Как перевести сельхоз землю в лпх
Перейти к содержимому

Как перевести сельхоз землю в лпх

  • автор:

Как перевести сельхоз землю в лпх

Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

1. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 111-ФЗ, от 13.06.2023 N 228-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О государственном регулировании обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, см. Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ.

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

(п. 8 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ)

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

(п. 9 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ)

2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 111-ФЗ, от 13.06.2023 N 228-ФЗ)

Как перевести земельный участок сельхозназначения в ЛПХ и сколько это стоит

Очень часто сельскохозяйственные земли непосредственно прилегают к границам населенных пунктов, что дает возможность перевода их в другую категорию или осуществления смены ВРИ в рамках имеющейся группы земель.

Жителей сельских окраин заинтересует возможность расширения придомовых владений, горожан осуществления мечты о заветных шести сотках для выращивания свежей зелени и овощей.

Когда необходим перевод

Участки сельскохозяйственного назначения, в зависимости от цели использования, могут полностью запрещать возведение капитальных строений или разрешать строительство времянок, подсобных помещений, предназначенных для хранения и производства сельскохозяйственной продукции.

При намерении узаконить на сельхозземлях домик для проживания необходимо осуществить присвоение наделу ВРИ ЛПХ (приусадебный участок), если по каким-то причинам ИЖС вам не подойдет.

Планируемая продажа земельного участка или использование его в качестве залогового фонда экономически весомый повод для перевода надела в ЛПХ.

Построить на законных основаниях баню на сельхозземле, без перевода участка в ЛПХ не удастся. Такой объект не получится признать сельскохозяйственным строением.

Желание организовать небольшое сельскохозяйственное производство силами членов своей семьи еще одна причина для перевода земли из сельхозназначения в ЛПХ.

Приятный бонус такого перевода отсутствие необходимости уплаты налогов и сборов на доходы, полученные от реализации произведенной продукции. Такая форма организации предприятия как КФХ подобным преимуществом не обладает.

Процедура смены ВРИ участка на «ЛПХ» может не потребоваться, если вас интересует возможность строительства и регистрации на земле жилья, при имеющемся разрешенном использовании вашего надела:

  • Дачное хозяйство. О возможностях строительства на дачной земле читайте в статье.
  • Садовое товарищество. О вариантах использования садовых земель читайте в статье.

Регламент

  • Особенности использования сельхозучастков регламентируется статьями 77-82 ЗК РФ
  • Смена категории участка установлена Федеральным законодательством
  • Смена ВРИ сельхозземли в рамках одной категории происходит в соответствии с классификатором ВРИ участков

Особенности присвоения ВРИ личное подсобное хозяйство

Наделы с разрешенным использованием под личное подсобное хозяйство могут располагаться как на сельскохозяйственных землях, так и на землях поселений.

В первом случае это будут полевые участки, во втором приусадебные.

Для присвоения участку статуса приусадебного потребуется осуществление смены категории земли.

Уполномоченные органы удовлетворят ходатайство при соблюдении следующих условий:

  • Низкий бонитет участка.
  • Отсутствие незаконных строений на земле.
  • Согласие всех собственников сельскохозяйственной недвижимости.
  • Расположение участка вблизи населенного пункта.

Если земля находится в собственности (пользовании) участников товарищества:

  • дачного,
  • садового,
  • огородного,

потребуется положительное решение общего собрания о смене категории общего массива земли с последующим изменением цели его использования.

При присвоении сельхозучастку статуса полевого разрешение предоставляется на муниципальном уровне.

Уточнить порядок присвоения сельхозучастку ВРИ «ЛПХ» можно, направив соответствующий запрос в администрацию поселения или ведомство Росреестра.

На наделы, относящиеся к сельхозугодиям, распространяется особый правовой режим. В частности использование таких участков для целей застройки не допустимо.

Как происходит переоформление

Решение о смене категории земли принимается на уровне областного правительства. Уполномоченным органом на прием ходатайств от населения и юридических лиц о смене категории и ВРИ земли является администрация муниципалитета.

К заявлению требуется приложить следующие документы:

  • Паспорт заявителя.
  • Документы, подтверждающие право собственности на участок. Если земля не оформлена должным образом, то до начала процедуры смены ВРИ (категории) необходимо будет произвести обмер надела, поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать права на него.
  • Выписка из ЕГРН.
  • Письменное обоснование причины смены категории земель.

При подаче ходатайства арендатором земли, подтверждение согласия собственника обязательно.

Подробнее о смене категории земли читайте в статье.

Присвоение ВРИ «ЛПХ» в рамках одной категории земли производится по упрощенной процедуре.

Здесь можно обойтись без экологической экспертизы земли и других затратных по времени процедур.

Ходатайство с пакетом подтверждающих документов подается в комиссию, созданную при администрации поселения, где рассматривается в тридцатидневный срок.

Подробнее о смене ВРИ участка читайте в тематической статье.

В случаях, если не планируется возведение капитальных построек на участке, то получением разрешения на ведение подсобного хозяйства можно пренебречь.

