Разница между поребриком и бордюром
Бордюрные камни отделяют проезжую зону, тротуары и клумбы во всех населенных пунктах. В зависимости от способа укладки конструкции называют либо бордюром, либо поребриком. Некоторые люди используют одно название для всех видов разделений, однако это не совсем корректно. Для изготовления конструкций используется один и тот же материал, однако разница между терминами все же есть.
Что это такое?
Достаточно заглянуть в ГОСТы, чтобы точно разобраться в тонкостях конструкций. Поребрики и бордюры используются для того, чтобы разграничивать различные участки. Например, конструкция может отделять проезжую часть от пешеходной зоны или тротуар от клумбы. Есть точные определения терминов.
- Бордюр – камень для разделения 2 и более зон. Перед установкой в земле делают углубление, так называемое корыто. Плита утапливается в землю. Сам бордюр всегда идет вровень с асфальтом, плиткой, землей или любым другим материалом.
- Поребрик – камень для разделения нескольких площадок. Перед установкой делать углубление в земле не обязательно. Нижняя часть не должна утапливаться в почве. Однако поребрик всегда выступает над уровнем обеих зон, для разделения которых устанавливается.
Стоит отметить, что сам термин «поребрик» происходит из русской архитектуры. В далеком прошлом особую кирпичную кладку использовали для украшения фасадных частей церквей. Один ряд прямоугольников укладывался ребром.
Это были декоративные кирпичи, которые просто улучшали внешний вид.
Бордюры же придумали древние римляне, чтобы защитить свои дороги от быстрого разрушения. Укладывались камни высотою около 50 см.
Уже в XIX веке появились декоративные растительные бордюры. Обычно они разделяли дорожки и газоны, клумбы.
Выходит, что изначально поребрики были каменными и высокими, а бордюры вовсе представляли собой живые растения. Сегодня же технологии развились до такой степени, что обе конструкции могут быть сделаны из бетона, мрамора, металла, дерева, пластика и других материалов. На улицах городов обычно устанавливают ограждения серых тонов, однако стоит отметить, что цвет может быть абсолютно любым и зависит непосредственно от материала. Самый широкий выбор при отделении элементов ландшафтного дизайна. В этой сфере прочность не имеет значения.
Основные различия в характеристиках
Разделительный элемент называют бортовым камнем. Этот материал делят на 3 вида в зависимости от сферы использования:
- дорожный – для обрамления проезжей части;
- тротуарный – для окаймления пешеходных зон;
- декоративный – для обрамления клумб и других элементов ландшафтного дизайна.
Есть отличия и в размерах. Самые большие камни используются для отделения проезжей части от других зон. У них важная функциональная задача. Дорожный камень защищает покрытие от быстрого износа и пешеходов от наезда автомобилей. Другими словами, такая конструкция должна иметь возможность затормозить машину, которая может вылететь на тротуар.
Материал для обрамления пешеходных зон менее габаритный. Он нужен для уменьшения износа вымощенного плиткой участка. А также конструкция предотвращает разрастание растений. Иногда тротуарный камень даже заменяют декоративным и наоборот. Последний вид конструкции используется исключительно для ограждения и дополнительного украшения предметов ландшафтного дизайна.
Поребрик различается в зависимости от формы верхнего ребра. Оно бывает:
- квадратное (под прямым углом);
- наклонное под определенным углом;
- округлое с 1 или 2 сторон;
- D–образное;
- с плавными или резкими границами наподобие волны.
Бордюр обычно имеет высоту в диапазоне 20–30 см, ширина зависит от сферы использования и колеблется в пределах 3–18 см. Поребрик обычно имеет длину 50 или 100 см. Иногда камни ломают перед установкой, чтобы получить мелкие элементы. Размер напрямую зависит от того, где будет устанавливаться материал. Разные блоки используются в зависимости от способа монтажа, вручную или с техникой.
Бордюр и поребрик могут быть изготовлены из материала любого цвета и с различными свойствами. Это будет напрямую влиять на характеристики и сферу использования. Самых популярных вариантов несколько.
- Гранит. Материал имеет широкую цветовую палитру и относится к классу элитных. Обычно применяется в скверах и парковых зонах. А также такие камни приобретают для частных особняков.
- Бетон. Низкая стоимость делает этот материал наиболее популярным. При этом его можно изготавливать разными способами, что будет влиять на основные физические свойства. Обычно встречается в населенных пунктах для разделения различных зон.
- Пластик. Гибкий и износостойкий материал. Обычно используется при оформлении элементов ландшафтного дизайна.
Технология производства бетонных плит может отличаться, но всегда соответствует ГОСТу. Предусмотрено 2 варианта.
- Вибролитье. Так делают прочные камни, при изготовлении материал получает мелкопористую структуру. Бетонные плиты получаются правильной формы и размера. Верхняя часть всегда имеет облицовочную и внутреннюю стороны.
- Вибропрессовка. Камни получаются менее опрятными, могут иметь сколы и небольшие трещины. Внутри образуются пустоты, из-за этого материал более подвержен внешним воздействиям и имеет низкую прочность. Единственным преимуществом можно считать небольшую стоимость таких изделий.
Бордюр и поребрик могут быть изготовлены путем вибролитья или вибропрессования. Любой бортовой камень имеет 1 из 3 маркировок.
- БкР – форма имеет радиус. Применяется для дорожного полотна на поворотах.
- БкУ – форма предназначена для обрамления пешеходных и велосипедных зон.
- БкК – особая конусовидная форма.
Чем еще поребрик отличается от бордюра?
Принципиальная разница заключается в способе укладки. Так, при установке бордюра камень идет заподлицо, а при монтаже поребрика материал укладывается ребром, которое возвышается над поверхностью. При укладке соблюдают основные моменты.
- Сначала следует сделать траншею. При установке поребрика глубина должна быть равной 1/3 от высоты камня. Если планируется укладка бордюра, то траншея роется практически на всю высоту материала.
- Важно качественно утрамбовать землю в траншее.
- Кольями и нитью следует провести предварительную разметку. При натяжке рекомендуется использовать строительный уровень.
- Нужно укрепить конструкцию. Для этого используется сухая смесь песка и цемента в соотношении 3:1. Стоит равномерно засыпать дно траншеи.
- Нить поднять для установки поребрика или опустить для монтажа бордюра так, чтобы обозначить высоту конструкции.
В дальнейшей установке нет различий. Следует приготовить цементный раствор, уложить камни и заделать швы. Стоит отметить, что сначала надо поставить конструкцию, а потом укладывать плитку. Швы не должны превышать 5 мм.
Если же поребрик или бордюр возводится вокруг клумбы, то после высыхания раствора можно привалить его землей для красоты.
Бордюр имеет больше функциональной ценности. Прочные плиты не только украшают пространство, но и предотвращают разрастание растений там, где не надо. Качественно установленная конструкция может предотвратить осыпание земли и расплывание покрытия. Если дорожка с 2 сторон имеет плиты, она прослужит намного дольше, чем такая же, но без бордюра.
Согласно ГОСТу оба вида конструкций устанавливаются в разных зонах. Бордюр максимально эффективен при разделении газона и тротуарной зоны. Камни предотвращают разрастание растений в этом случае. А также эффективно использование для зонирования пешеходной зоны и проезжей части, ведь речь идет о безопасности людей и сохранности дорожных покрытий.
Поребрик разделяет уличные площадки. Речь о тротуарах, стоянках для машин, местах для отдыха. В этих случаях лучше всего проявляются эстетические свойства поребрика. Функциональное назначение особо заметно при обрамлении велосипедных зон. Такое возвышение не даст выехать на пешеходную зону.
Основные отличия, функции тротуарного и дорожного бордюра
Ремонт дорожного полотна предполагает возведение бордюра. Это правило распространяется на разные типы покрытий. В рамках данной статьи разберемся в основных функциях и отличительных особенностях тротуарного и дорожного бордюров. Вся продукция нашей компании «Ярбрусчатка» изготавливается по ГОСТ 6665-91 и имеет стандартные размеры, даже если производитель разный. В зависимости от технологии изготовления все бордюры классифицируются на вибролитые и вибропресованные.
Дорожный бордюр (магистральный)
Магистральные бордюры имеют большую ширину, высоту. Их длина составляет 100 см, а высота 30-45 см. При производстве применяется армирование. Используется марка бетона М250, М400. Масса определяется особенностями применяемых материалов и варьируется в пределах 120-190 кг. Дорожные бордюры менее громоздкие, их длина ровна метру, а ширина и высота 30, 15 см. Средний вес 100 кг.
Дорожный бордюр необходим для укрепления проезжей части, транспортной развязки, остановок, при возведении стоянок, мостов и магистралей. Бордюр магистральный отличается повышенной прочностью. Именно поэтому он часто используется для наиболее загруженных дорог и скоростных магистралей. Кроме того, продукция облегчает труд рабочих, которые без дополнительных усилий могут убрать мусор с проезжей части.
Тротуарные бордюры
Бордюр производится в виде прямолинейного камня. Ширина, высота тротуарных бордюров в три раза меньше дорожных. Их длина составляет 50-100 см, а высота — 20 см. Ширина маленьких бордюров составляет 4,5 см. При производстве применяется бетон марки М200. Средний вес – 50 кг. Применяются для разделения площади на зоны, где нет проезжей части.
Тротуарный бордюр имеет еще одно название – поребрик. Это незаменимое решение для отделения пешеходной зоны от клумб, газона. Для применения у проезжей части такого вида изделия не подходят, так как они не предназначены для больших нагрузок, и если их применить, то срок их службы будет короткий. Их ведущая опция — это облагораживание территории.
Такой бордюр изготавливается из бетонной смеси, которая изготавливается точно по ГОСТу, дополнительно добавляется песок, силикат кальция.
Чем отличаются бордюр и поребрик?
Дорожные и тротуарные бордюры производятся по идентичной технологии. Отличаются они по принципу монтажа.
- Установка бордюра начинается с создания траншеи. Изделие помещается в нее и немного «утапливается». Верхняя часть конструкции в итоге стоит на одном уровне с дорожным покрытием.
- Монтаж поребрика производится таким методом, чтобы он выступал над обеими областями, которые он разделяет. Нет необходимости при этом делать траншею.
Основные функции бордюров
Технологии и материалов для производства бордюров постоянно модернизируются. Все бордюры предназначены для выполнения следующих функций:
- Разделение проезжей части на пешеходную и проезжую зоны.
- Увеличение уровня безопасности на проезжей части, пешеходной.
- Преграждение прохода или проезда при необходимости.
- Защита зданий, фундамента от влияния из вне.
- Повышение срока службы дорожного полотна.
- Увеличение прочности покрытия.
- Создание границ покрытия, предупреждение их расползание.
- Защита от размытия водой.
- Придание объекту эстетически завершенный вид.
Благодаря современным технологиям сегодня бортовые камни выпускаются различного назначения, формы и цвета. Данную продукцию можно приобрести, как для разделения проезжей части, так и для формирования радиуса дороги. Вся продукция сертифицированная, изготавливается строго по ГОСТу.
Бордюр: когда дорожный, а когда тротуарный?
Бетонный бордюр, он же борт, он же бортовой или бордюрный камень, — в благоустройстве в целом и в мощении в частности вещь незаменимая.
Без него дороги, тротуары и просто дорожки выглядели бы неряшливо, грунт подвергался бы размыванию и эрозии, а само дорожное покрытие – неотвратимому разрушению. Но бордюры бывают разные: все зависит от места их установки. Одно дело – городская магистраль, другое – дачный участок. В первом случае понадобится борт дорожный, во втором – тротуарный (его еще часто называют садовым). И вот почему.
Внешне оба бордюра похожи, отличаются они в основном размером и, соответственно, весом. Например, «классика жанра» — типа дорожного бордюра 100.30.15 – имеет длину 1 метр, высоту 30 см, ширину 15 см, а весит 96 кг. Тротуарный борт существенно ниже, уже и легче. Для аккуратного оформления клумб, пешеходных дорожек, зоны парковки у коттеджа и для ландшафтного дизайна большего и не надо, а вот декоративный эффект лучше. Тем более что садовые бордюры могут быть разного цвета, от белого до коричневого. Сегодня широко применяются они также для обустройства пешеходных зон, аллей, парков, скверов, то есть там, где нет большой транспортной нагрузки.
Где бы ни использовались бетонные бордюры, их плюсы очевидны. Во-первых, из всего разнообразия бортов, которые предлагаются на рынке (пластиковые, металлические, из природного камня), они наиболее прочны и доступны по цене. Во-вторых, отличаются стойкостью к перепадам температур, осадкам, морозам. Как следствие, край дорожного полотна или тротуарной плитки хорошо и надолго фиксируется, ни выползший грунт, ни пробившаяся трава не портят общего впечатления. Единственное, что, устанавливая бетонный бордюр, придется больше попотеть: нужно будет сначала подготовить для него основание – так называемую песчано-щебеночную подушку. А если дорожка непрямая, извилистая, то материал потребуется больше подрезать болгаркой, что требует навыков. Пластиковый бордюр монтировать будет, конечно, попроще, но он куда более хрупок. Практика дачников показала, что лучше всего его использовать разве что для обрамления клумб.
Тротуарный бордюр, плитка, поребрик: основные типы, отличия и сходства
Очень важной и неотъемлемой частью любой дороги или же тротуара является бордюр или же поребрик. Эти приспособления используются с целью ограждения дороги для пешеходов от проезжей части. Также такие конструкции выглядят красиво, аккуратно и эстетично. Они придают дороге ухоженный и свежий вид. Такие конструкции нашли различное применение в садоводстве для ограждения растений друг от друга, а также оформления дорожек и тропинок.
Характеристики и преимущества тротуарного бордюра
Тротуарный бордюр и поребрик используют в похожих целях. Однако они имеют и существенные отличия, о которых будет сказано далее.
Тротуарная плитка https://www.ooopark.ru/plitka-trotuarnaya используется для отделения пешеходных тропинок, оформления клумб, ограждения детских территорий. Плитка не обладает высокой прочностью, поэтому для проезжих частей он не используется. То есть основное предназначение тротуарной плитки – декоративное.
Для красивого оформления клумбы стоит обратить внимание на то, чтобы тротуарная плитка сочеталась с бордюром, а также размер поребрика был подходящим. Отталкиваясь от размера бордюра, нужно определиться с формой укладки плитки, просчитать каждую мелочь и деталь.
Оптимальным вариантом является бордюр радиальной формы. Таким образом можно сэкономить на его резке и уложить тротуарную плитку любым способом.
Бордюр используется в двух целях:
- декоративное украшение участка, его эстетическое облагораживание;
- для укрепления плитки.
Обязательно стоит учитывать и гармонию цвета. Это придаст двору более эстетически привлекательный вид.
Тротуарный бордюр обладает такими свойствами:
- устойчив к низким температурам;
- небольшое давление на бордюр;
- процесс абсорбции воды;
- бордюр легко распиливать.
Из достоинств бордюра можно выделить:
- Ровная плоскость.
- Имеет высокую прочность в своей сфере использования.
- Не впитывает влагу.
- Большой выбор цветов.
- Обладает большой износостойкостью при различных температурных условиях.
- Не нужно белить.
Бюджетным вариантом является поребрик. Для этого вырывается специальная траншея, а внутрь помещаются кирпичные блоки. Их необязательно резать. Это помогает избежать появления лишних отходов, что позволяет сэкономить ресурсы.
Главные отличия
В главном, тротуарный бордюр и поребрик не имеют существенных отличий. Они изготавливаются из одних и тех же материалов.
Однако они могут использоваться с разными целями. Если бордюр используется только для ограждения от проезжей части, то поребрик обладает большими возможностями.
Бордюр не мешает пешеходам, он не возвышается над тротуаром. Поребрик же возвышается над брусчаткой на несколько десятков сантиметров. Однако он намного тоньше бордюра.
Поребрик больше используется в чисто декоративном плане, а бордюр в свою очередь защищает тротуар от въезда на них автомобилей.
Поэтому очень важно учесть все особенности и условия, в которых будет происходить эксплуатация.