Металл который не ржавеет
Перейти к содержимому

Металл который не ржавеет

  • автор:

Какой металл не ржавеет?

Если разговор идет именно о ржавчине. То нержавеет любой цветной металл будь то алюмминий, медь, бронза, серебро, золото и так далеп но они и еют свойство окислятся. Если быть точнее то большее колличество из них. Но есть так же металл который и не ржавеет и не окисляется но имеет возможность видоизменятся и переходить в иное не материальное состояние и это всем известная ртуть которая просто напросто испаряется.

Существуют черные и цветные металлы, и если черные подвержены коррозии, то цветные металлы не ржавеют. К черным металлам относятся: железо, сталь, чугун — они все рано или поздно ржавеют.

К цветным же металлам относятся:

  • медь и ее сплавы (бронза, латунь),
  • алюминий и его сплавы (дюралюминий, силумин),
  • свинец,
  • олово,
  • цинк, хром (не зря же ими покрывают железные детали (цинкование, хромирование), защищая их тем самым от коррозии).

Не подвержены ржавчине также и благородные металлы — это золото, платина, серебро.

Кстати, существует нержавеющая сталь, ее еще просто называют "нержавейка". Эта сталь из-за высокого содержания хрома также устойчива к ржавчине.

Есть такой материал — нержавеющая сталь, из которого производят посуду или мангалы и коптильни, но как показала практика — это не правда и товары из такого материала все равно со временем ржавеют.

А вот золото, серебро, медь, латунь, бронза и другие ценные породы металлов не ржавеют.

"Есть такой материал — нержавеющая сталь, из которого производят посуду или мангалы и коптильни, но как показала практика — это не правда и товары из такого материала все равно со временем ржавеют"

— Бред не на чём не основанный, нержавейки ржавеют только тогда когда их производят не правильно, или когда они подвергаются сильному оскилению! — 3 года назад

Строго говоря, алюминий "ржавеет", поскольку алюминиевые изделия всегда покрыты естественно возникающим тончайшим слоем оксида алюминия. Именно поэтому при пользовании алюминиевой утварью не наступает отравление, — так мне объяснили ещё в советской школе на уроке химии, не вижу причин сомневаться в этой информации.

Однако ржавчиной мы называем только один-единственный — оксид железа, и то не всякий, а лишь (III), описываемый формулой "феррум два о три" Fe2O3.

оксид железа формула

Выглядит он так:

оксид железа

(Скриншот презентации, которую полностью можно посмотреть здесь).

В реальной жизни практически не приходится иметь дело с металлами в чистом виде, лишь со сплавами, в которых преобладает какой-либо элемент (или несколько). Поэтому если некий металл начинает ржаветь, значит, это сплав, в состав которого входит железо с примесями углерода, и оно уже начало взаимодействовать с водой.

Следы подобных взаимодействий видны и на изделиях из благородных металлов (серебро, золото), которые вдруг потемнели. Неадекватные бабки в таких случаях требуют молиться и каяться за совершённые грехи (если потемнел нательный крестик), выводить шлаки, чистить чакры или срочно заняться кармой (смотря какой именно религией или суеверием они пришиблены), однако всё гораздо проще: неблагородные составляющие сплава окислились, и это стало заметно. Сколько в золоте именно золота, показывает проба в промилле. 375 проба означает 37,5% Au, а всё остальное может быть каким угодно металлом — вот и делайте вывод, стоит ли инвестировать средства в такие побрякушки.

Почему не ржавеет нержавейка?

Почему не ржавеет нержавейка?

Интересно

Даже по названию «нержавейка» понятно, что она не подвергается коррозии или все же ржавеет, но не так сильно, как обычная сталь. Продукция с использованием нержавеющей стали используется практически во всех сферах деятельности человека. Материал обладает не только повышенной устойчивостью к коррозии, а и высокой прочностью.

Что такое нержавеющая сталь? Виды и история открытия

Нержавеющая сталь, которая также известна как «нержавейка», представляет собой устойчивую к коррозии легированную сталь. Обладает высокой термоустойчивостью. В зависимости от типа стали в ее состав могут входить: хром, углерод, никель, азот, молибден, медь, ниобий, селен, сера, алюминий, титан, кремний.

Ученые Пьер Бертье и Майкл Фарадей в 1820-х годах заметили, что железо с хромом обладает устойчивостью к кислотной коррозии. Но тогда им было неизвестно, что особенную роль играет еще и невысокое содержание углерода. В 1912 году инженеры из Германии впервые получили патент на изготовление нержавеющей стали.

А вот понятие «нержавеющая сталь» ввел в оборот Гарри Брирли, инженер из Англии. Брирли также экспериментировал с разными сплавами и пришел к выводу, что наибольшей устойчивостью к коррозии обладает сталь с повышенным содержанием хрома. Нержавейка изначально использовалась для производства столовых приборов.

Декоративные листы из нержавеющей стали

Декоративные листы из нержавеющей стали

Есть 3 группы нержавеющей стали:

  • жаропрочная – обладает высокой механической прочностью во время воздействия высокой температуры;
  • жаростойкая – имеет повышенную устойчивость к коррозии в агрессивной среде и высокой температуре (чаще всего применяется на химзаводах);
  • устойчивая к коррозии – обладает высокой стойкостью к коррозии, используется в несложной промышленности и в бытовых условиях.

Самыми распространенными являются такие виды материала, как AISI 304 и AISI 316. AISI – это маркировочная система для нержавейки. Появилась она в США, затем – в Европе и по всему миру. Аналогами этой стали в России по ГОСТу являются марки 08Х18Н10 и 08Х16Н11М3 соответственно.

AISI 304 содержит небольшое количество углерода – 0,08% максимум, а масса хрома в ней составляет 18-20%. Сталь используется для производства различного оборудования (для пищевых, химических предприятий), систем вентиляции, дымоходов, кухонных принадлежностей, хранения и транспортировки напитков и др.

AISI 316 отличается наличием в составе 2,5% молибдена. Он делает нержавейку устойчивой к высоким температурам, агрессивным средам и коррозии. Из стали этой марки производят оборудование для химической промышленности и различные изделия, которые длительное время контактируют с холодной морской водой. Также из нее делают поручни для общественных бассейнов – материал не боится постоянного взаимодействия с хлором.

Почему не ржавеет нержавейка?

Качественная нержавеющая сталь отличается долговечностью и устойчивостью к агрессивному воздействию разных веществ и внешней среды. Основные компоненты, которые препятствуют коррозии – это никель и хром. Чем выше содержание хрома, тем лучше сопротивляемость ржавчине. В нержавеющей стали содержится около 13% хрома. Поэтому на поверхности создается слой из оксида хрома, который препятствует окислению и разъеданию агрессивными веществами.

Химический состав стали AISI 304

Химический состав стали AISI 304

Что будет, если слой оксидный слой нарушится? Главная особенность такой поверхности – самовосстановление. Если изделие из нержавейки поцарапать или как-то еще повредить, то ржавчина на нем не образуется – защитный слой появится вновь.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Металл, который не ржавеет

Металл, который не ржавеет | Фотография 1 Металл, который не ржавеет | Фотография 2 Металл, который не ржавеет | Фотография 3 Металл, который не ржавеет | Фотография 4 Металл, который не ржавеет | Фотография 5 Металл, который не ржавеет | Фотография 6 Металл, который не ржавеет | Фотография 7 Металл, который не ржавеет | Фотография 8

В 1932 году Уральский обком партии принял решение об издании на строящемся металлургическом гиганте многотиражной газеты, которой предстояло стать информационным рупором молодого предприятия. К этому времени уже действовали рудник, коксовые батареи, две доменные печи и несколько вспомогательных цехов. Из квалифицированного персонала – 156 инженеров и 116 техников, а для остальных, коих были тысячи, основным орудием труда по-прежнему оставалась лопата. Для дальнейшего развития комбината необходимо было масштабное техническое обучение молодых рабочих и переобучение старых мастеров, не желавших расставаться с дедовскими методами труда. В этот процесс должна была включиться и заводская многотиражка.

Редакция газеты, которая получила название «За металл», располагалась в нескольких комнатах двухэтажного деревянного барака позади гостиницы для приезжих специалистов. В штат входили пять человек, из имущества – пишущая машинка и лошадь с телегой. Редактором нового печатного органа назначен помощник начальника основного механического цеха Рафаил Шнейвайс. Газета выходила четыре раза в неделю на двух полосах. Главными её авторами были рабкоры.

В 1933 году из-за дефицита бумаги газета «За металл», как и большинство многотиражек в стране, была закрыта. Возобновить её выпуск удалось лишь в 1935 году. На заседании горкома партии было решено назвать возрождённую многотиражку «Магнитогорский металл», поскольку продукция ММК к этому времени считалась в стране символом мощи и славы тысяч людей. Редакцию разместили в здании заводоуправления в комнате № 7, а ответственным редактором назначили заведующего отделом газеты «Магнитогорский рабочий» Якова Резника. Несмотря на смену «вывески», основной принцип заводской многотиражки остался прежним: главный сотрудник газеты – рабочий корреспондент. Поначалу в газету, которую читатели для экономии времени стали именовать «ММ», приходило по три–пять заметок в день, постепенно число сообщений увеличилось до 300 в месяц. Летом того же года редакция «Магнитогорского металла» организовала семинар рабкоров, который со временем перерос в школу рабкоров и редакторов. В программу подготовки входили азы журналистской деятельности. В газету мешками приносили письма с просьбой зачислить в «число рабкоров».

В конце тридцатых годов многотиражка была закрыта. Вновь её начали издавать в 1939 году. И вновь основная нагрузка легла на плечи рабкоров – профессиональных журналистов в штате почти не было. Осложняло дело и отсутствие собственной полиграфической базы.

Поначалу многотиражку печатали в типографии металлургического комбината, затем – в типографии «Магнитогорского рабочего».

До 1941 года «Магнитогорский металл» считался печатным органом Сталинского райкома партии, управления комбината и завкома металлургов. В начале Великой Отечественной войны он перешёл в ведение заводского партийного комитета, заводоуправления и профкома. Количество выходов газеты сократилось с 24 в месяц до одного раза в неделю. В таком режиме «Магнитогорский металл» работал всё военное лихолетье. В этот период редакцию возглавляли П. Печёнкин, О. Гольденберг, Э. Гольдман, Н. Горшенев, И. Левшенко, Е. Клемин. Тираж «Металла» не превышал трёх тысяч экземпляров. С 1947 по 1949 год редакция «Магнитогорского металла располагалась в трёх маленьких комнатах на нижнем этаже Дома культуры трудовых резервов, штат её состоял из пяти человек: возглавлял газету фронтовик Дмитрий Максимович Гнилорыбов, ответственным секретарём был Ефим Иванович Клемин. В штат входили также секретарь-машинистка, корреспондент и литработник Роза Александровна Рудных. Газета выходила тиражом до 10 тысяч экземпляров. В 1947 году, в преддверии летнего спортивного сезона, по инициативе редакции «Магнитогорского металла» была организована легкоатлетическая эстафета, в которой приняли участие тысячи магнитогорцев. В пятидесятых–шестидесятых годах «Металл» из номера в номер писал о становлении на ММК коллективов коммунистического труда. За этот период в газете сменилось четыре редактора: Владимир Щибря, Геннадий Рыбаков, Петр Погудин и Владимир Шураев. В 1960 году журналисты «Магнитогорского металла» выступили с предложением создать при газете литературную группу – «Магнит». Но газета не забывала и о своих основных обязанностях – пропаганде трудовых достижений ММК. В семидесятых годах «ММ» возглавляли Юрий Левицкий и Юрий Чередниченко. В 1980-е годы главным автором «Металла» по-прежнему оставался рабочий корреспондент. Около двухсот рабкоров постоянно писали в «Магнитогорский металл». До 1990-х годов «Магнитогорский металл» выходил с периодичностью три раза в неделю тиражом от 6 до 11 тысяч экземпляров. По новой концепции, разработанной в 1992 году, газета, оставаясь корпоративным изданием, вышла за пределы комбината и стала первой по значимости в городе.

Когда в 1996 году «в интересах экономии» руководство градообразующего предприятия рассматривало возможность сокращения трёхразовой периодичности выхода «ММ» и превращения его в еженедельник, именно подписчики помогли отстоять газету.

В ходе подписной кампании более 18 тысяч семей проголосовали за «ММ». В конце 90-х, лишившись финансирования, исчезло подавляющее большинство многотиражных газет. Выжили лишь те, кто сумел выйти на новый качественный уровень и найти свою нишу на газетном рынке. В числе «выживших» был и «Магнитогорский металл». Этот период связан с именем главного редактора Станислава Рухмалёва. Именно ему принадлежит заслуга преобразования многотиражной газеты ММК в современный печатный орган, определяющий лицо легендарной Магнитки. С 2001 года бывшая многотиражка приобрела статус общегородского издания – редкий случай в истории отечественных СМИ. С 2005 года редакция обрела юридическую самостоятельность – стала автономной некоммерческой организацией. С этого же времени начал работу электронный близнец «ММ»: газету стали читать не только в России, но и в бывших советских республиках, в Европе, Азии, Южной Америке, в США и Канаде. Постепенно деловой портрет «ММ» приобрёл новые черты – «газета для всех и обо всём». В начале 2015 года резко выросли цены на бумагу. Руководством газеты было принято непростое решение уменьшить формат издания. Благодаря поддержке ММК – учредителя и социального партнёра – удалось сохранить и коллектив, и высокий тираж. В 2018–2019 году из-за постоянного роста тарифов на услуги «Почты России» главный редактор «ММ» Олег Фролов принял эпохальное решение – отказаться от услуг почты и доверить распространение «Металла» службе доставки газеты «Магнитогорский рабочий». Это позволило сохранить тираж, полосность, периодичность, а главное – коллектив газеты.

В настоящее время, учитывая скорость жизни и потребность читателей в новой информации, «ММ», сохраняя традиционный «бумажный» формат, активно развивает свои сетевые версии. На сайте «ММ» свежий номер газеты появляется за двенадцать часов до того, как она попадёт в почтовые ящики. Кроме того, через специализированный сервис можно подать рекламу, объявление, поздравление, соболезнование – вся процедура займёт считанные минуты. Полным ходом идёт разработка приложений «ММ» для мобильных телефонов на платформах Android и iOS – это позволит читателям всегда быть в курсе последних событий в городе и регионе. По мнению главного редактора «Магнитогорского металла» Олега Фролова, уход читательской аудитории в «цифру» не угрожает судьбе крупных печатных изданий. У интернет-версий и традиционных газет и журналов разные задачи, поэтому они не противостоят, а дополняют друг друга. Задачи сетевых ресурсов – оповещение, анонс интересных новостей, событий и тем. Но без аналитики, оценки произошедших событий, проверки фактов информационная картина выглядит неполноценной. Иными словами, традиционная газета выигрывает не в оперативности, а в качестве.

Свой 86-й день рождения «Магнитогорский металл» встречает на подъёме. Газета продолжает выполнять свою главную функцию: сообщать 67 тысячам читателей честно и объективно действительно о главном.

Почему суда не делают из нержавеющей стали, чтобы изначально избежать проблем с коррозией?

Ржавчина — это намного более серьезная проблема, чем может показаться на первый взгляд. Ущерб, который наносит коррозия металлов, составляет в развитых странах от 2 до 4% ВНП. При этом каждый год общая масса вышедших из строя по причине коррозии конструкций, деталей и оборудования составляет от 10 до 20 % мирового производства стали.

Коррозии наиболее подвержены те объекты, что регулярно контактируют с водой, например, корпуса судов. Казалось бы, решить эту проблему можно было бы при помощи нержавеющей стали, однако она крайне редко применяется при строительстве корпусов кораблей. Получается, что у нержавейки есть какие-то серьезные недостатки, но какие именно? Давайте разбираться.

Сталь, которая (не) ржавеет

Нержавеющая сталь — это целое семейством сплавов, основу которых составляет железо и как минимум 11% хрома.В состав некоторых видов нержавейки входят кремний, титан, ниобий, никель, алюминий, селен, молибден, азот и другие элементы.

Независимо от сплава, нержавеющая сталь при определенных условиях будет ржаветь. Изначально на поверхности металла образуется тонкая оксидная пленка (преимущественно окись хрома), которая защищает его от дальнейшей коррозии. Очень важно, чтобы защитная пленка сохраняла свою целостность, не имела пор или трещин, иначе поврежденные участки начнут ржаветь. Для образования или восстановления оксидной пленки необходим кислород, его очень много в воздухе и недостаточно много в воде. Зато в морской воде содержится соль, которая служит катализатором коррозии.

Таким образом малейшее повреждение поверхности, которое неизбежно возникнет как результат естественного износа, даст старт коррозионным процессам у вроде бы «нержавеющей» стали. В частности, в подводной части наружной обшивки кораблей часто возникают трещины — это следствие усталости металла, который долгое время находится под воздействием вибраций. Конечно, нержавейка даже в таких условиях сможет дольше противостоять коррозии, чем обычная конструкционная сталь (если последняя ничем не защищена), но есть ещё несколько «но».

Сложности в работе

Построить корпус судна из нержавеющей стали намного сложнее, нежели из обычной стали. Нержавейка становится очень твердой и одновременно хрупкой при повторяющихся нагрузках. Из-за этого сверление нержавеющей стали должно выполняться медленно, под давлением и таким образом, чтобы режущая кромка сверла действительно аккуратно «срезала» металл.

Любое избыточное трение или отсутствие давления при сверлении приведет к потемнению стали, и она затвердеет до такой степени, что станет местами тверже, чем стандартное сверло из быстрорежущей стали. Про этот нюанс можно забыть, если использовать кобальтовые сверла, но последние в несколько раз дороже.

С нержавейкой существует также отдельная проблема с коррозионной стойкостью сварных швов из-за пористости. Впрочем, проблемы возникают не только при сварке: деформация крепежных элементов из нержавейки (особенно болтовых соединений) — не такое уж редкое явление.

Цена вопроса

Работы с нержавеющей сталью обходятся дороже, но что там со стоимостью самого материала? AISI 304 — это самая распространенная и одна из наиболее доступных марок нержавеющей стали в мире. Стоимость холоднокатаного листа AISI 304 находится в диапазоне от 300 до 400 рублей за кг. В то же время холоднокатаные листы стали без антикоррозионных свойств обходятся примерно в 65. 70 руб. за кг.

Получается, что нержавейка обходится

в 5 раз дороже. Разумеется, эта разница сильно скажется на конечной стоимости корабля, ведь согласно исследованиям затраты на оплату труда и материалы составляют примерно 70% от общих затрат на судостроение. 30% от этого приходится на сталь, и это сопоставимо со стоимостью главного судового двигателя.

Существующие суда

Да, несмотря на всё вышесказанное, всё-таки нашлись умельцы, которые в 2014 году решили строить суда из нержавеющей стали. Правда это вовсе не океанские лайнеры или нефтяные танкеры, а яхты для состоятельных господ и патрульные катера. Речь о шведской компании Stainless Steel Yachts.

Они использовали дорогую дуплексную нержавеющую сталь марок Super-Duplex 2507 и Hyper-Duplex 3207, чтобы обеспечить лучшие антикоррозионные свойства в условиях постоянного контакта с морской водой, чем у той же AISI 304, но всё равно столкнулись со множеством сложностей в процессе сборки. Их яхты оказались слишком дорогими по меркам класса, в итоге после нескольких лет миллионных убытков компания объявила о банкротстве в марте 2022 года.

Вывод

Хотя судно с корпусом из нержавеющей стали позволяет тратить меньше времени и денег на обслуживание, но сложность работы и высокая цена даже сравнительно доступных марок нержавеющей стали делает её применение нецелесообразным. В целом обычную сталь не так уж и сложно защитить от ржавчины. Эпоксидная грунтовка, смазка, обслуживание в сухом доке раз в

5 лет, электрохимическая защита в виде расходуемых анодов из цинка или алюминия — всё это позволяет стальным панелям служить по 25 — 30 лет. К этому времени судно обычно устаревает морально и технически, и судовладельцу становится выгоднее приобрести новый корабль, а не использовать старый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *