Дефект лкп что это
Перейти к содержимому

Дефект лкп что это

  • автор:

Дефекты лакокрасочных покрытий

Дефекты лакокрасочных покрытий

Все, кто когда-либо занимался ремонтом или просто покраской каких-то поверхностей, сталкивались с тем, что со временем окрашенная поверхность изменяет цвет, глянец, а то и покрывается трещинами или начинает шелушиться. В этой статье мы постараемся дать определения различным дефектам ЛКП (лакокрасочных покрытий), попробуем установить причины, по которым эти дефекты могут возникнуть, а также опишем пути их устранения.

Виды дефектов лакокрасочных покрытий

Виды дефектов лакокрасочных покрытий

К возникновению дефектов лакокрасочного покрытия могут приводить различные причины – нарушение технологического процесса при окрашивании, несоблюдение температурного режима, неправильная обработка окрашиваемой поверхности и так далее. А на лакокрасочное покрытие автомобилей свое негативное воздействие оказывают еще и такие факторы, как камни, химические реагенты, да, в конце концов, просто экскременты птиц. В зависимости от всех этих факторов могут появляться ниже описанные дефекты.

Кожура апельсина или шагрень

На поверхности покрытия появляются углубления, сходные по виду с кожурой апельсина. Этот дефект мог возникнуть при несоблюдении температурного режима при окрашивании, либо при использовании покрасочных материалов неправильной консистенции (превышение вязкости), либо, если температура лакокрасочных материалов была ниже + 15. Для устранения необходимо произвести зачистку поверхности с дефектом при помощи абразивных инструментов, либо наждачной бумаги, а затем перекрасить, не нарушая технологический процесс, то есть температурный режим.

Паутинка

Появление на окрашенной поверхности мелких трещин, похожих на паутину. В этом случае так же возможно нарушение температурного режима при просушивании, возможно, что сушка производилась при непосредственном воздействии солнечных лучей, а также при подготовке поверхности мог быть нарушен технологический процесс. Этот дефект устраняется так же при помощи наждачной бумаги с мелким зерном. Затем окрашивание производится снова. Не забудьте удалить пыль после шлифовки.

Появление кратеров

Наличие небольших отверстий, как от прокола иглой. Могло произойти нарушение технологии при подготовке поверхности к покраске. Возможно, что на поверхности остались мелкие посторонние частицы, например, пыль. Так же такой дефект может появиться, если при перемешивании краски на ее поверхности образовалась пена. Для устранения дефекта придется в местах появления кратеров полностью снимать лакокрасочное покрытие и наносить заново, убедившись в чистоте поверхности и в отсутствии пены на поверхности краски.

Появление морщин

При высыхании становятся видны складки на окрашенной поверхности. Это может произойти при наложении слишком большого слоя лакокрасочного покрытия, либо, если работы по окрашиванию производились при ярком солнечном свете и окрашиваемая поверхность была сильно нагрета. Так же этот дефект может проявляться, если краска была недостаточно разбавлена. Для исправления этого дефекта убираем появившиеся морщины при помощи мелкозернистой наждачной бумаги, а затем заново наносим лакокрасочное покрытие. Не стоит забывать о толщине покрытия.

Паутинка - дефекты лакокрасочных покрытийОбразование наплывов

На вертикально окрашенной поверхности в процессе высыхания становятся видны волнообразные неровности. В этом случае, так же возможно нанесение чрезмерно большого слоя краски или краска была излишне разбавлена. Так же, при проведении работ при помощи распылителя, возможно нарушение технологического процесса — не правильно выбран угол окрашивания. Наплывы удаляются при помощи наждачной мелкозернистой бумаги, а затем наносится новый тонкий слой лакокрасочного покрытия.

Отслоение

Название дефекта говорит само за себя. Происходит отслоение верхнего слоя краски. И опять же скорее всего произошло нарушение технологического процесса — возможно краску наносили на неподготовленную поверхность с остатками другой краски или произошло не сочетание краски с предварительно нанесенной шпатлевкой. Устранение этого дефекта необходимо полностью удалить нанесенное покрытие и заново нанести шпатлевку (если необходимо), грунтование, а затем нанесение лакокрасочного покрытия.

Лак может помутнеть

Если поверхность покрывалась лаком, возможно появление еще и такого дефекта. Здесь тоже несколько вариантов образования этого дефекта — нарушение температурного режима при просушивании.

Температура не должна понижаться ниже + 18 градусов и повышаться выше + 40 градусов. Еще вариант — лак может помутнеть, если его нанести на еще не высохший первый слой.

Если помещение, в котором производилось покрытие лаком проветривалось холодным воздухом — лак тоже может помутнеть. Ну и опять же — нанесение чрезмерно толстого слоя лака, так же может стать причиной помутнения. Поможет полное удаление покрытия и нанесение нового с соблюдением всех технологических процессов и температурного режима.

Видео. Дефекты лакокрасочных покрытий.

Правила нанесения лакокрасочных покрытий

Правила нанесения лакокрасочных покрытий

Перед началом работ по нанесению лакокрасочного покрытия очень важен правильный выбор этого покрытия. Все будет зависеть от того, какие именно поверхности вы собираетесь красить и каким внешним воздействиям они будут подвергаться. От правильного выбора покрытия будут зависеть срок службы окрашенной поверхности и ее внешний вид.

Требования, которые в настоящее время предъявляются к лакокрасочным покрытиям включают в себя множество пунктов. Например, покрытие должно иметь высокое сцепление с поверхностью, высокую сопротивляемость различным температурным воздействиям, водонепроницаемость и устойчивость к различным химикатам.

Важна так же устойчивость лакокрасочного покрытия к механическим воздействиям. И все же, как сказано выше, для каждого материала необходимо подбирать свое лакокрасочное покрытие.

Не следует забывать, так же, о правильном выборе грунтовки. Здесь тоже все зависит от материала, который вы собираетесь обрабатывать. Будет ли это бетон, дерево или металл — с учетом этого и подбирается грунтовка. Далее, необходимо понимать, что на грунтовку будет ложиться какое-то лакокрасочное покрытие.

Исходя из этого и нужно выбирать, какая будет грунтовка:

  • масляная,
  • акриловая,
  • минеральная
  • или какая-либо другая.

Ваше лакокрасочное покрытие должно по своей основе совпадать с основой грунтовки для наилучшего взаимодействия.

Нанесение ЛКМ

Теперь немного поговорим о видах грунтовок и о поверхностях, для которых они предназначены. Сразу оговоримся, что грунтовки можно разделить на такие, которые способствуют наилучшему сцеплению с покрытием (адгезионные) и на укрепляющие, то есть способствующие наилучшей связке материала основания.

Итак, для поверхностей из кирпича, бетона, дерева, а также для поверхностей, покрытых различного вида штукатурками лучше всего подойдет грунтовка на минеральной или акриловой основе с глубоким проникновением.

Такая грунтовка должна обеспечить отличное уплотнение материала основания и сделает его более прочным.

Грунтовка на алкидной основе отлично подойдет для металлических поверхностей, так как предотвращает появление ржавчина, но и для деревянных поверхностей она тоже вполне сгодится, так как способна проникать в самые мелкие трещины и улучшить сцепление с наносимым лакокрасочным покрытием.

При обработке деревянных поверхностей не стоит забывать и о различных биологических факторах, которые могут повлиять на разрушение или гниение дерева.

К этим факторам можно отнести:

  • различные грибки,
  • мелких грызунов,
  • насекомых.

Для того, чтобы оградить деревянные поверхности от всего вышеперечисленного существует огромное количество различных составов для пропитки древесины. Существуют так же специальные составы для обработки дерева, с целью защиты его от огня, так называемые антипирены.

Существуют еще и грунтовки на кварцевой основе. Она способствует лучшему сцеплению с наносимым покрытием, так как при нанесении на поверхность делает ее несколько шершавой. Это свойство кварцевой штукатурки можно с успехом использовать при подготовке стен для последующей укладке кафельной плитки, так как она сможет обеспечить отличное сцепление с плиточным клеем.

Итак, мы разобрали некоторые виды дефектов лакокрасочных покрытий, а также немного определились с выбором грунтовок. Но, как говорит известная пословица — ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить.

Таблица. Дефекты лакокрасочных покрытий и их устранение.
Дефект Описание Причины возникновения Исправление Примечание
Нарушение адгезии Слабая адгезия (прилипание) покрытия к поверхности (или) последовательных слоёв друг к другу. 1)Неудовлетворительная подготовка поверхности, наличие на поверхности воска, масла, воды, продуктов коррозии; 2)Загрязнен применяемый для распыления сжатый воздух; 3)Неподходящий компонент в лкм (несоответствующий растворитель (отвердитель) ,неправильное соотношение компонентов); 4)Нанесение материала на горячую или слишком холодную поверхность; 5)Нанесение слишком толстого слоя покрытия; 6)Недостаточная зачистка или неподходящая марка шлиф. бумаги; 7)Неудовлетворительная сушка предыдущего слоя. Удалить дефектные слои покрытия и нанести систему заново.В зависимости от размеров участка дефектные слои удаляются наждачной бумагой или дробеструем. Дефект влияет на защитные свойства покрытия. Исправление обязатель-но.
Ржавчина Поверхность, подвергнутая коррозии, вызывает беспорядочное образование пузырей с налётами ржавчины на поверхности. 1)Поверхность была плохо обезжирена,что привело к плохой адгезии антикоррозионного грунта или покрытия и образованию подплёночной коррозии; 2)Ржавчина не была удалена полностью в ходе зачистки; 3)Отсутствие антикоррозионной грунтовки; 4)Недостаточная толщина или пористое покрытие. Обезжи-рить участок, удалить на участке всю систему покрытия, тщательно удалить ржавчину (предпочтительно механическим способом),нанести всю систему заново. Дефект влияет на защитные свойства покрытия. Исправление обязательно.
Потеки Избыточное количество эмали, которое стекает по отвесным панелям. 1) Покрытие нанесено на грязную поверхность или на пленку,которая растворяется и дает возможность стекать верхнему слою; 2)Большое количество медленно испаряющегося растворителя или низкая вязкость лкм; 3)Расстояние от пистолета до поверхности слишком мало или материал напылен неравномерно, слишком толстым слоем; 4)Большой диаметр сопла распылителя; 5)Рабочая температура напыления мала и растворитель испаряется слишком медленно; 6)Окрашиваемая поверхность слишком холодная или слишком холодный распылительный материал. Уже высохшие потеки могут быть удалены шлифованием. Значительные потеки должны быть тщательно зашлифованы, а затем покрытие наносится ещё раз. Дефект внешнего вида.Не допускается для покрытий 1-4 класса. Для 5,6 класса — допускаются отдельные потеки.
Включения (Сор-ность, вкрапления пыли) На влажной, свежеокрашенной поверхности находятся частицы пыли, которые захватываются пленкой в процессе высыхания. 1) На поверхности осталась пыль после шлифовки, от применяемых для защиты от краски материалов (ветошь, бумага); 2)Неудовлетворительная подготовка поверхности труднодоступных мест; 3)Неудовлетворительная чистота помещения, оборудования, грязная спецодежда, применяемый инструмент; 4)Загрязнен воздух, применяемый для распыления материала; 5)Забиты фильтры окрасочной камеры; 6)Попадание посторонних частиц или плохая фильтрация лкм. Одиноч-ные включения могут быть удалены в процессе напыленияМельчайшие множественные включения следует удалить шлифованием.Если включения пыли глубоко захвачены пленкой покрытия, следует зачистить поверхность и нанести покрытие заново. Дефект внешнего вида.Нормы по ГОСТ 9.032.
«Вспучивание» покрытия Сильное вздутие покрытия в местах соединений со старой эмалью или грунтовочным покрытием с сохранением его целостности. 1)Наносимое покрытие не совместимо с подложкой; 2) Нижележащий слой имеет слабую адгезию с подложкой; 3)Подложка не полностью высохла или затвердела; 4)Нанесен слишком толстый слой покрытия. Вспученное покрытие может быть счищено после высыхания до твердого слоя.Затем покрытие может быть восстановлено заново.В случае с чувствительной подложкой напылять покрытие нужно осторожно,тонким слоем с достаточным временем сушки каждого промежуточного слоя. Любое вспученное покры-тие должно быть полностью удалено, поврежденное место подкра-шено.
Шагрень (апелсиновая корка Покрытие не является однородно гладким (свеженанесенная краска имеет плохой разлив) покрыто мелкими углублениями. 1)Вязкость наносимого материала слишком высока; 2)Использован несоответствующий для данного материала (слишком легколетучий) растворитель; 3)Рабочее давление или мало или велико; 4) Слишком большой диаметр сопла распылителя; 5)Окружающая температура или мала или велика; 6)Готовая к напылению краска имеет низкую температуру; 7)Малая толщина покрытия. Легкая шагрень удаляется шлифованием. В более тяжелых случаях следует зачистить участок и нанести покрытие заново. Дефект внешне-го вида. Не до-пускает-ся для покры-тий 1 класса. Для 2 и 3 класса — допускается незначи-тельная. Для покры-тий 4 класса и выше — допускается.На защит-ные свойства покрытий не влияет.
«Кратеры» Микроскопические круглые углубления в лкп (иногда на дне кратеров виден нижележащий слой). 1)Плохая обезжировка поверхности или избыток силиконов (полиорганосилоксаны); 2)Сжатый воздух, применяемый для распыления лкм, содержит воду или масло. Тщательно обезжирить дефектную поверхность (чистой ветошью и качественным обезжиривателем).Зачистить и отшлифовать её. Нанести тонкий первый слой, соблюдая время подсушки между слоями. Дефект влияет на защитные свойства покрытия.
Разнооттеночность покрытия Отремонтированный участок не совпадает по оттенку цвета с первоначальным покрытием. Иногда наблюдается расслоение в свеженанесенном покрытии. 1)Использован неподходящий разбавитель; 2) Неправильная вязкость материала; 3)Использован материал другой партии или он недостаточно хорошо перемешан; 4)Неподходящий оттенок из-за неправильной техники напыления. Зачистить участок, смешать новую краску и нанести на поверхность заново.Для устранения переходов и выравнивания покрытия м.б. использован специальный растворитель (позволяет сделать незаметным переход от одного оттенка к другому). Дефект внешнего вида. Допускается для 6 класса покрытия. Для остальных классов покрытия допускается на невидимых поверхностях.На защитные свойства покрытий не влияет.
Риски Отдельные или многочисленные визуально заметные следы шлифования на покрытии. 1) Использована слишком грубая марка образива для обработки поверхности; 2)Область, окружающая участок ремонта, была обработана слишком грубо; 3)Частички грязи или песка вызывают образование царапин в ходе обработки. После окончательного отверждения отшлифуйте отделочное покрытие, используя шлифовальную бумагу подходящей марки и нанесите покрытие заново. Дефект внешнего вида. Начиная со 2 класса покрытия допускается (для 2,3,4 – отдельные риски, для 5,6 — допускаются).
Сморщивание Поверхность покрытия имеет слегка волнистую форму. 1)Использован неподходящий разбавитель или избыток сиккатива; 2)Покрытие было нанесено на частично высохшую подложку, не было выдержано время подсушки между слоями; 3)Высокая температура окружающего воздуха. В случае слабого сморщивания покрытие следует подвергнуть усиленной сушке, зачистить и подкрасить.Если сморщивание сильное, следует удалить и нанести заново. Дефект внешнего вида. По ГОСТ 9.032 нормируется для определенно-го класса покрытия.
Образова-ние пузы-рей Одиночные или многочисленные различных форм и размеров, находящиеся на поверхности покрытия, могут образовывать-ся между отдельными слоями, а также под покрытием. 1)Наличие влаги на окрашиваемой поверхности (может сконденсироваться после обезжиривания, если температура окрашиваемой детали ниже температуры окружающего воздуха); 2)Остатки на окрашиваемой поверхности сухой пыли после зачистки; 3)Использование неподходящего разбавителя; 4)Сжатый воздух, используемый для распыления, содержит масло или воду. Удалить пузырящееся покрытие наждачной бумагой и нанести покрытие заново. Дефект влияет на защитные свойства покрытия.
Слабая укрывистость Недостаточ-ная укрывистость проявляется в просвечивании нижнего слоя через покрывную эмаль. 1) Лкм не был достаточно хорошо перемешан перед использованием; 2)Покрытие нанесено слишком тонким слоем; 3)Неоднородное напыление; 4)Игнорируется время подсушки. Подкрасить места, где просвечивается подслойка. Дефект внешнего вида.Допуска-ется в трудноокра-шиваемых местах,если выдержана заданная толщина покрытия.
Матовость Свеженанесенное покрытие имеет низкий блеск. 1)Использование несоответствующего (быстро испаряющегося) растворителя приводит к охлаждению поверхности, что вызывает конденсацию влаги на свеженанесенном покрытии; 2) Тот же эффект вызывает повышенное давление при распылении; 3) Низкая температура или повышенная влажность в окрасочной камере; 4) Конденсация влаги на поверхности, подготовленной к окраске. В наиболее легких случаях устраняется полированиемДопускается на невидимых поверхностях. В более сложной ситуации следует зачистить дефектные участки и нанести его заново. Дефект внешнего вида.На защитные свойства не влияет.
материалы по теме

Покрытия для труб пользуются умеренным спросом

Покрытия для труб пользуются умеренным спросом

Довольно шаткая ситуация в нефтегазовой отрасли может стать причиной снижения спроса на покрытия для трубопроводов, рассказал специалист британского исследовательского центра Research and Markets.

Защитные покрытия Wattyl

Защитные покрытия Wattyl

С момента приобретения в 2010 году статуса «бренд», американская международная компания Valspar представила марку краски Wattyl с полным ассортиментом различных покрытий, доступных для коммерческих, архитектурных проектов.

Дефекты покраски

Дефекты покраски

Как и любая другая продукция, лакокрасочная может сопровождаться добавками. Но пигменты не всегда могут быть лучшими для дисперсии. Ведь нарушается связующее вещество. Поэтому жидкая фаза растворителя имеет ряд недостатков, что делает их применение не всегда приятным.

Варианты дефектов лакокрасочного покрытия, причины их возникновения

Варианты дефектов лакокрасочного покрытия, причины их возникновения

Пятна, неровности, трещины, волны, изменение цвета – все это относится к дефектам лакокрасочного покрытия. Существует много причин вызывающих повреждения ЛКМ и методов борьбы с этой проблемой.

Основные причины появления повреждений

Профессионалы выделяют несколько основных причин изменения структуры покрытия:

  • Нарушения технологии процесса окрашивания;
  • Несоблюдение правил эксплуатации;
  • Воздействие неправильного температурного режима;
  • Механические повреждения;
  • Неправильная обработка;
  • Низкое качество краски;
  • Выбор неподходящей краски;
  • Химические повреждения;
  • Дефекты, возникающие в результате воздействия окружающей среды;
  • Коррозия металла.

Все описанные факторы могут привести к возникновению дефектов. Прежде чем приступить к исправлению повреждений, необходимо провести диагностику и выявить точную причину, которая привела к данной неприятности.

Методы диагностики

Среди специалистов по исправлению дефектов ЛКМ существует два варианта диагностики: не разрушающая и частично портящее покрытие.

К не разрушающей диагностике относится:

  • Визуальный осмотр при правильном освещении, без применения диагностических приборов;
  • Осмотр поврежденного участка при помощи лупы;
  • Использование фотобумаги;
  • Использование вспомогательных предметов.

Многие специалисты начинают диагностику с метода под названием «проба на ноготь». Этот способ помогает определить прочность образованного дефекта. Плюс данного способа – легкое удаление следов проверки.

К методам с частичным повреждением покрытия относят:

  • Использование карандаша для определения масштаба повреждения;
  • Применение скотча для проверки прочности сцепления, поврежденного ЛКМ с поверхностью;
  • Метод решетчатого надреза.

Если ни один из перечисленных способов не помоги определить происхождение повреждения необходимо провести лабораторное исследование.

Диагностические приборы

Если визуальный осмотр не принес нужного результата, специалисты используют диагностические приборы:

  • Лупа;
  • Толщинометр;
  • Фотоаппарат с профессиональным объективом;
  • Дефектоскоп магнитно-вихретоковый;
  • Фотоматериал на непрозрачной бумажной подложке;
  • Блескомер с углами измерения 20°, 60° и 85°.

Рассмотрим подробнее все возможные повреждения и способы их устранения.

Виды дефектов

Существуют масса разных дефектов, многие из которых вызывают характерное изменение поверхности ЛКМ.

Шагрень

Наиболее распространенный вид дефекта, который имеет массу причин для возникновения – шагрень или кожа крокодила. Поврежденная поверхность напоминает волнообразную рябь.

  • Было выбрано неправильное расстояние между пневмораспылителем и рабочим участком;
  • Был выбран неправильный режим давления сжатого воздуха. Например, слишком высокий напор приводит к образованию неровностей при окрашивании;
  • Использовался растворитель, не подходящий к выбранному типу лакокрасочного материала либо соотношение растворителей было нарушено;
  • Сжатый воздух прошел недостаточную очистку;
  • Нанесение ЛКМ производилось при неподходящем температурном режиме;
  • Неравномерная толщина краски;

Избежать возникновения подобного повреждения поможет соблюдение норм технических процессов во время лакокрасочных работ.

Паутина

Данное повреждение имеет внешнее проявление в виде множества мелких трещин, напоминающих паутинку. Возникнуть дефект может как сразу после процедуры, так и спустя некоторое время использования.

Возможные причины возникновения:

  • Материалы, которые использовались в процедуре покраски, имеют несовместимые свойства;
  • Поверхность недостаточно обработана;
  • Вязкость ЛКМ имеет слишком высокий уровень;
  • Неравномерное нанесение краски;
  • Слой лакокрасочного покрытия имеет толщину выше допустимой нормы;
  • Недостаточно сухая поверхность;
  • Процесс проходил при нарушении температурного режима.

Поверхность, на которую будет наноситься ЛКМ должна быть обработана по нормам, указанным в техническом документе. Не допускается сушка под прямым солнцем. Устранить проблему можно проведя повторную покраску. Перед ремонтом необходимо предварительно очистить поверхность от прежнего покрытия при помощи наждачной бумаги.

Пузыри

Вздутие лакокрасочного покрытия может принять форму пузырей разных размеров. Пузырьки могут появиться как между слоями краски, так и под покрытием. Происходит этот процесс в результате потери сцепления между слоями.

Возможные причины возникновения:

  • Наличие в используемом материале воды или масла;
  • Поверхность была недостаточно или неправильно обработана перед процессом нанесения ЛКМ (остатки пыли после очищения);
  • Нагретая поверхность или сушка под солнцем;
  • Краска просрочена, неправильно хранилась или ненадлежащего качества;
  • После процедуры на еще не высохшую поверхность попала влага;
  • Применение неподходящего разбавителя.

Убрать уже появившиеся пузырьки не удастся. Поверхность придется заново очистить от ЛКМ и нанести новый слой краски после проведения всех необходимых манипуляций связанных с подготовкой поверхности.

Недостаточная укрывистость

Иногда после процедуры окрашивания можно заметить просвечивание старого слоя краски. Особенно, если предыдущий цвет был более темный или яркий.

Возможные причины возникновения:

  • Перед использованием краска была недостаточно тщательно перемешана;
  • Был нанесен тонкий слой ЛКМ;
  • Пятна, проступающие только на отдельных участках, могут говорить о неоднородном нанесении ЛКМ;
  • Новый слой краски растворяет старое покрытие, то есть несовместимость материалов;
  • Эксплуатация началась до полного высыхания.

Плохая укрывистость несет лишь нарушение эстетичного вида и не влияет на качество покрытия. Исправить ситуацию поможет снятие покрытия нитролаком и повторный окрас.

Подтеки или наплывы

Выглядит данный дефект как избыточное количество краски, которая создает неоднородный внешний вид после высыхания. Подтеки могут остаться как на поверхности, так и на отвесных панелях или вертикальных участках.

Возможные причины возникновения:

  • Было выбрано неправильное расстояние между пневмораспылителем и рабочей поверхностью;
  • Неправильно отрегулирована функция распыления, которая выдает избыточное количество ЛКМ;
  • Неправильно выбрано давление сжатого воздуха;
  • Вязкость краски не соответствует нормам ТД;
  • Материал обладает неподходящими тиксотропными свойствами;
  • Толщина краски превышает допустимую норму;
  • Выбраны неверные пропорции вязкости и сжатого воздуха;
  • Неправильная работа с краскораспылителем;
  • Поверхность была недостаточно или неправильно обработана перед нанесением ЛКМ;
  • Работа проводилась при неподходящем температурном режиме. Слишком высокая или низкая температура влияет на слишком быстрое или медленное испарение растворителя.

Исправление дефекта зависит от толщины наплывов и их количества. Небольшие подтеки легко убираются методом шлифовки. Слишком большие наплывы прокрашиваются повторно после тщательной шлифовки.

Остатки пыли, сорность

Этот дефект выявить несложно. На окрашенном участке заметны инородные частицы в виде точек. Сорность сильно ухудшает эстетичный вид изделия, лишает его блеска.

Возможные причины возникновения:

  • Поверхность была недостаточно или неправильно обработана перед нанесением ЛКМ. Такое случается если на окрашиваемом участке остается мелкий сор или пыль;
  • Плохое качество используемого материала;
  • Загрязнен носик распылителя;
  • В растворителе присутствует мусор;
  • Одежда или перчатки работника, проводящего процедуру загрязнена;
  • Грязное помещение;
  • Нарушена коагуляция используемого материала из-за длительного или неправильного хранения;
  • Плохая фильтрация лакокрасочного материала.

Единичные вкрапления можно исправить полировкой участка. Если поверхность сильно повреждена, необходима повторная процедура напыления после тщательной очистки поверхности.

Морщины

Неровности, волны, складки, заломы на лакокрасочном покрытии – все это вид морщинистого повреждения, который относится к типу дефекта внешнего вида.

Возможные причины возникновения:

  • Работа выполнялась с нарушением температурного режима. Слишком высокая или низкая температура влияет на слишком быстрое или медленное испарение растворителя;
  • Использовался растворитель, не подходящий к выбранному типу лакокрасочного материала либо соотношение растворителей было нарушено;
  • Поверхность, на которую наносился ЛКМ, имела высокую температуру. Например, нагрелась под прямыми лучами солнца;
  • Толщина краски превышает допустимую норму;
  • Поверхность была недостаточно или неправильно обработана перед нанесением ЛКМ;
  • Если обрабатываемый материал был из дерева, такое могло произойти из-за пересушенной подложки;
  • Избыток сиккатива в ЛКМ.

Если дефект неярко выражен, поможет усиленная сушка, которая сопровождается повторным нанесением краски. Сильную морщинистость можно убрать лишь после полной очистки и повторной покраски.

Шелушение

Отслоение и потрескивание покрытия внешне напоминает рыбью чешую.

Возможные причины возникновения:

  • Поверхность была недостаточно или неправильно обработана перед нанесением ЛКМ;
  • Выбор ЛКМ не подходящего к типу окрашиваемого материала;
  • Несоблюдение в работе температурного режима;
  • Чрезмерная влажность;
  • Первоначальное покрытие несовместимо с наносимым лакокрасочным материалом;
  • Отсутствие грунтовки;
  • Засорение сжатого воздуха.

Исправить ситуацию возможно лишь полностью очистив испорченную поверхность и повторив процедуру окрашивания.

Слабое отвердевание

Об этом дефекте свидетельствует липкость после полной просушки покрытия. В таком виде оставлять поверхность нельзя, так как происходит нарушение защитных свойств.

Возможные причины возникновения:

  • Нарушения технологии процесса окрашивания (выделено мало времени для отвердевания, нарушение температурного режима);
  • Неверное соотношение вспомогательных веществ и отвердителя.

Дефект исправляется лишь после полной очистки поверхности и повторной покраски.

Кратеры

Дефект получил такое названия из-за круглых углубленных отверстий, напоминающих лунные кратеры. Подобное повреждение влияет на целостность защитных свойств покрытия.

Возможные причины возникновения:

  • Слой лакокрасочного покрытия имеет толщину выше допустимой нормы;
  • Нарушения технологии процесса окрашивания (выделено мало времени для отвердевания, нарушение температурного режима);
  • Использовался растворитель, не подходящий к выбранному типу лакокрасочного материала либо соотношение компонентов было нарушено;
  • Наличие в используемом материале капель воды или масла;
  • Давление сжатого воздуха чересчур высокое;
  • Поверхность была недостаточно или неправильно обработана перед нанесением ЛКМ.

Для исправления необходимо тщательно очистить поверхность от прежнего покрытия, отшлифовать и заново покрасить, соблюдая время подсушки.

Вздутие

Выглядит вздутие как отслоение краски с образованием пузыря с воздухом. Появляется чаще всего в местах соединения со старой краской.

Возможные причины возникновения:

  • Первоначальное покрытие несовместимо с наносимым лакокрасочным материалом;
  • Слой лакокрасочного покрытия имеет толщину выше допустимой нормы;
  • Подложка имеет слабое сцепление с первоначальным покрытием.

Исправить повреждение шлифовкой или полировкой не удастся. Необходимо тщательно счистить испорченный участок, отшлифовано и заново прокрашено. Краску нужно наносить тонким слоем в несколько этапов, при этом соблюдая необходимое время для просыхания каждого нового слоя.

Дефекты, возникающие при воздействии окружающей среды

Действие окружающей среды может оказать негативное влияние на поверхность, обработанную ЛКМ. Дефекты, возникающие вследствие такого воздействия, требуют повторного нанесения лакокрасочного материала.

Птичий помет

Своевременно убранные отходы не вызовут серьёзных изменений на поверхности обработанной ЛКМ. Длительное воздействие биологического отхода может вызвать изменение цвета и разрушение покрытия вплоть до первоначального слоя. Происходит это из-за мочевины, которая содержится в птичьем помете. Мочевина в сочетании с влажностью и высокой температурой оказывает агрессивное воздействие на ЛКМ.

Насекомые

После столкновения с насекомыми на поверхности автомобиля появляются темные пятна, которые в течение короткого времени разъедают верхний слой лака. Выявить причину дефекта можно по форме, которая чаще всего напоминает рыболовный крючок. Единичные повреждения заметить сложно, так как их размер редко превышает несколько миллиметров. Прежде чем приступить к ремонту, необходимо обработать пораженный участок специальной жидкостью от насекомых.

Аккумуляторная кислота

Повреждения лакокрасочной поверхности серной кислотой может произойти из-за неосторожной работы с содержимым аккумулятора. Данную проблему легче предотвратить, чем исправить, поэтому при работах с кислотами рекомендуется соблюдать все меры предосторожности.

Кислота, содержащаяся в аккумуляторах агрессивная и попав на кузов автомобиля способна вызвать разрушения в течение нескольких минут. Проявляется разрушение растворением лакокрасочного слоя до грунтовки.

Тормозная жидкость

Этиленгликоль в составе тормозной жидкости вызывает повреждения ЛКМ сравнимые с дефектами от серной кислоты. Поверхность теряет блеск, может произойти вздутие лакокрасочного покрытия. Поврежденный участок необходимо незамедлительно обработать большим количеством воды и по возможности высушить в сушильной печи.

Заключение

Все вышеописанные дефекты могут привести не только к ухудшению эстетичного вида, но и к серьёзным нарушениям покрытия. Поэтому важно принять своевременные меры по диагностике и исправлению повреждений. Во избежание ухудшения проблемы рекомендуется доверить ремонт специалистам.

Технологические дефекты лакокрасочных покрытий

Плохая подготовка поверхности, несоблюдение технологических режимов окрашивания и отверждения, выбор неверной системы лакокрасочного покрытия и использование для окрашивание некачественных лакокрасочных материалов могут привести к образованию дефектов лакокрасочных покрытий и как следствие, увеличению трудозатрат и себестоимости при окрашивании. Причины образования дефектов лакокрасочных покрытий индивидуальны, отметим только, что большинство дефектов образуется из-за некачественной подготовки поверхности. Основными причинами образования дефектов являются также: несоблюдение технологических режимов окрашивания, неверный выбор комплекса лакокрасочного покрытия и низкое качество самого ЛКМ.

Дефекты лакокрасочных покрытий можно разделить на дефекты, возникшие в процессе эксплуатации лакокрасочных покрытий – эксплуатационные дефекты, а также на технологические дефекты – эти дефекты возникают из-за неправильной подготовки поверхности, окрашивания и отверждения лакокрасочных покрытий, а также из-за несоответствующего качества ЛКМ. В этом разделе, мы рассмотрим технологические дефекты лакокрасочных покрытий, при этом, практически не будем затрагивать причины образования дефектов, которые связаны с качеством самих лакокрасочных материалов, хотя, наверно, в последнее время, из-за не очень высокого качества многих видов сырья и низкой культурой производства на некоторых предприятиях, данные дефекты имеют место быть в достаточном количестве.

Дефект лакокрасочного покрытия – шагрень.

ШагреньДанный дефект проявляется в виде ряби и волнообразных неровностей лакокрасочного покрытия, покрытие с данным дефектом, по своему внешнему виду, напоминает апельсиновую корку.Шагрень является одним из наиболее распространённых дефектов ЛКП и может иметь множество причин.

Основные причины шагрени:

1. Рабочая вязкость лакокрасочно­го материала более высокая, че м по норме, предусмотренной в технической документации.

2. При окрашивании пневмораспылением, сопло краскораспылителя было слишком далеко расположено от окрашиваемой поверхности.

3. При окрашивании методом пневматического распыления, данный дефект может возникнуть из-за слишком высокого давления сжатого воздуха.

4. Не отрегулирован размер окрасочного факела. Растворитель, использованный для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости, не подходит для данного типа лакокрасочного материала.

5. Неудовлетворительная очистка сжатого воздуха.

6. В лакокрасочном материале нарушено соотношение растворителей.

7. Неудовлетворительные температура и относительная влажность воздуха при нанесении ЛКМ.

8. Плохой розлив лакокрасочного материала на окрашиваемой подложке.

9. Неравномерная толщина лакокрасочного покрытия на различных участках окрашенной поверхности.

10. Слишком высокая рециркуляция воздуха при нанесении и во время отверждения лакокрасочного покрытия (слишком быстрое улетучивание растворителя с окрашиваемой поверхности).

Дефект лакокрасочного покрытия – кратеры.

КратерыКратеры – это маленькие отверстия на лакокрасочном покрытии, напоминающие по своему внешнему виду кратеры с поверхности луны.

Кратеры, как и шагрень, являются распространённым дефектом и могут быть вызваны следующими причинами:

1. Некачественная подготовка поверхности.

2. Растворитель, использованный для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости, не подходитдля данного типа лакокрасочного материала.

3. Нарушен технологический режим отверждения лакокрасочного покрытия.

4. Нанесён слишком толстый слой лакокрасочного покрытия.

5. Нарушено соотношение компонентов лакокрасочной композиции.

6. Присутствие в лакокрасочном материале или сжатом воздухе ( при пневмораспылении ) частиц воды или минерального масла.

7. Присутствие в лакокрасочном материале большого количества воздушных пузырьков.

8. Слишком высокое давление сжатого воздуха.

9. Неудовлетворительный розлив ЛКМ на подложке.

В настоящее время существует большое количество ПАВ, которые препятствуют образованию кратеров за счёт улучшения розлива ЛКМ на подложке.

Дефект лакокрасочного покрытия – сорность.

сорностьПри наличии этого дефекта, на поверхности покрытия наблюдаются посторонние включения в виде точек и агрегативных частиц различной величины. Это существенно ухудшает внешний вид лакокрасочного покрытия и снижает его блеск.

Лакокрасочное покрытие с сорностью, может получиться по следующим причинам:

1. Некачественная подготовка поверхности (наличие сорности на подложке перед окрашиванием).

2. Не профильтрован лакокрасочный материал.

3. Загрязнён растворитель, используемый для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости.

4. Загрязнён сжатый воздух ( при пневмораспылении).

5. Использование для окрашивания грязных инструментов и работа в грязной спецодежде, или спецодежде с наличием на ней ворса.

6. Коагуляция компонентов лакокрасочной композиции во время длительного хранения.

При незначительном проявлении сорности её можно исправить с помощью полировки покрытия

Дефект лакокрасочного покрытия – морщинистость.

морщинистостьЭтот дефект представляет собой искривления, съёживания, складки и неровности на лакокрасочном покрытии, которые похожи на морщины на коже.

Данный дефект может возникнуть вследствие следующих причин:

1. Слишком высокая или чересчур низкая рабочая вязкость лакокрасочного материала.

2. Растворитель, использованный для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости, не подходит для данного типа лакокрасочного материала.

3. Нарушен технологический режим отверждения лакокрасочного покрытия.

4. В лакокрасочном материале нарушено соотношение растворителей.

5. Неудовлетворительная температура и влажность воздуха при нанесении ЛКМ.

6. Выбран неверный комплекс лакокрасочных покрытий (нижний и покрывной слои ЛКП несовместимы между собой).

7. Слишком высокая температура окрашиваемой поверхности.

8. Нанесён толстый слой лакокрасочного покрытия.

9. Плохая подготовка поверхности.

10. Рециркуляция холодных и тёплых потоков воздуха на участке окрашивания или отверждения лакокрасочного покрытия.

11. При окрашивании древесины, данный дефект может возникнуть при нанесении ЛКМ на пересушенную подложку.

Дефект лакокрасочного покрытия – потёки или наплывы.

потёки или наплывыПотёки, можно характеризовать, как локальные неоднородности толщины лакокрасочного покрытия, которые образуются из-за стекания лакокрасочного материала во время нанесения и отверждения ЛКП на вертикальных и наклонных участках окрашиваемого изделия.

Потёки могут быть вызваны:

1. Некачественной подготовкой поверхности.

2. Завышенной или заниженной рабочей вязкостью лакокрасочного материала.

3. Завышенным или заниженным давлением сжатого воздуха при пневмораспылении.

4. Неотрегулированным размером окрасочного факела.

5. Неправильным размещением краскораспылителя относительно плоскости окрашиваемой поверхности (краскораспылитель необходимо держать перпендикулярно относительно окрашиваемой поверхности).

6. Маленькое расстояние между соплом краскораспылителя и окрашиваемой поверхностью.

7. Слишком медленным перемещением краскораспылителя при окрашивании.

8. Неправильным соотношением между вязкостью ЛКМ и давлением сжатого воздуха.

9. Нанесением слишком толстого слоя ЛКМ на вертикальную поверхность.

10. Высоким поверхностным натяжением на острых кромках окрашиваемого изделия.

11. Недостаточными тиксотропными свойствами лакокрасочного материала.

Дефект лакокрасочного покрытия – трещины

трещиныЭтот дефект внешне представляет собой узорное растрескивание на поверхности лакокрасочного покрытия, которое напоминает крокодиловую кожу. Данный дефект возникает чаще всего в процессе эксплуатации лакокрасочных покрытий, но может возникнуть и при нанесении ЛКП.

Причины появления дефекта:

1. Быстросохнущий верхний слой лакокрасочного покрытия нанесён на недосушенной нижний слой ЛКП.

2. Использование в комплексе материалов, несовместимых между собой.

3. Нанесён слишком толстый слой покрытия.

4. Плохая подготовка поверхности.

5. Слишком высокая рабочая вязкость лакокрасочного материала.

6. Разнотолщинность слоя лакокрасочного покрытия.

Дефект лакокрасочного покрытия – пузыри

Данный дефект проявляется в виде вздутия ЛКП на отдельных участках окрашенной поверхности из-за локальной потери адгезии лакокрасочным покрытием.

Этот дефект может появиться по следующим причинам:

1. Некачественная подготовка поверхности или нанесение ЛКМ на влажную поверхность.

2. Присутствие в лакокрасочном материале или сжатом воздухе частиц воды или минерального масла.

3. Нанесение лакокрасочного материала на нагретую поверхность при прямом солнечном освещении.

4. Попадание влаги на несформировавшееся лакокрасочное покрытие.

5. В лакокрасочном материале присутствует большое количество пузырьков с воздухом.

Дефект лакокрасочного покрытия – неудовлетворительная адгезия ( шелушение )

трещиныДанный дефект может возникнуть, как на новом лакокрасочном покрытии, так и в процессе эксплуатации ЛКП

Основные причины данного дефекта:

1. Плохая подготовка поверхности перед окрашиванием.

2. Несовместимость наносимого лакокрасочного материала с нижним слоём ЛКП.

3. Загрязнения сжатого воздуха.

4. Неудовлетворительная температура и влажность воздуха при нанесении ЛКМ.

5. Нанесение нового лакокрасочного покрытия на слой ЛКП, имеющего неудовлетворительную адгезию к подложке (не проведена очистка окрашиваемой поверхности от старого покрытия).

6. Нанесение слоя эмали на незагрунтованную подложку.

Дефект лакокрасочного покрытия – проколы или пористость

Этот дефект лакокрасочного покрытия напоминает по внешнему виду булавочные проколы – микропоры, которые могут доходить до поверхности окрашиваемого изделия, существенно понижая, при этом защитные свойства лакокрасочного покрытия. Микропоры образуются при выходе частиц растворителя, воды или воздуха из слоя лакокрасочного покрытия во время его отверждения.

Основные причины, способствующие образованию различных частиц в слое лакокрасочного покрытия и выходу их на поверхность:

1. Присутствие в лакокрасочном материале или сжатом воздухе частиц воды или минерального масла.

2. Присутствие в лакокрасочном материале большого количества пузырьков воздуха.

3. Слишком близкое расстояние от сопла краскораспылителя до окрашиваемой поверхности, во время окрашивания.

4. Нанесение лакокрасочного материала на невысохший нижний слой ЛКП.

5. Плохая подготовка поверхности.

6. Растворитель, использованный для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости, не подходит для данного типа лакокрасочного материала.

Дефект лакокрасочного покрытия – разнооттеночность и неравномерный блеск

разнооттеночность и неравномерный блескДанный дефект проявляется в виде различных оттенков или различной величины блеска на разных участках лакокрасочного покрытия.

Дефект может быть вызван следующими причинами:

1. Недостаточное перемешивание лакокрасочного материала перед нанесением.

2. Не отрегулирован размер окрасочного факела или происходит прерывание струи лакокрасочного аэрозоля.

3. При окрашивании крупногабаритных изделий такой дефект может возникнуть в случае окрашивания различными партиями лакокрасочного материала, которые могут иметь различные оттенки.

4. Разнотолщинность лакокрасочного покрытия.

5. Неудовлетворительная температура и относительная влажность воздуха для нанесения ЛКМ.

6. Неудовлетворительный розлив лакокрасочного материала на окрашиваемой поверхности.

7. Неравномерное поглощение лакокрасочного покрытия окрашиваемой поверхностью.

Данный дефект исправляется с помощью нанесения тонкого слоя хорошо перемешанного лакокрасочного материала одной партии.

Дефект лакокрасочного покрытия – не происходит полное отверждение лакокрасочного покрытия (отлип на поверхности ЛКП )

Отлип лакокрасочного покрытия – это свойство ЛКП сохранять липкость после предписанного технологического режима сушки или отверждения.

Причины неполного отверждения ЛКП:

1. Неправильное соотношения отвердитель/полуфабрикат лакокрасочного материала или сиккатив/полуфабрикат лакокрасочного материалы.

2. Нарушение технологического режима отверждения лакокрасочного покрытия.

Исправить данный дефект, можно после полного удаления покрытия с подложки и повторного перекрашивания с предварительной подготовкой поверхности.

Дефект лакокрасочного покрытия – непрокрас и плохая укрывистость

непрокрас и плохая укрывистостьПод укрывистостью лакокрасочного покрытия понимают способность лакокрасочного материала делать невидимым цвет или цветовые различия окрашиваемой поверхности

Причины образования данных дефектов:

1. Завышенное или заниженное давление сжатого воздуха при пневмораспылении.

2. Не отрегулирован размер окрасочного факела.

3. Недостаточное перемешивание пигментированного лакокрасочного материала перед нанесением на подложку.

4. Лакокрасочное покрытие нанесено слишком тонким слоем.

5. Занижена рабочая вязкость лакокрасочного материала.

Непрокрас или плохая укрывистость исправляются с помощью нанесения дополнительного слоя лакокрасочного материала.

Дефект лакокрасочного покрытия – опыл

Этот дефект проявляется в виде шероховатости лакокрасочного покрытия с включением микрочастиц на отдельных его участках. Данный дефект может возникнуть, из-за случайного попадания на уже начинающий высыхать слой лакокрасочного покрытия, небольшой порции лакокрасочного материала ( например, при пневмораспылении ) и высыхает на поверхности покрытия шершавыми частицами.

Дефект лакокрасочного покрытия – «рыбий глаз»

рыбий глазПо внешнему виду «рыбий глаз» напоминает большой кратер, в центре которого находится инородная частица. Образуется этот дефект, главным образом, из-за наличия на окрашиваемой подложке капель масла или воды, а также в случае загрязнения маслом или водой лакокрасочного материала.

Дефект лакокрасочного покрытия – белесоватость лакокрасочного покрытия

непрокрас и плохая укрывистостьБелесоватость лакокрасочного покрытия проявляется в виде молочно-белой опалесценции на поверхности покрытия. Белесоватость лакокрасочного покрытия проявляется из-за конденсации влаги воздуха на поверхности ЛКП или при конденсации влаги во время хранения одного из компонентов лакокрасочного материала.

Итак, дефектов лакокрасочных покрытий достаточно много, причин, по которым на лакокрасочном покрытии образуются дефекты, ещё больше, и они весьма индивидуальны для каждого отдельного случая. Но самое главное — это то, как исключить образование дефектов ЛКП во время окрашивания, отверждения или на ранних стадиях эксплуатации лакокрасочного покрытия, так как мы уже упоминали о том, что образование дефектов ЛКП влекут за собой негативные экономические последствия.

Составим небольшую памятку, которая поможет нам избежать образования дефектов на лакокрасочном покрытии:

1. Так как основная масса дефектов ЛКП образуется из-за некачественной подготовки поверхности, необходимо проводить тщательную подготовку поверхности от грязи, песка, пыли, плесени, масла, смазки, ржавчины, окалины, остатков старых лакокрасочных покрытий и др. Интервал времени, между подготовкой поверхности и окрашиванием, должен быть минимально возможным, для исключения нового загрязнения поверхности.

2. Соблюдать заданные технологические режимы окрашивания и отверждения лакокрасочного покрытия (температура, относительная влажность воздуха, время и др.).

3. Не проводить окрасочные работы при неблагоприятных климатических условиях (дождь, туман и др.) При окрашивании металлических поверхностей, температура металлической поверхности должна быть на три градуса больше точки росы (для предотвращения конденсации влаги).

4. Использовать для растворения до рабочей вязкости растворитель, подходящий для данного типа ЛКМ.

5. Окрашивание проводить с помощью чистого и исправного оборудования в чистой спецодежде.

6. Для окрашивания, необходимо использовать лакокрасочные материалы, имеющие сертификат качества и прошедшие входной контроль по качеству.

Большинство дефектов, таких как шагрень, кратеры, сорность, морщинистость, трещины, потёки, пузыри, проколы, «рыбий глаз», удаляются при помощи шлифования покрытия в области образования дефекта с дальнейшем нанесением нового покрытия по основной технологии. Толщина покрытия в зоне проведения ремонта должна соответствовать толщине основного покрытия. Если общая площадь дефектов составляет десять процентов и более, от общей площади окрашенной поверхности, то покрытие удаляют и проводят повторное перекрашивание с предварительной подготовкой поверхности.

Как сохранить и восстановить лакокрасочное покрытие автомобиля

Со временем лакокрасочное покрытие кузова начинает разрушаться под воздействием внешних факторов, равно как из-за огрехов заводской окраски. В результате страдает внешний вид машины, а кузов начинает ржаветь.

Что такое лакокрасочное покрытие кузова

Лакокрасочное покрытие (ЛКП) — это многокомпонентный слой на поверхности кузовных панелей. Как правило, речь идет о нанесенных на металлические детали красящих и лаковых материалах. Именно они являются первым эшелоном защиты кузова от ультрафиолетовых лучей, коррозии и различных повреждений.

Покраска

Процесс покраски автомобиля на заводе состоит из нескольких этапов. При этом принципиальное значение имеет предваряющий покраску этап оцинковки кузова. Листовой металл оцинковывают с обеих сторон. Затем поверхность кузова обезжиривается в ванне с чистящим веществом, ополаскивается и сушится.

Потом следует этап фосфатирования, грунтовки и окраски. На последнем этапе наносится лакокрасочный слой. При этом, к примеру, «АтоВАЗ» и массовые азиатские производители, как правило, наносят более тонкий слой краски (около 100 микрон), европейцы, особенно премиального сегмента, красят чуть толще (около 150 микрон).

Почему разрушается ЛКП кузова

Причин деградации ЛКП кузова немало — от заводского брака до отношения водителей к своим автомобилям. Однако главной причиной разрушения ЛКП и возникновения коррозии является бюджетный алгоритм производства. Речь, прежде всего, о низком качестве стального листа и недостаточно эффективной его обработке. В частности, ржавчина быстрее добирается до неоцинкованного металла. И, кстати, у некоторых моделей цинкуются лишь некоторые элементы кузова, соответственно, неоцинкованные участки (чаще всего, это крыша) начинают деградировать первыми. Также наиболее часто коррозия появляется на колесных арках, нижних кромках дверей, крышке багажника, порогах, в щелях и дренажных каналах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *