода до сих пор сохранились в Японии, особенно в ведущих дзэнских храмах Киото , таких как Рёандзи , Дайтокудзи , Тэнрюдзи и Кокедера . Некоторые более старые образцы также можно найти в Камакуре , в том числе ранние сады дзэн Дзуйсэндзи и Кэнтёдзи .
Сухой сад Каресансуи (Храм Рёандзи в Киото)
Японские сады в период Адзути-Момояма (1573-1603 гг.)
Чайные сады (чанива) уже появились в предыдущие периоды, но достигли пика своего развития в период Адзути-Момояма, когда современные чайные мастера усовершенствовали их дизайн. Они были пропитаны духом «ваби-саби» или деревенской простоты, за что и известны сегодня.
Чайные сады просты и утилитарны, часто с каменной дорожкой, ведущей от входа в чайный домик. Для освещения и декоративных элементов использовались каменные фонари, а для ритуального очищения используется умывальник (цукубай). Сегодня в Японии можно найти множество чайных садов, хотя многие из них включены в более крупные сады.
Японские сады в период Эдо (1603-1867)
В период Эдо дизайн сада отошел от минимализма периода Муромати, поскольку правящий класс заново открыл для себя свою склонность к экстравагантному дизайну, потреблению и отдыху. Результатом этой измененной культуры стало создание множества больших прогулочных садов с прудами, островами и искусственными холмами, которыми можно было любоваться с разных точек по круговой тропе. Многие прогулочные сады также включали в себя элементы более простых чайных садов и даже использование больших камней, унаследованных от периода Муромати.
Региональные феодалы устраивали прогулочные сады как в своих родных городах, так и на своих второстепенных виллах в Эдо (современный Токио). Поэтому прогулочные сады сегодня обычно можно найти в бывших замковых городах и разбросанных по Токио. Среди самых знаменитых прогулочных садов — Кэнрокуэн в Канадзаве , Коракуэн в Окаяме , Рицурин Коэн в Такамацу, Императорская вилла Кацура в Киото и Рикугиэн и Коисикава Коракуэн в Токио .
Напротив, Цубонива — это небольшие сады, ставшие популярными среди городского населения. Цубо — это единица измерения внутренней площади, которая до сих пор используется при аренде недвижимости в Японии. Цубонива были размером с 2 цубо (четыре татами), и эти мини-сады часто заполняли дворовые пространства внутри зданий или между таунхаусами.
Подобно дзен-садам из гальки и камней, в них нельзя было смотреть извне и в них нельзя было входить, но это было в основном из-за их ограниченного размера, а не из-за посреднических целей. Они содержали декоративные элементы, часто включающие небольшой водный объект, и обеспечивали свет, свежий воздух и прикосновение к природе посреди традиционных домов, которые часто находились в густонаселенных районах.
Цубониву можно увидеть в некоторых исторических торговых резиденциях, открытых для публики. Они также остаются популярным типом сада сегодня среди людей, которые хотят включить в свой дом небольшую зеленую зону, но не могут позволить себе роскошь большого пространства.
Современные японские сады (с 1868 г. по настоящее время)
В период Мэйдзи Япония вступила в эпоху быстрой модернизации и вестернизации, и было построено множество городских парков в западном стиле. Многие из ранее частных прогулочных садов были открыты для публики. Строительство новых садов, ранее инициированное аристократической, военной элитой, буддийскими монахами и феодалами-самураями, теперь было инициировано политиками и промышленниками.
Новые частные прогулочные сады, которые часто содержали элементы западного садоводства, такие как клумбы и обширные открытые лужайки. Многие из этих садов были построены в новой столице Токио, например, Киёсуми Тейен.
Некоторые современные садовые дизайнеры также пробовали свои силы в создании более традиционных типов японских садов, хотя они часто включали в них некоторые новые идеи. Хорошими примерами являются дзенские сады храма Тофукудзи в Киото и каменный сад позади храма Конгобудзи в Коясане, которые датируются 1930-ми годами, или даже более поздние сады Художественного музея Адачи недалеко от Мацуэ.
Художественный музей Адачи недалеко от Мацуэ
Любая поездка в Японию, без сомнения, будет включать в себя посещение какого-нибудь японского сада. Посещения лучших садов Японии, могут перенести вас в прошлое, демонстрируя лучшее из всех четырех времен года.
Японские сады: элементы
Привычная красота садов основана на изобилии растений, деревьев и цветов. В японских садах это не так. Для большинства видов японских садов растения также очень важны, но не являются самым важным их элементом.
Японские сады характеризуются, помимо прочего, гармонией, пространством, специфическими линиями, ощущением ваби и саби, замкнутой частной жизнью . Для этого используются элементы и аксессуары. Они смешиваются друг с другом таким образом, что вместе достигают баланса, линии и ощущения медитации в пространстве сада. Каждый элемент имеет разное значение и может символизировать множество вещей. Можно сказать, что в японском саду нет ничего случайного.
Вода является одним из основных элементов всех стилей японских садов , за исключением так называемых сухих садов дзен. Вода в садах дзен показан другими элементами: песком, гравием, камнем. И большие, и маленькие озера представляют собой океан или море.
Ручьи и водопады
Ручьи и водопады в японских садах
Ручьи и водопады привносят в пространство движение и звук. Звук может быть неотъемлемой частью японских садов, а также визуальными элементами.
Острова
Японские сады: острова
Острова — еще один традиционный элемент японских садов. Они могут быть обозначены только большим камнем или настолько большими, что на них можно построить павильон. Некоторые из них могут быть созданы в виде черепахи или журавля, символов долголетия и здоровья или священной мистической горы Хорай.
Мосты
Японские сады: мосты
Мост в японском саду часто символизирует путь в рай и бессмертие. Однако он также часто соединяет материк с островом и позволяет любоваться красотой сада. Мосты могут быть каменными, деревянными, арочными, плоскими, в зависимости от стиля сада. Некоторые деревянные мосты окрашены в красный цвет, но это больше связано с китайской традицией.
Бамбуковые фонтаны содзу
Японские сады: бамбуковые фонтаны
Бамбуковые фонтаны, известные как содзу, привносят в сад, помимо прочего, элемент звука (точно так же, как водопады).
Рыба и карп кои
Японский карп кои
Японский карп кои и другие рыбы привносят в водное пространство удивительные краски и жизнь.
Камень
Песок, гравий и камень в японских садах
Камень — еще один неотъемлемый элемент японских садов. Преимущественно в садах в стиле каресансуи – сухих садах, широко известных под названием дзен-сады . Песок, гравий и камень могут быть даже единственными элементами, представляющими образ всего ландшафта, океана (песок или гравий), островов, скал и гор (камни разных размеров).
Ступеньки
Маршруты и дорожки в траве, по песчаному или гравийному «океану», а также по настоящему водному пространству. Ступени — т.е. плоские камни – еще один элемент, который можно найти в каждом японском саду. Несимметричная примерка позволит вам испытать ощущение гораздо больших расстояний.
Каменные фонари
Японские сады: каменные фонари
Хотя каменные фонари не были неотъемлемым элементом японских садов, в западном мире они стали их символом. И действительно, не так много садов в японском стиле, где не было бы хотя бы одной из многочисленных вариаций каменных фонарей. Они также часто используются для создания ощущения ваби .
Каменные статуи
Статуи в японских садах
В японских садах присутствует вездесущая идея буддизма. Поэтому неудивительно, что здесь также можно найти статую Будды. В основном неприметно размещены и часто покрыты мхом, что опять-таки привносит в сад ощущение ваби-саби. Помимо классического Будды здесь также можно было найти статую одного из самых популярных деятелей японского буддизма – Дзидзо Босацу (Бодхисаттвы). Он особенно известен как защитник умерших детей.
Заборы и ворота
Наличие сада, открытого для остального мира, очень редко встречается в японских садах. Японский сад часто окружен стенами или бамбуковыми заборами, которые мешают тщательно продуманному балансу с внешним миром. А забор включает в себя ворота, которые являются как символическим, так и фактическим интерфейсом внутреннего и внешнего мира.
Ворота в японские сады
Чайные домики и павильоны
Чайные домики и павильоны в японских садах
В прошлом многие типы садов были спроектированы так, чтобы их можно было увидеть изнутри здания, такого как дворец или храм. В настоящее время небольшие постройки, такие как павильоны и чайханы, являются одним из элементов сада.
Деревья и растения
Деревья и растения не самый важный элемент японского сада. Тем не менее, для большинства стилей выбор и композиция отдельных деревьев, кустарников, растений и мхов очень важны. Но это уже тема для другой отдельной статьи.
♂️Хочешь выучить японский язык❓
Забирай лучший вариант обучения по самой привлекательной цене в интернете. Расширяй границы собственных возможностей и открывай для себя новые способы заработка
Сад в японском стиле: принципы построения, концепция и идеи
Кто не мечтает о традиционном японском саде? Компактный, яркий и уютный, он способен придать любому уголку участка уникальность и передать традиции востока.
Японский стиль как ландшафтное направление возник в 8-18 веке, позаимствовав основы у Китая. Главные отличия в оформлении стилей — пространство. В Китае ландшафтный стиль — это всегда парки и обширная территория. В Японии же принято минимизировать пространство. Но всё же, величественные дворцы и храмы также нуждались в благоустройстве, поэтому на сегодняшний момент сад в японском стиле может быть:
— для жилых помещений
— сады для чайных церемоний
Дворцовые территории подразумевают под собой огромное пространство для восстановления сил и прогулок, поэтому часто на них можно увидеть пересечение множества дорожек и небольшие павильоны, которые помогают созерцать красоту вокруг. Храмовые же предназначены больше для медитаций и созерцания, поэтому ландшафт отличается умиротворенностью и изыском.
Сады для жилых домов всегда примечательны маленькими размерами (3-5 метров) и часто являются копиями ландшафтов. А вот территория для чайного домика представляет собой как бы проход от повседневности в духовный мир, поэтому он должен быть декоративен круглый год. По весне это плодовые деревья и кустарники, летом — самые красивоцветущие цветы, по осени территорию должен украшать клен, а зимой — красивое сплетение ветвей. И только где-то в глубине сада можно заметить тропку, которая ведет непосредственно к домику. Символика японского сада поражает воображение: тут и простор, и игра цвета, и традиции со своим смыслом, и гармония. Сам чайный домик небольших размеров с заниженным дверным проемом, который каждого гостя заставляет приклониться, тем самым намекая на равенство всех людей.
Есть и другие категории японского стиля:
По типу рельефа:
По типу доминирования композиций:
По сложности исполнения:
— «син». Сад, наполненный различными композициями: камни, вода, мох и т.д.
— «со» Неполная форма, при которой используются отдельные декоративные элементы, но они обязаны составлять гармоничную общую картину, а также быть целостностью по отдельности.
— «ге» В таком саду за основу берутся одиночные элементы, которые вместе создают целостную картину. Весь ландшафт вокруг как бы является частью главных акцентов.
Кокэдэра или «сад мхов». Считается самым древнейшим садом, возведенным еще в 14 веке. Основная цветовая палитра — зеленые оттенки — успокаивающие и умиротворенные. Посреди сада — озеро с небольшими островками, которые создают атмосферу покоя и уединения.
А вот самый знаменитый сад камней — Тэнрюдзи в Киото состоял преимущественно из кустарников и камней, которые располагались так, чтобы они сменяли друг друга цветением круглый год. Очень часто сад камней представляет собой территорию, засыпанную гравием, создающим геометрические поверхностные волны, напоминающие море.
Если сад камней находится на территории храма, служители каждый день по несколько раз выравнивают волны и дорожки, чтобы не нарушилась целостность линий. Каждый наблюдающий в разное время года и при уникальном освещении видит в этих композициях что-то индивидуальное и уходит в глубокие размышления.
Сад воды. Согласно древней религии Японии — синтоизму, всё вокруг: камни, растения, водоемы являются обитанием невидимых духов — ками. Сад воды, прежде всего, это умиротворение и покой: пруды, водоемы, журчание воды, шепот пересекающихся потоков. Считается, что вода отгоняет злых духов, помогает разгрузиться от повседневности и вносит в сознание просветление. На сегодняшний день в Японии сохранилось множество садов воды, таких как Сюгаку-ин, сад дворца Кацура, Кинкакудзи. Все они находятся под охраной и надзором.
Каковы же основные принципы и правила при создании сада в японском стиле?
Так как японские традиции складывались веками, дизайн японского сада представляет собой сложную систему, в которой любой отдельный элемент и композиция по-своему важен и несет в себе особый смысл. Главная цель — добиться максимальной гармонии и создать пространство для созерцания красоты.
1. Принцип простоты и максимальной отдачи. Японцам нет равных в создании минималистичных садов, несущих необъятность мироздания. Увидев маленький японский сад, можно окунуться в атмосферу, наполненную легендами, традициями и духовностью.
2. Естественность на первом месте. В Японии природа и всё что ей создано считается идеальностью. Её можно довести до совершенства, внести индивидуальность, но нельзя создать. Так, например, вы никогда не увидите в японском стиле водоемы квадратной или прямоугольной формы.
3. Асимметрия. Композиции и элементы декора в пространстве располагаются ассиметрично. Даже при стрижке растений японские садовники держатся данного принципа, подстригая крону неравномерно.
4. Вода. В большинстве садов водоем — незаменимая часть ландшафта, так как вода символизирует жизнь и перемены. Это своеобразный «двигатель» сада, на котором основываются многие концепции.
5. Нечетные числа. Всё, что в множественном количестве присутствует в саду должно быть нечетным. Это заимствовано, прежде всего, из религии японцев, которые к слову очень суеверны и верны религии.
6. Естественная цветовая палитра. В японском стиле зеленый цвет является доминирующим, вы не найдете в нем преобладание другой гаммы, поэтому основные акценты создаются благодаря экспериментам с текстурой хвои и листьев. Цветовые акценты часто используются только для подчеркивания сезонов года.
7. Больше свободного пространства. Чтобы самостоятельно добиться должного эффекта в создании японского сада, необходимо помнить о пространстве. Никакой пышности и шика — пространство должно олицетворять свободу.
8. Садовые дорожки. У многих садоводов возникают вопросы именно на данном этапе построения японского сада. В Японии дорожки часто являются не только элементами зонирования, но и произведением искусства. Часто это плавные волнообразные тропы, которые при каждом повороте открывают взору что-то новое.
9. Уединение. Как мы разобрали выше, японские сады часто используют для осмысления жизни, медитаций и уединения. Именно поэтому часто их скрывают от чужих глаз, чтобы подчеркнуть атмосферу.
10. Направленность. Психологически, так уж сложилось, что взгляд человека имеет направление: слева направо. Данное правило также работает при расположении элементов, не стоит о нем забывать. Например, правильно составленная композиция из камней, играющая со взглядом зрителя, способна внести глубину в любое пространство.
Самые главные принципы мы разобрали, но всегда стоит помнить, что наша цель не скопировать японский сад, а сотворить что-то особенное, уникальное и индивидуальное, не теряя традиции и духовность Японии, даже если элементы считаются не слишком характерными для стиля.
Цель и направление японского сада.
Японский сад — это уникальное произведение искусства в ландшафтном благоустройстве. Природа для японцев с древних времен символ красоты, умиротворения. Религии, философии и идеи плотно пересекаются с окружающим миром. Прежде всего, это скрытый от повседневности уголок, который помогает помедитировать, привести мысли в порядок, полюбоваться красотами и обрести покой. Всё, что скрыто в природе обладает магическими силами, которые направляют каждого человека на свой путь. Природа помогает познать себя, так как является фундаментом человечества. Сад — особое место для любого японца, что и пытаются интерпретировать архитекторы японского стиля.
МАФы японского сада.
Камни в японском саду.
При создании любого сада основой является скелет, состоящий из основных элементов и второстепенных, которые служат дополнением. Камни — и есть скелет японского сада. Ещё с давних времен они символизируют мужское начало «янь». Разнообразие форм, размеров и текстуры камней помогают проявить самую смелую фантазию: и высокие вертикальные, и низкие вертикальные, арочные, лежачие, круглые, с углами — на любой вкус и цвет. Возвращаясь к принципам японского сада, напоминаем, что лучше использовать их в нечетном количестве: 3,7,9. И обязательно экспериментируйте с размерами: так получится изысканнее и интереснее.
Камни подбирают по форме, цвету, структуре. Необходимо обратить внимание не на искусственные, обработанные камни, а на естественные формы, которые встречаются в природе. Идеально смотрятся необычные камни, имеющие отверстия, слегка покрытые естественной ржавчиной или мхом, а также подводные представители — из рек и озер. Для усиления эффекта их располагают с наклоном к земле или слегка присыпают грунтом.
Вода в японском дизайне.
Как мы говорили ранее, водной глади японцы придают особое значение. Если камень характерен для мужского начала, то вода это женское «инь». Это символ жизни, движения и покоя одновременно. Вода в японском саду реализуется в качестве пруда, ручья или водопада. Также уместно использовать «сухой ручей», но не допускается оформление фонтанами неестественной формы.
Пруд. В основном им оформляют большие сады. Форма — естественная, со своими закругленными краями и впадинами. Уровень водной глади должен совпадать с берегом, исключая применение облицовки. Берега декорируются в естественном стиле, создавая зеркальные картины на поверхности воды.
Ручей. Требует гораздо меньшей площади, может характеризоваться спокойным штилем, или бурным течением.
Считается самым популярным водоемом. Обратите внимание на предложения на рынке: есть водопады и переносные, и для маленьких садов — главное, чтобы присутствовал шум воды. Очень часто для его оформления применяется один основной камень, по которому течет струя воды и два более компактных камня, которые имитируют русло.
Сухой ручей в японском стиле.
Доступная альтернатива водоему. Он может быть как спокойным, так и раскрываться в бурный поток. Для этого нужно просто расчистить площадку и высыпать гравий или щебень, нанеся граблями рисунок.
Японский сад — растения, как переход от одного сезона к другому.
Как и во многих садах, растения несут в себе какую то смысловую нагрузку. Их подбирают не только с учетом микроклимата, но и для передачи решений и идей. Задача растений японского сада — передать смену времен года. При выборе саженцев помните, что японцы очень редко используют экзотические растения, выбирая преимущественно знакомых, местных представителей. Несмотря на то, что в средней полосе многие из этих растений не смогут комфортно произрастать и зимовать, всегда можно подобрать аналоги, которые прекрасно впишутся в композицию и не доставят особых хлопот.
Дорожки в японском стиле.
Извилистые тропы также являются скелетом сада. Они уводят человека в самые удивительные уголки территории, направляя его взор и как бы управляя временем. Дорожки в японском саду могут быть из любого материала, различных форм и размеров для каждого участка. В основном это камни, но могут использоваться и спилы, бревна и доски. Независимо от того, какой формат вы выбрали, дорожки не должны быть с резкими поворотами и углами.
Не менее важный декор японского сада — фонари.
Игра цвета, форм и оттенков… Как же приятно ходить вечером среди фонарей! Их используют в композициях с дорожками, растениями, камнями. Рынок на сегодняшний день предлагает огромный выбор освещения: и скрытые от глаз светильники, и величественные царские подсвечники, и открытые фонарики, напоминающие по форме домики — на любой вкус. При установке стоит обратить внимание на то, что японские фонари для сада применяются не только в качестве украшения, но и раскрывают вечерний сад, подчеркивая изящность и уникальность.
Ограждения в японском саду.
Не менее важным в саду является зонирование. Разделить участок на зоны, чтобы не спеша гулять по нему и открывать новые границы — затруднительный, но увлекательный процесс. В японском саду часто используются бамбуковые заборы, изготовление которых в Японии считается особым искусством. Также стоит обратить внимание на заборы из плетеной ивы.
Арка на входе в японский сад.
Будет намного интереснее, если вход в ваш японский сад будет украшать арка. Главное — грамотно подобрать для нее место. Беседки и другие сооружения для отдыха часто располагают на открытом пространстве, чтобы подчеркнуть их выразительность. Они могут реализоваться как из дерева, так и быть плетеными из бамбука. Очень ценится в оформлении зон отдыха — простота, без малейшего намека на излишество.
Декоративный мостик в ландшафтном дизайне японского сада.
Декоративный и функциональный мостик — очень изящный элемент декора, который притягивает к себе взгляды. Как только речь заходит о японском мостике, представляется изогнутый небольшой красный мост, но таковой можно отнести больше к китайскому. Для японского стиля больше характерны зигзагообразной формы или подвесные мосты из бамбука, камня или дерева.
Как мы говорили выше, для японского сада очень большую роль играет свободное пространство и чем его больше, тем гармоничнее выглядит окружение. Как правило, пустоты заполняются мхом, корой, или низкими, неброскими почвопокровными растениями.
Главные правила построения японского сада.
Для создания настоящего японского сада нужно запомнить несколько особенностей размещения основных элементов. Если вы будете им следовать, то вы не ошибетесь.
1. Дизайн должен соответствовать и подчиняться саду, а не наоборот.
2. Необходимо найти единственно правильное место всем элементам сада: камням, деревьям, декоративным украшениям.
Пользуясь этими простыми правилами, вы с легкостью создадите на вашем участке ландшафтный дизайн, японский стиль которого будет многие годы вызывать восторг у вас и ваших гостей. И помните: красивый сад — это ухоженный сад. Как бы вы не разместили растения, композиции и элементы, следите за их внешним видом и ваш сад станет завистью соседей. Если у вас по каким либо причинам не получается спроектировать японский сад или не хватает времени, вы всегда можете обратиться к нам за помощью и наша команда профессионалов с удовольствием создаст атмосферу Японии на вашем участке. Подробнее об услуге «Ландшафтный дизайн»