Стоимость процедуры

Смена статуса земельного участка возможна в отношении объектов, поставленных на кадастровый учет. Для этого необходимо провести обмер надела и направить полученные геодезические данные об участке в Кадастровую палату для внесения сведений о нем в Земкадастр.

Стоимость этой процедуры составляет в среднем 10 тыс. руб. и зависит от аппетитов кадастрового инженера.

Выписка из ЕГРН содержит основные сведения об объекте недвижимости, включая права на него. Минимальную стоимость имеет документ в электронном виде 300-600 руб.

При получении согласия на смену ВРИ (категории) земли потребуется внесение изменений в государственный кадастр. В том случае, если изменения не направляются в Росреестр муниципалитетом, стоимость услуги для граждан составит от 245 до 350 руб., для юридических лиц от 700 до 1000 руб.

Взаимодействие с официальными структурами может быть доверено специалисту. Стоимость юридического сопровождения достигает в некоторых ситуациях 50 тыс. руб.

Причины отказа

Исчерпывающий перечень причин для отказа в удовлетворении ходатайства приводится в административном регламенте по оказанию муниципальной (государственной) услуги.

Как правило, это:

  • Неполный пакет необходимых документов.
  • Отсутствие обоснования ходатайства.
  • Выявленные ошибки в документах.

После исправления выявленных комиссией ошибок, вы имеете право повторной подачи заявления.

Неустранимой причиной является конфликт намерений заявителя с имеющимся градостроительным планом, инициирование процедуры в отношении особо ценных земель.

Заключение

Использование земель сельхозназначения проводится в особом правовом режиме. Участки, относящиеся к этой категории, находятся под охраной государства, поэтому смена их статуса является процессом, растянутым по времени.

Изменить категорию участка с одновременной сменой его ВРИ разрешается для малоценных земель, включение в состав поселений для которых предусмотрено Генпланом территории.

При правильном обосновании необходимости проведения процедуры, готовности оплатить разницу между старой и новой кадастровой стоимостью земли, вопрос решается в течение 2-3 месяцев.

Как перевести сельхоз землю в лпх

О ПЕРЕВОДЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ

3 декабря 2004 года

8 декабря 2004 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:

1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;

2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

4. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

1) утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей — физических лиц);

2.1) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей — индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей — юридических лиц);

3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;

6) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

4.1. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 2.1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.

5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Статья 3. Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

1. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

2. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.

3. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

4. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также — акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также — акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки:

1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;

2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

5. Акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения:

1) основания изменения категории земель;

2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;

3) категория земель, перевод из которой осуществляется;

4) категория земель, перевод в которую осуществляется.

6. Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок.

7. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.

8. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.

Статья 4. Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Статья 5. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

1. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

2. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

2.1. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о принадлежности земельного участка, предоставленного в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к определенной категории земель или об изменении принадлежности земельного участка к определенной категории земель осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом принятие решения об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую не требуется.

3. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.

4. Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

Статья 6. Перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

1. В случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом.

2. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления до предоставления заинтересованным гражданину или юридическому лицу изъятого земельного участка обязаны осуществить его перевод из состава земель определенной категории в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению.

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ

ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОСТАВЕ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬ

ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ

Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

1. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.

Статья 8. Особенности перевода земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов

1. Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 111-ФЗ.

3. Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее — орган регистрации прав) для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Особенности перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию

1. Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее — земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.

2. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

3. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Статья 10. Особенности перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов

1. Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

2. Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:

1) создания особо охраняемых территорий;

2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон;

3) в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

3. Установление или изменение границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также включение земельных участков в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны либо исключение земельных участков из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

4. Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны или исключенных из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, направляются в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, органом управления особой экономической зоной в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра.

Статья 11. Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий

1. Если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:

1) организации особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения границы населенного пункта;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

4) создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.03.2009 N 32-ФЗ.

3. Перевод земельных участков из состава земель лесного фонда, предоставленных в пользование для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, в земли других категорий запрещается.

Статья 12. Особенности перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда

1. Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:

1) создания особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения границ населенных пунктов;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

1.1. Ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, является переводом земель водного фонда в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, либо в решении о создании морского порта или о расширении территории морского порта, предусматривающем создание искусственного земельного участка.

2. Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда допускается в случае:

1) если земли заняты водными объектами;

2) строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;

3) изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.

Статья 13. Особенности перевода земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Глава 3. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 14. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории

1. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

2. В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.

3. В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 и 9 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

4. Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года:

1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;

2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;

3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

5. Положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.

6. Положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:

1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия религиозного назначения;

2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о результатах проведения федерального государственного земельного контроля (надзора), подтверждающих факты, указанные в пункте 1 статьи 6 указанного Федерального закона.

7. В случае, если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия религиозного назначения не установлены, положения части 3 настоящей статьи не применяются, если после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий.

8. Положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня направления решения о необходимости устранения реестровой ошибки в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

9. В случае, если земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости относится к категории земель запаса, а в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, находится в границах лесничества, расположенного на землях лесного фонда, такой земельный участок относится к категории земель лесного фонда. В этом случае орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке путем указания на его принадлежность к категории земель лесного фонда.

10. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).

11. В случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления муниципального округа, городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.

12. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

13. Если в результате проведения государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель населенных пунктов, указанный земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположен в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, такой земельный участок считается отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, а также в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации. В этом случае орган регистрации прав одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточненном описании местоположения границ земельного участка вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке путем указания на его принадлежность к категории земель населенных пунктов.

14. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.

15. В случаях, указанных в частях 4, 9 и 13 настоящей статьи, принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.

Статья 15. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель до разграничения государственной собственности на землю

1. До разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при переводе:

1) земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд;

2) — 4) утратили силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ;

5) земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

2. В иных помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

3. До разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов без согласования с правообладателями земельных участков.

4. В иных помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Статья 15.1. Перевод земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков из состава таких земель в другую категорию в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Владивостоке

Перевод земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков из состава таких земель в другую категорию в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Владивостоке регулируется настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 15.2. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в связи с созданием и обеспечением функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково»)

Особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в связи с созданием и обеспечением функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково») устанавливаются Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Статья 15.3. Утратила силу. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 100-ФЗ.

Статья 16. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2004, N 41, ст. 3993) следующие изменения:

1) в подпункте 6 пункта 1 статьи 1 слово «изъятие» заменить словами «изменение целевого назначения»;

2) пункт 2 статьи 49 признать утратившим силу;

3) пункт 1 статьи 57 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

«5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.»;

4) утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ;

5) пункты 2 и 3 статьи 79 признать утратившими силу;

6) в абзаце первом пункта 3 статьи 95 слова «изъятие земельных участков или иное» заменить словами «изменение целевого назначения земельных участков или»;

7) в абзаце втором пункта 2 статьи 99 слово «Изъятие» заменить словами «Изменение целевого назначения».

Статья 17. Утратила силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

Статья 18. О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882) дополнить абзацем следующего содержания:

«Требования настоящего пункта не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.».

Статья 19. О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе»

Внести в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556) следующие изменения:

1) абзац второй статьи 11 дополнить словами «, за исключением проектов индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую экспертизу»;

2) абзац второй статьи 12 дополнить словами «, за исключением проектов индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую экспертизу».

Статья 20. Утратила силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.

Порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

Все земли в Российской Федерации, согласно положениям Земельного кодекса РФ (ст. 7), делятся на категории, по их целевому назначению.

Деление земель на категории имеет важное значение. Принадлежность земли к той или иной категории предопределяет ее назначение и режим использования.

Законодательство допускает (хоть и с некоторыми ограничениями) перевод участков из одной категории в другую, что влечет за собой изменение вариантов использования земельных наделов.

Перевод земель из одной категории в другую регулируется:

  • Законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – закон № 172-ФЗ);
  • Специализированными нормативно-правовыми актам субъектов РФ, которые уточняют вопросы перевода земель из одной категории в другую на территории конкретного субъекта.

Земли сельхозназначения

В соответствии со ст. 77 Земельного Кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли:

  • расположенные за пределами населенных пунктов;
  • предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности (то есть обладающие определенными показателями плодородности).

В основном такие земли используют сельскохозяйственные предприятия, организации и граждане, занимающимися производством товарной сельскохозяйственной продукции.

В составе земель сельхозназначения выделят сельскохозяйственные угодья и иные с/х земли.

Сельскохозяйственные угодья – это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). Они имеют строго целевое назначение и подлежат особой охране (п. 1 ст. 79 ЗК РФ). Особо ценные продуктивные с/х угодья могут быть включены субъектами РФ в перечни земель, использовать которые для других целей не допускается.

К иным землям (не угодьям) закон относит земли, занятые (п.2 ст. 7 ЗК РФ):

  • внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями;
  • лесными посадками для обеспечения защиты земель от негативного воздействия;
  • водными объектами, в том числе прудами, используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры;
  • зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Как можно использовать с/х земли

Любой участок земли должен эксплуатироваться согласно его назначению. Правовой режим земельного участка определяется следующими основными характеристиками:

  • принадлежностью к определенной категории;
  • видом разрешенного использования (ВРИ), которое устанавливается при зонировании территорий (см. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412).

Разрешенное использование с/х земельных участков, согласно Классификатору, включает в себя следующие виды деятельности:

  • выращивание зерновых и иных с/х культур, лекарственных, цветочных культур и т.п.;
  • животноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство и т.п.;
  • ведение научно-исследовательских, селекционных и учебных работ;
  • овощеводство, садоводство;
  • ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках;
  • хранение и переработку с/х продукции, размещение помещений, используемых для хранения и переработки с/х продукции.

Земельный участок может иметь несколько видов разрешенного использования: основной, вспомогательный и условно-разрешенный. Владелец участка самостоятельно выбирает деятельность согласно основному или вспомогательному ВРИ, без дополнительных разрешений. На условный ВРИ владельцу необходимо получить разрешение (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 2, 4 ст. 37, ст. 39 ГрК РФ).

То есть, не всегда нужно переводить землю из одной категории в другую, иногда достаточно изменить вид разрешенного использования участка. Например, если речь идет о переводе земли из сельхозназначения в СНТ. СНТ (садовое некоммерческое товарищество) – это объединение собственников, которые занимаются обработкой земельных участков для собственных нужд, преимущественно садоводством и огородничеством. Такое использование земельного надела является разрешенным видом использованием для земель сельскохозяйственного назначения.

В отношении с/х угодий в составе земель сельхозназначения ситуация сложнее. Для земель с/х угодий градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются. В отношении данных земель действует основной принцип — сохранение целевого использования земельных участков (см. вопрос 5 Обзора судебной практики ВС РФ за IV квартал 2013 года, утв. Президиумом ВС РФ 04.06.2014). То есть, изменить ВРИ участка, относящегося к с/х угодьям, можно только изменив категорию земли (Письмо Росреестра от 29.05.2017 № 14-06641-ГЕ/17).

Основания перевода сельхозугодий в земли иных категорий

Учитывая необходимость сохранения целевого назначения с/х угодий, перевод их в другую категорию возможен только в исключительных случаях. Они указаны в п. 1 ст. 7 ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения:

Обратите внимание! В п. 2 ст. 7 закона № 172-ФЗ установлен запрет на перевод участков, относящихся к с/х угодьям в иные категории, если:

  • кадастровая стоимость земли выше среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району/городскому округу на 50% или более этого значения;
  • эти земли являются особо ценными продуктивными землями (к ним относятся, в том числе, земли опытно-производственных подразделений НИИ и учебно-опытных подразделений ВУЗов).

Причем, необходимо иметь ввиду, что субъекты РФ наделены правом самостоятельно определять, какие земли следует отнести к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям (п. 4 ст. 79 ЗК РФ). Например, В Московской области сформирован Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории области, использование которых в несельскохозяйственных целях не допускается (Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия МО от 10.10.2019 № 20РВ-349). В него включены с/х угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости на 10 % по городскому округу и искусственно орошаемые угодья.

Как правило, указанные земельные участки не могут быть использованы для каких-либо других целей. Однако, здесь есть исключение – случаи, упомянутые в п. 3, 6, 7 и 8 вышеприведенного перечня. В этих обстоятельствах перевод с/х угодий в иные категории может состоятся (п. 2 ст. 7 № 172-ФЗ).

Ответственность за использование земельного участка не по назначению

Земли сельхозназначения относятся к стратегическим объектам государства, являясь основой экономического благополучия страны и каждого региона в отдельности. Поэтому эффективное и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения является одной из важнейших задач, стоящих перед собственниками таких наделов.

Если владелец участка допускает нецелевое использование земельного участка, то он может быть подвергнут административному наказанию (ст. 8.8 КоАП РФ). Размер штрафа зависит от кадастровой стоимости земли:

  • для граждан и ИП — от 0,1% до 0,3% стоимости участка, но не менее 2 000 руб.;
  • для юрлиц — от 1% до 6 % стоимости участка, но не менее 100 000 руб.

Более того, собственник участка может быть принудительно лишен земельного участка, если использует сельхозземлю ненадлежащим образом или не используется ее в соответствии с целевым назначением в течение 3 лет (ст. 284 ГК РФ, 285 ГК РФ).

Порядок перевода земель сельхозназначения в другую категорию в 2022 — 2023 годах

Как уже было упомянуто выше, процедура перевода земель сельскохозяйственного назначения регулируется положениями закона № 172-ФЗ и правовыми актами субъектов РФ. Процесс состоит из следующих этапов:

  1. Заинтересованное лицо готовит необходимый пакет документов и вместе с ходатайством направляет в уполномоченный орган.
  2. В течении 30 дней с момента поступления компетентный орган решает вопрос о принятии ходатайства к рассмотрению. Документы могут не принять, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо или к нему приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства (п.2, п.3 ст. 3 закона № 172-ФЗ).
  3. После того как документы приняты, уполномоченный орган оценивает доводы заявителя, соглашается ними (или не соглашается) и принимает решение о переводе земли в другую категорию или отказывает заявителю в ходатайстве. Правительство РФ должно принять данное решение в течение 3 месяцев, а исполнительные органы субъекта РФ – в течение 2 месяцев с даты поступления документов (п. 4 ст. 3 закона № 172-ФЗ).
  4. Результат сообщают заявителю в течении 14 дней после принятия решения.

Рекомендуем полезный материал от «КонсультантПлюс» о переводе земель сельхозназначения в другую категорию. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Куда подавать документы

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию производится по решению:

  • Правительства РФ – в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
  • Органа исполнительной власти субъекта РФ (администрации, мэрии, правительства) – в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ, в муниципальной или частной собственности.

Во многих нормативных актах субъектов РФ содержится указание на конкретный орган, осуществляющий рассмотрение поданного ходатайства. Например, в Московской области – это Министерство имущественных отношений МО (постановление Правительства МО от 22.03.2022 № 261/11).

Способы подачи документов

Для подачи документов можно использовать стандартные способы:

  • Личное посещение уполномоченного органа, в том числе, через представителя;
  • Направление документов почтовым отправлением (заказным письмом с уведомлением).

Во многих регионах документы можно подать через МФЦ. А в некоторых регионах документы принимают в электронном виде. Например, в Московской области подать заявление о переводе земли, находящейся в частной собственности, можно через портал «Госуслуги».

Однако перед тем, как направлять ходатайство, рекомендуем уточнить способы подачи документов в органе, который уполномочен на рассмотрение данного вопроса в конкретном регионе.

Кто может обратиться с ходатайством

Инициировать перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию может любое лицо, способное подтвердить свои права на землю:

  • собственник земельного участка — гражданин или юрлицо;
  • землепользователь или землевладелец. Это лица, пользующиеся участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования или на праве пожизненного наследуемого владения;
  • арендатор или субарендатор. Поскольку данные лица являются временными владельцами участка, то им необходимо заручиться согласием собственника земли на проведение процедуры. При отсутствии согласия последнего арендатор (субарендатор) не вправе подавать ходатайство.

В отношении земель, находящихся в федеральной или региональной собственности, инициатором перевода с/х земли может выступать уполномоченный орган государственной власти РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Исполнительные органы гос. власти или органов местного самоуправления вправе ходатайствовать о переводе земельных участков одной категории в другую в случаях, когда речь идет об изменении границ населенных пунктов или, если необходимо включить участок в границы особо охраняемых природных территорий. В этих случаях согласие правообладателей участков получать не надо (п. 5 ст. 2 закона № 172-ФЗ).

Содержание ходатайства

В общем виде содержание ходатайства о переводе земель и состав прилагаемых к нему документов указаны в ст. 2 закона № 172-ФЗ.

Обратите внимание! В отношении земель сельхозназначения содержание ходатайства и состав прилагаемых документов определяют органы власти субъектов РФ (кроме земель, находящихся в федеральной собственности) (п.2 ст. 2 закона № 172-ФЗ).

Основные сведения, которые необходимо включить в ходатайство (п. 3 ст. 2 закона № 172-ФЗ):

  • кадастровый номер участка;
  • имеющаяся и желаемая категория земли;
  • обоснование перевода земельного участка в другую категорию земель;
  • документы, подтверждающие наличие прав на земельный участок.

Ходатайство можно составить в свободной форме или по форме, установленной компетентным органом. Например, в Республике Татарстан утверждена форма ходатайства о переводе земельного участка из с/х земель в другую категорию (Постановление Кабинета Министров РТ от 25.10.2006 № 523).

Обоснование перевода земель сельхозназначения в другую категорию

При подготовке документов особое внимание следует обратить на обоснование цели перевода земли из категории сельхозназначения в другую категорию. Как правило, от заявителя требуется предоставить информацию о том, как планируется использовать участок после осуществления его перевода.

В некоторых вариантах (например, при переводе участка в земли промышленности) необходимо обосновать отсутствие иных вариантов для планируемых целей, а также предоставить финансово-экономическое обоснование целесообразности перевода участка в испрашиваемую категорию.

Следует иметь ввиду, что у каждого региона свои требования к документам, на основании которых уполномоченный орган принимает решение о переводе земли в испрашиваемую категорию.

Например, в Московской области дополнительно требуют сообщать:

  • предполагаемую площадь застройки (если планируется строительство объектов);
  • финансово-экономическое обоснование реализации проекта, включающее в себя предполагаемый объем инвестиций, с разбивкой по периодам инвестирования;
  • количество создаваемых рабочих мест (при наличии сведений); предполагаемый средний уровень заработной платы, ожидаемый объем налоговых поступлений в бюджет МО с разбивкой по видам налогов;
  • а также иные сведения, которые указаны в Постановлении Правительства МО от 22.03.2022 № 261/11.

Дополнительные документы

Базовые документы, которые потребуется приложить к ходатайству указаны в п. 4 ст. 2 закона № 172-ФЗ. Это:

  1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для физлиц).
  2. Выписка из ЕГРИП — для предпринимателей; для юридических лиц — выписка из ЕГРЮЛ.
  3. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕРГН) на земельный участок. Почти все региональные акты требуют к ходатайству прикладывать кадастровый паспорт земельного участка.
  4. Согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка в другую категорию (при необходимости).
  5. Отчет государственной экологической экспертизы. Например, экспертиза обязательно проводится при переводе участков в земли особо охраняемых природных территорий и скорее всего потребуется при переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.

Заявитель в обязательном порядке предоставляет только документы, которые удостоверяют его личность и согласие владельца участка (в случае необходимости). Остальные документы могут быть получены уполномоченным органом самостоятельно, в рамках обмена информацией между ведомствами.

Очень часто при переводе с/х земель в другую категорию требуется предоставить сведения о кадастровой стоимости земли (особенно, если речь идет о переводе в земли промышленности). Кадастровая стоимость для этих целей определяется в соответствии с «Методическими рекомендациями…», утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.07.2005 № 145 (письмо Роснедвижимости от 25.09.2007 № ВК/2968). Оценочные работы проводит Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), его территориальные органы и подведомственные организации (Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 № 316).

Помимо перечисленных документов заявитель предоставляет иные документы в соответствии с требованиями нормативных актов субъектов РФ (п. 2 ст. 2 закона № 172-ФЗ). В правовых актах субъектов РФ требования к содержанию ходатайства и перечню прилагаемых документов варьируются в зависимости от заявленного основания перевода.

Так, в Волгоградской области дополнительно потребуются (закон Волгоградской области от 28.07.2006 № 1266-ОД):

  • землеустроительный проект, обосновывающий перевод;
  • расчет потерь сельскохозяйственного производства с указанием качественных характеристик с/х угодий, их кадастровой стоимости по сравнению со среднерайонными показателями;
  • гарантийное обязательство о возмещении потерь с/х производства, оформленное в установленном порядке;
  • согласование перевода с/х земель с исполнительным органом государственной власти ВО, уполномоченным в сфере сельского хозяйства и продовольствия;
  • заключение исполнительного органа гос. власти ВО, уполномоченного в сфере градостроительной деятельности, о соответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка документам территориального планирования.
  • решение постоянной межведомственной комиссии по размещению производительных сил администрации ВО в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами ВО.

Содержание акта о переводе земли в другую категорию

По результатам рассмотрения документов, компетентный орган выносит положительное или отрицательное решение.

Пункт 5 ст. 3 закона № 172-ФЗ устанавливает минимальные требования к содержанию акта (постановления) о переводе участков из одной категории в другую. В нем должно быть указано:

  • основание для перевода земли сельскохозяйственного назначения в другую категории (для сельхозугодий — из перечня, установленного законом);
  • сведения об объекте перевода. Описание границ и местоположения (текстовое и/или графическое) для с/х земель, для земельного участка — площадь и кадастровый номер;
  • исходная категория земли и категория, перевод в которую осуществляется.

Если вынесено отрицательное решение, то оно должно быть обоснованным, то есть содержащим конкретные причины отказа в переводе.

Причины отказа в переводе

К сожалению, ходатайства о переводе земель сельхозназначения в другую категорию удовлетворяются далеко не всегда.

Перечислим основные причины отказа госорганов в изменении категории земли:

  • Есть ограничения либо запреты на законодательном уровне, не позволяющие перевести участок в другую категорию.
  • Испрашиваемое целевое назначение земли не соответствует утвержденным планам на дальнейшее использование территории.
  • Государственная экологическая экспертиза дала отрицательное заключение.

Частой причиной отказа является отсутствие достаточных доказательств, свидетельствующих, что у заявителя нет других вариантов для осуществления задуманных планов (т.е. других участков запрашиваемой категории). Так, суд признал законным отказ в изменении категории участка сельхозназначения, поскольку заявитель имел на праве собственности другие участки категории земель промышленности, на которых он мог разместить автозаправочную станцию (Постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2007 по делу № Ф09-554/07-С6). В постановлении указано, что заявитель не доказал отсутствие иных вариантов размещения объекта, поэтому применению подлежат нормы, устанавливающие приоритет сохранения целевого назначения земли сельхозназначения.

Оспаривание отказа

Как правило, отказ в смене статуса участка действительно имеет под собой основания. Если же собственник считает, что ему отказали незаконно – отрицательное решение можно обжаловать в суде (п.8 ст. 3 закона № 172-ФЗ). Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства.

В зависимости от того, кто является заявителем, спор подлежит разрешению:

  • для юридических лиц и ИП — в арбитражных судах (ст. 29 АПК РФ);
  • для некоммерческих субъектов — в судах общей юрисдикции (ст. 218 КАС РФ).

Для обжалования решения регионального органа власти об отказе в переводе земли из сельхозназначения в другую категорию необходимо подготовить административное исковое заявление.

Срок на подачу иска — 3 месяца с момента, когда заявитель узнал об отказе (п. 1 ст. 219 КАС РФ).

Внесение изменений в ЕГРН

Принятие уполномоченным органом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель в другую категорию не является окончанием процедуры перевода. Изменение категории земель должно быть зафиксировано во всех органах учета объектов недвижимости.

Уполномоченный орган, принявший акт о переводе земли, самостоятельно направляет его копию (в срок до 5 дней с даты принятия) в Росреестр, который в течение 15 дней вносит изменения в государственный кадастр недвижимости и уведомляет всех заинтересованных лиц об этом (ст. 32, 34 закона о регистрации недвижимости).

Перевод земли считается завершенным с даты учета его в государственном кадастре недвижимости (в связи с изменением ее категории). При этом, документы, подтверждающие права на земельные участки, при изменении категории земли не переоформляются (п. 4 ст. 5 закона № 172-ФЗ).

Перевод земли из сельхозназначения в ИЖС в 2022 — 2023

Чаще всего с/х земли пытаются перевести в иную категорию для возведения на них жилых домов, с правом присвоения почтового адреса и регистрацией по месту жительства. В этой связи отметить следующее.

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – это вид разрешенного использования земельного участка. Земельные участки для ИЖС могут находиться только в составе земель населенных пунктов. То есть, фактически необходимо осуществить перевод земли сельхозназначения не в ИЖС, а в земли населенных пунктов.

Такой перевод можно осуществить, но для него необходимы веские основания. Например, расположение участка рядом с населенным пунктом, или наличие плана по развитию территории населенного пункта.

Если в генплане территории не предусмотрены изменения, то необходимо обратиться за внесением таких изменений. Порядок внесения изменений установлен ст. 4.1 закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ. Только после утверждения нового генерального плана собственник имеет право подать ходатайство о смене категории земельного участка. В противном случае перевести надел в земли поселений будет невозможно.

Порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в ИЖС

Если основания для перевода участка в земли поселения есть, то алгоритм перевода стандартный. Первым шагом будет обращение в местные органы власти с ходатайством об изменении целевого назначения земли (п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ). В нем следует указать:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • категорию земли, в состав которых входит земельный участок (земля сельхозназначения) и категорию земли, в которую предполагается осуществить перевод участка (земли населенных пунктов);
  • обоснование перевода земельного участка – перевод земли из сельхозназначения в ИЖС для строительства жилых домов;
  • подтверждение права заявителя на земельный участок.

К ходатайству необходимо приложить следующие документы (п. 4 ст. 2 Закона № 172-ФЗ):

  • выписку из государственного кадастра недвижимости и кадастровый паспорт этого участка;
  • копия удостоверения личности заявителя — физического лица, либо выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ – для предпринимателя или юрлица соответственно;
  • выписка из ЕГРН о правах на земельный участок;
  • согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка (в случае необходимости);
  • иные документы, согласно требованиям регионального законодательства.

Результатом рассмотрения ходатайства будет акт о переводе участка в категорию «земли населенных пунктов» либо об отказе в таком переводе, который будет вынесен не позднее чем через 2 месяца со дня подачи ходатайства и направлен заявителю в течение 14 дней со дня принятия решения.

Перевод земель сельхозназначения в земли промышленности

Согласно российскому законодательству большая часть земельного фонда в РФ определена под земли сельхозназначения. Удаленность таких земель от населенных пунктов делает их идеальными для возведения промышленных сооружений. Но Земельный кодекс запрещает возводить постройки такого типа на с/х землях. Единственным выходом из подобной ситуации является перевод земли из категории сельхозназначения в промназначение.

Для перевода с/х угодий в земли промышленности, необходимо наличие следующих условий (как минимум): непревышение среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) и отсутствие иных вариантов размещения промышленных объектов (подп. 4 п. 1 ст. 7 з № 172-ФЗ).

В обязательном порядке к пакету документов прикладывается проект рекультивации. Это комплекс мероприятий, который необходим для восстановления окружающей среды в результате ведения планируемого вида деятельности. Помимо этого, в большинстве случае требуется проводить экологическую экспертизу.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в ЛПХ

Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) – это деятельность на земельном участке с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Сюда входит производство и переработка сельхозпродукции для собственных нужд (излишки продукции можно продавать).

Согласно положениям закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ, наделы с разрешенным использованием под личное подсобное хозяйство (ЛПХ) могут располагаться как на сельскохозяйственных землях, так и на землях поселений.

Сельскохозяйственные наделы для целей ЛПХ называют полевыми, участки в черте поселений получили название приусадебных (ст. 4 закона № 112-ФЗ).

Приусадебные земли можно использовать для:

  • производства с/х продукции;
  • возведения жилых строений, производственных помещений для домашних животных и птицы.

Полевые земли подходят исключительно для производства сельхозпродукции. Возведение построек капитального характера на этих участках не допускается.

Поэтому, чтобы использовать с/х участок в целях ЛПХ можно:

  • изменить существующий ВРИ участка на ВРИ «ЛПХ» в рамках имеющейся категории земли. Причем сделать это достаточно просто.
  • пройти процедуру смены категории участка «земли с/х назначения» на категорию «земли населенных пунктов» для присвоения участку статуса приусадебного. О том, как это сделать мы рассказали выше.

Финансово-экономическое обоснование перевода земель сельхозназначения в другую категорию

При изъятии земельного участка из категории земель сельхозназначения в категорию земель промышленности, транспортной инфраструктуры, связи, размещения свалки или иного назначения производится его полная экономическая оценка.

Под показателями экономической оценки в земельном законодательстве следует понимать:

  • Кадастровую стоимость;
  • Нормативную цену.

Кадастровая стоимость есть не что иное, как капитализированный расчетный рентный доход. В случаях, предусмотренных земельным законодательством РФ, значение кадастровой стоимости используется для целей налогообложения. Кроме того, данный показатель является интегральным показателем оценки качества земли с учетом состава угодий и их качества, площади участка, его месторасположения, степени востребованности и его природных свойств. Если речь идет об угодьях, используемых для целей сельскохозяйственного производства, одним из самых важных показателей является плодородность, физико-химический состав почвы и присутствие достаточного количества питательных веществ.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процессе проведения государственной кадастровой оценки земель. При необходимости привести кадастровую стоимость в соответствие с рыночной, первая определяется в процентном отношении от второй.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земельного участка регламентируется требованиями актов Правительства РФ.

Расчет кадастровой стоимости 1 га земель сельскохозяйственного назначения определяется по формуле:

Важно понимать, что расчет кадастровой стоимости производится с учетом индекса технических свойств, удаленности и капитализации расчетного рентного дохода.

Индекс технических свойств – основополагающий показатель, указывающий на степень плодородия почв.

Приведем пример: При расчете кадастровой стоимости переводимого земельного участка была применена формула: Проводя расчет кадастровой стоимости переводимого сельскохозяйственного участка в земли иного назначения важно учитывать средний уровень кадастровой стоимости. Т.е. удельный показатель кадастровой стоимости конкретного объекта не должен превышать среднего показателя по муниципальному району, в котором он расположен.

Каждый муниципальный район РФ закрепляет нормативные цены на земли различного назначения особым актом «Об определении нормативной цены на 20хх год». Как правило, самую высокую нормативную стоимость имеют земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов». Самая низкая предусматривается для участков, занятых особо охраняемыми территориями и объектами.

Таким образом, прибыль или убыток от перевода сельскохозяйственных угодий в земли иного назначения зависит именно от того, для чего в будущем будут предназначены данные участки.

Произведем сравнительный анализ кадастровой стоимости объекта при переводе одного и того же участка сельхозназначения в земли, предназначенные для размещения электростанций и земельные участки, предназначенные для дачных и садоводческих объединений.

Как мы видим, в одном случае наблюдается убыток, тогда как в другом – неоспоримая прибыль.

Данная система оценки распространяется на земли всех категорий основного целевого назначения. Исключения составляют участки, попадающие под действие иного порядка возмещения потерь.

Важно помнить, что перевод земельного надела в иную категорию возможно только в случае полной невозможности использования его в соответствии с ранее установленным целевым назначением.

Как правило такие решения принимаются:

  • При возникновении чрезвычайных экологических и технологический обстоятельств;
  • Для выполнения международных обязательств РФ;
  • Для размещения объектов государственного или муниципального назначения при отсутствии иных вариантов их дислокации;
  • При изменении границ населенного пункта.

При этом, в каждом конкретном случае, следует обосновать данное решение и привести неоспоримые доказательства того, что за изъятием участка из состава земель сельхозназначения не последуют необратимые негативные последствия для сельскохозяйственного производства. Именно для этого, вместе с ходатайством, кроме обязательной кадастровой оценки земли, в обязательном порядке предоставляются расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного производства.

Порядок возмещения убытков и потерь для сельскохозяйственного производства регулируется:

  • Земельным кодексом РФ;
  • ФЗ № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г. № 77 «Об утверждении положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства».

Размер убытка от перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Возмещение убытков собственникам земельных угодий сельхозназначения возлагается на подателей ходатайства (органы государственной власти или органы местного самоуправления) о переводе угодий из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.

Размер потерь определяется с использованием планово-картографических материалов, данных почвенных обследований и Государственного кадастра недвижимости и мониторинга земель. Как мы уже сказали выше, потери компенсируют лица, ходатайство которых о переводе земель из одной категории в другую было удовлетворено. Расчеты о суммах потерь согласовываются всеми заинтересованными сторонами и оформляются актом, который прилагается к самому ходатайству.

Потери в сфере сельхозпроизводства, обусловлены изъятием сельскохозяйственных угодий с целью их использования в сферах, не связанных с производством сельскохозяйственной продукции. В первую очередь экономические потери возникают как следствие безвозвратной потери площадей сельскохозяйственных угодий. Иным вариантом может быть значительное снижение плодородных качеств угодий в ходе негативного воздействия на них продуктов деятельности предприятий и учреждений. Возмещение такого рода потерь может выражаться в мероприятиях, направленных на восстановление плодородных характеристик земельных наделов.

Важно! Сама процедура перевода земельного участка из одной категории в другую производится совершенно бесплатно. Оплате подлежат только выполненные в рамках перевода земельно-кадастровые работы.

Таким образом, перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию является довольно сложной и трудоемкой процедурой. Перед обращением за изменением категории придется провести серьезную подготовительную работу, собрать внушительный пакет документов и получить согласования в различных ведомствах. Для получения положительного результата необходимо учитывать требования не только федерального законодательства, но нормативно-правовых актов регионального характера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *